Экономика

Решение о приватизации - окончательное и обжалованию не подлежит

13.09.2013
{Решение о приватизации - окончательное и обжалованию не подлежит} Молдавские Ведомости
 «Air Moldova», Электросети NORD и Nord-Vest, АО «Молдтелеком», винно-коньячный комбинат «Aroma», АО «Tutun CTC», «Vinuri Ialoveni», АО «Фармако», АО «Inlac», предприятия дорожного хозяйства, недостроенные объекты социального назначения (кинотеатры, клубы, кинотеатры, медицинские пункты и даже детские сады и школы).
 
Правительство на этой неделе утвердило список объектов публичной собственности, которые будут выставлены на приватизацию. Решение вызвало большой резонанс в обществе и принималось в условиях нечастых для работы кабмина жарких баталий. Тем не менее, из первоначального списка в 190 объектов было исключен лишь один.
 
Оценка государственного управления – «минус»
 
Предваряя обсуждение постановления правительства о списке объектов публичной собственности, выставляемом на продажу, вице-пермьер-министр Валерий Лазэр сразу объявил: «Политическое решение о приватизации принято давно, еще тогда когда с нашей подачи парламент утвердил перечень предприятий, не подпадающих под приватизацию. Это значит, что сегодня не та ситуация, чтобы обсуждать, надо приватизировать или нет. Мы лишь должны решить как и когда».
 
Свою позицию Лазэр подкрепил ещё одним аргументом: «Сегодня я не случайно взял с собой отчет, который мы представляли в правительстве d последние три-четыре года о результатах администрирования этой собственности. К сожалению, в этой рубрике за редкими исключениями вы найдете лишь категории «минус»: 10, 20 и так далее миллионов лей… Так что, когда кто-то из вас будет настаивать сохранить эти объекты в своем управлении, я буду демонстрировать эти цифры».
 
Грозное предупреждение, тем не менее, не сработало. Сразу же за вступлением вице-премьера разгорелись баталии, продлившиеся около часа – большую часть работы кабинета в этот день. Башкан АТО Гагаузия Михаил Фурмузал выразил сомнение в том, что сейчас подходящий момент для таких действий, так как политическая и экономическая ситуация в стране неблагоприятные, и приватизация не будет понята народом.
 
«Это структурная реформа»
 
Непопулярность разгосударствления публичной собственности в обществе признал и сам Лазэр. Но при этом от своей позиции не отступил, призывая эту самую общественность правильно воспринимать действия властей.
 
По словам чиновника, «это не просто приватизация, это структурная реформа. Государство избавляется от лишних функций. Оно должно заниматься экономической политикой, а не администрированием бизнеса, который должен был либерализован. У государства свои функции. Второй аргумент: приватизация – это инвестиции, если она проведена транспарентно. Мы должны дать жизнь этим объектам. Это означает развитие, рабочие места, зарплаты и налоги в бюджет. Ну, и не последний момент – государству нужны деньги на инфраструктурные проекты. Все признают, что государство неэффективный менеджер, а когда доходит до дела – уже не согласны».
 
Что же касается приемлемости момента, у вице-премьера и на это нашлось объяснение. По словам Лазэра, конъюнктура сейчас для продажи предприятий действительно не лучшая, но лучшей она и не будет. А ценность объектов со временем снижается, и потом мы их вообще не продадим. Позицию министра экономики поддержал премьер Юрие Лянкэ.
 
По-тихому не вышло
 
В защиту своей собственности яростно выступил глава АН РМ Георге Дука. По его мнению, из списка приватизируемых следовало исключить три объекта: типографию академии, которая публикует работы ученых, столовую и базу отдыха на берегу Черного моря. Они нужны АНМ и находятся на самоокупаемости.
 
