Экономика

Ремонт обуви и "сэконд-хенд"

13.03.2009, 00:50
{Ремонт обуви и "сэконд-хенд"} Молдавские Ведомости
ремонт обувиПервый объект для исследования - бывший Дом быта на улице Армянской, тот, что напротив Центрального рынка. Корреспондент "МВ" искал администрацию Дома быта, а попал в швейную мастерскую "Dalia" - ремонт, переделка и изготовление одежды. В ней занято 25 женщин. Несмотря на кризис, никто не спешит ремонтировать илипеределывать старую одежду. "Мы работаем на проценты, - говорит заведующая мастерской Иоанна Тэнасе, - и, конечно, заинтересованы в больших заказах. Ждем теплые месяцы, тогда объем работ увеличивается. Зима всегда была у нас плохим сезоном". Я поинтересовался - кризис, не растет ли число клиентов, желающих отремонтировать одежду. "Нет, - ответила администратор. - В прошлом году заказов было намного больше".

Обувная мастерская "Pantofior" - 10 сапожников, шьют, стучат молотками, обрабатывают набойки. Кажется, работа кипит. "Но посмотрите, где заказчики? - спрашивает Мария Горе - администратор мастерской. - Ни одного". Действительно, лишь в коридоре одна девушка с босой ногой ждала, когда отремонтируют каблук ее сапога. "Что вы хотите, у нас только в доме быта четыре мастерские - две на первом этаже, по одной на втором и третьем. Еще одна в подвале, и ниже, по улице, тоже мастерская". Действительно, проходя по второму этажу, через застекленную дверь увидел зал сапожной мастерской. Абсолютно пустой. Сапожник, сложив руки на груди, ждал случайного клиента.

"Я работаю в этой системе очень давно, - рассказала Мария Васильевна. - Помню, в советские времена очередь сдающих обувь на ремонт выходила аж на улицу. Так что судите сами, какой был спрос тогда и какой сейчас". В коридоре и вестибюле могло выстроиться человек 25-30 и еще неизвестно, сколько могло быть на улице. Золотое было время для обувщиков.

"А теперь работа у нас перед Новым годом и накануне учебного года. Зима всегдаплохой сезон. С 1 по 14 января никакой работы. Тем не менее, в зимний день мастерскую посещают человек 20. А вот летом "мертвый сезон" - 5-8 человек. Все заказчики в отпусках, - сказала Мария Васильевна, - обувь ремонтировать некому".

В магазинах "сэконд-хенда" тоже никакого ажиотажа. Я искал большой турецкий магазин "сэконд-хенда", который находится на втором этаже фабрики "Ионел". Но не разобрался и попал в другой. В полутемном и холодном зале всего один человек - продавщица в теплой куртке. Вопросов о спросе на поношенные вещи можно было не задавать - все было ясно без слов.

Зато в турецком магазине "Gianer Gian" спрос на вещи "сэконд-хенд" относится к коммерческой тайне. "Мне не нужны точные цифры, - говорил я, - только скажите, растет спрос или нет:". "Помните, как говорил Буба Касторский, - отвечала директор. - "Я иногда часто чистил обувь, иногда редко, а когда идет дождь, так я вообще не чистил". Так и у нас". Понятно, что спрос на старые вещи не постоянный и не регулярный. Но все-таки есть. Иностранный инвестор вряд ли держал бы такой большой бесприбыльный магазин. Значит, обороты все-таки есть и, как я понял из разговора с директором, в субботу покупателей много. Были они и во вторник, 10 марта. Покупатели разных возрастов перебирали и рассматривали вещи, вывешенные на вешалках. Кое-кто даже делал покупки. Но этот магазин хорошо известен в Кишиневе, к тому же расположен возле Центрального рынка - самое людное место в столице. Поэтому вряд ли этот магазин может служить типичным примером хорошего спроса на одежду "сэконд-хенд".

Частный продавец "сэконд-хенда" в статье не планировался. На Чеканском рынке мимоходом спросил его, как торговля - не стала ли она лучше в кризисное время. И что ответил мне продавец? Вы не поверите, но он сказал: "Как в том кино: "Я иногда часто чистил обувь...". Это что, профессиональный лозунг продавцов "сэконд-хенда"?

Продавец оказался красноречивым. Все, что он сказал, привожу ниже без всякой паузы: "Анжела! Неси сюда кофе! Пожалуйста, черный... Вы будете? Нет? А я, с вашего позволения, буду... Молодой человек, я не скажу, что стали покупать лучше или хуже. Покупают, как всегда. Понимаете, "сэконд-хенд" покупают те, кто имеет работу в Молдове. На нашу зарплату, сами знаете. Неужели у вас есть подозрения, что гастарбайтер придет ко мне покупать "сэконд-хенд"? Вот видите, вам смешно. Мне тоже. По поводу кризиса больше паники, чем реальности. Все боятся этого кризиса. Я тоже. Но как он выглядит и с какой стороны он придет, никто не знает, поэтому на всякий случай придерживаю деньги. Это массовый психоз. Надо быть сильной личностью, чтобы не пасть под его влияние. Многие не могут. Я тоже. Не смотрите на меня, как на доморощенного философа. Я экономист. 20 лет отдано любимой специальности. Только не изображайте меня в статье жертвой экономических обстоятельств нашего времени. Я добровольно. И считаю, что лучше я буду работать сам на себя, среди "сэконд-хенда", чем на вечно недовольного хозяина.

Я умею читать газеты и слушать телевизионные новости: кризис затронул мегаполисы. Кишинев не мегаполис. Москва - вот мегаполис и там действительно кризис, потому наши гастарбайтеры возвращаются домой. И им есть чем дома заниматься. По Кишиневу 6 тысяч рабочих вакансий. Пусть зарплата 1000 леев, но это лучше чем ничего. Но знаете, даже с такими зарплатами никто не ринулся ко мне покупать "секонд-хэнд". Потому думаю, не все так плохо и кризис больше в нашем сознании, чем на самом деле".

Иван ВАН

Комментарии (0) Добавить комментарии