Но Лазэр предложил разобраться с формой регистрации объектов. Они, мол, не должны быть предприятиями, хоть и государственными, так как не занимаются предпринимательством. Более подходящий статус – для них объекты публичной собственности. С призывом перерегистрировать свою собственность министерство экономики обращалось ко всем ведомствам. Но они этого так и не сделали. С базой отдыха академии ситуация, по мнению Дуки, в случае приватизации будет вообще казусной: учреждение взяло у украинцев участки земли в аренду на 36 лет…
 
С приватизационными планами-ураганами категорически не согласен и министр молодежи и спорта Октавиан Бодиштяну.
 
«Нас обвиняют в том, что мы не делаем инвестиций в инфраструктуру спорта. Но по закону у нас два главных объекта публичной собственности: республиканский стадион и легкоатлетический манеж. Стадион разрушен. Манеж приватизируется. А с нами никто даже не посоветовался, но мы же инвестировали в него в последние два года около 10 миллионов лей. Это стратегический объект для нас и единственное место занятий профессиональных спортсменов. Я прошу исключить его из списка».
 
Но даже в этом случае, глава минэкономики был неумолим. В списке объекты нужно оставить, переоформить в публичные структуры, а затем разбираться, что делать.
 
Список, кстати, составлен еще в 2007 году, а сейчас лишь корректируется: 33 предприятия за это время прекратили свое существование, зато были добавлены новые. То, что правительство утверждает список, пояснил Лазэр, не означает, что эти объекты будут проданы уже завтра: «Более того, мы будем консультироваться с руководством всех ведомств, в управлении которых они находятся».
 
Тем не менее, для того, чтобы члены кабмина проголосовали за спорное постановление, Юрие Лянкэ в качестве компромисса предложил обсудить судьбу объектов, названных Бодиштяну и Дукой дополнительно. В итоге список был утвержден лишь с одной модификацией.
 
«Banca de Economii» – история особая
 
«Будут ли еще замечания и пожелания?» - воззвал к кабинету премьер, завершая обсуждение документа. Смысл вопроса проявился быстро. После некоторой заминки выступил опять-таки Валерий Лазэр: «Я вижу, все избегают говорить о «Banca de Economii». Правительство решило его приватизировать еще в 2007 году, когда включило в этот список. Но все мы уже знаем, что банк надо сначала капитализировать. Потому из списка его нужно исключить».
 
Предложение, как, очевидно, и предполагалось, возражений не вызвало. Да и мажоритарного пакета акций государство в банке, как известно, накануне всё равно лишилось. Зато от своей доли в 20 процентов в другом финансовом учреждении – «EuroCreditBanc» -  минфин намерен избавляться.
 
Комментируя околоприватизационные дискуссии, свежеиспеченный глава министерства Анатол Арапу призвал коллег задуматься, напомнив тем, кто забыл, какое общество мы строим уже больше 20 лет – капиталистическое! «Мы отдали в частные руки стратегические отрасли, и они сейчас отлично работают, а вы с типографией и столовой не можете решить, - упрекнул он. - Каждый держится за свой огород. А зачем, если услуги частника часто в десять раз дешевле, чем в государственных структурах?!».
 
Позицию правительства по этому резонансному для общества вопросу подытожил его глава Юрие Лянкэ:   приватизации быть сейчас, поскольку потом будет поздно. Кроме того, премьер назвал основные принципы проведения приватизации. Это, во-первых, транспарентность, кроме того, привлечение стратегических партнеров и популяризация процесса как внутри, так за пределами страны через дипмиссии и ведущие специализированные издательства плюс консультирование с зарубежными экспертами.
 
Но едва ли это снимет вопросы, которые задают и общественность, и экспертное сообщество Молдовы. И речь не только о печальных примерах разгосударствления, уже имевших место. Речь об условиях нынешнего этапа приватизации. Большие сомнения вызывает как сам перечень предприятий, среди которых немало крупных и прибыльных, так и стоимость, по которой их собираются продать.
 
Всего минэкономики рассчитывает заработать на приватизации всех 189 объектов около 1 миллиарда лей. В то время как по оценке многих экспертов, стоимость отдельных предприятий из списка равна этой самой сумме. 
Светлана Романцова

Комментарии (1) Добавить комментарии