История

С Пушкиным в сердце

28.02.2012
{С Пушкиным в сердце} Молдавские Ведомости
 
«Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет!..»
           
В восторженной справедливости этих строк, написанных уже в XX веке, убеждаешься всякий раз и особенно зримо, находясь в кишиневском домике поэта, с честью носящем его имя. Каждый раз, переступая его порог, оказываясь на этой уникальной по своей энергетике территории, мы с волнением и сердечной радостью предвкушаем чудо встречи с живым Александром Сергеевичем. И оно непременно происходит. В том числе и благодаря тому, что в этом священном месте уже не один десяток лет нас встречают сотрудники музея, служащие памяти поэта истово, жертвенно, просветленно.
 
Эти скромные и приветливые люди настолько одухотворены незримым присутствием гения; непрерывной духовной работой: просветительской, научной, глубоко творческой, что над ними словно не властно время – они выглядят так же, как 20 и 30 лет назад. Любовь к Пушкину – секрет их неувядаемой молодости. Им не нужно искать «средство Макропулуса», они его давно обрели и щедро делятся им с нами. Эффект, как говорится, налицо. После этих встреч все выглядят счастливыми и заметно помолодевшими.
 
Вот и в этот студеный день 9 февраля, накануне печальной даты, небольшой, но такой вместительный зал музея был заполнен до отказа. При этом всем хватило места: и учащимся лицеев, и педагогам, и представителям общественности, и журналистам, и многолетним друзьям дома-музея. Как обычно, и юные, и взрослые чувствовали себя почетными и желанными гостями, благодаря удивительной атмосфере, царящей здесь всегда, создаваемой трудами директора музея А. Ф. Стакановой и всех, кто ей в этом неустанно помогает.
 
Заведующая экспозиционным отделом Ольга Батаева, открывшая вечер, в своем 20-минутном повествовании сумела полностью реабилитировать Наталью Николаевну Пушкину. Ей удалось опровергнуть несправедливые ревнивые упреки в легкомыслии, необразованности и даже неверности, подогревавшие недоброжелательство многих и многих (в том числе и знаменитых поэтов, и литературоведов).
 
М. Цветаева, например, величала Наталью Николаевну «гением пустоты». Как далека была от истины уважаемая Марина Ивановна! Слава Богу, найдены документы, письма, по-новому раскрывающие облик жены Пушкина. Да и сам он (а что может быть для нас авторитетнее) ни на секунду не сомневался в ее безвинности – «жена моя – ангел, никакое подозрение коснуться ее не может…». Пушкин никогда не пожалел, что связал свою жизнь именно с этой умной, тонкой, благодарной, преданной, глубоко верующей женщиной. Конечно же, их встреча не была случайной, она ниспослана свыше: «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна…» И мы, имея счастливую возможность читать не только давно изданные письма поэта, но и недавно обретенные письма Натальи Николаевны, удостоверяемся в их глубокой взаимной любви и привязанности друг к другу.
 
В концерте участвовали многие замечательные исполнители. Всех покорили прекрасные голоса и тонко подобранный репертуар солистов Национальной оперы, лауреатов международных конкурсов Лилии Марин и Адриана Цымпэу (концертмейстер – Ольга Юхно, профессор Академии театра, музыки и изобразительного искусства) и проникновенные, пронизанные «музыкой света» стихи Валентины Костишар. Растрогал до умиления ансамбль юных гитаристов «Пикадо» из музыкальной школы N3.
 
Но эмоциональным центром вечера, его апогеем, несомненно, стало выступление Сергея Тиранина. Зрители дружными аплодисментами и одобрительными возгласами встретили известие о присвоении любимому исполнителю драматических ролей и непревзойденному чтецу почетного звания «Народный артист Республики Молдова», озвученное директором музея. Правительственный указ опубликован в середине января нынешнего года. Артист достоин этого высокого звания, быть может, как никто другой. Человека, у которого нет имени в искусстве, звание не спасет от равнодушия современников и забвения потомков. Тем же, у кого есть имя, давно и прочно завоеванное (Сергей Тиранин принадлежит к этой категории замеченных и отмеченных) оно не вскружит голову, а будет лишь зримым свидетельством признания таланта, мастерства и огромного труда. И дело совсем не в «выслуге лет», а в той чистой творческой энергии, отдаваемой любимой профессии и нам, зрителям и слушателям, его современникам. Кстати, 25 февраля с.г. замечательному артисту, старейшине «чеховской» труппы исполнилось 76 лет, и он - единственный народный артист Русского театра из ныне здравствующих.
 
На вечере, о котором идет речь, Сергей Александрович со свойственным ему исполнительским блеском и человеческой теплотой прочел главу из своей композиции о Пушкине «Наталья Гончарова». Мы будто бы перенеслись в пушкинскую эпоху, почувствовали ее высокий строй, ее ритм, ее драматизм, ее неповторимый аромат. Следует отметить, что роль артиста С. Тиранина в пропаганде русской поэзии, и в частности пушкинской, уникальна. Артист и художник – его оригинальные живописные работы не менее известны, чем роли в театре – живет с Пушкиным не только в мыслях и на устах, но и в сердце, одаривая нас своими интерпретациями и бесконечными вариациями неисчерпаемой пушкинской темы.
 
Жизнь и судьба Пушкина, его творчество являются и сегодня для Сергея Александровича источником вдохновения и непрерывного постижения оставленной поэтом тайны. Удивительно, но любовь может передаваться по наследству: единственный сын артиста Саша (нетрудно догадаться в честь кого названный) закончил филологический факультет Славянского университета, поэтически одарен – печатается в литературных журналах – прививка великой русской поэзией, полученная им в раннем детстве, бесспорно, сыграла свою решающую роль. Такая преемственность радует.
 
И в родном «чеховском» театре Сергей Александрович – непререкаемый авторитет не только в своем ремесле, но и как знаток и ревнитель поэзии. В марте-апреле нынешнего года на малой сцене театра состоится премьера его новой работы, посвященной Пушкину, которую он готовит совместно с народной артисткой РМ Маргаретой Ивануш. Это будет вечер лирической поэзии и романса «И магия любви здесь все одушевляет…». Он будет полон добра и света, который идет и идет к нам от Пушкина. И как тут не вспомнить цветаевские слова: «Ведь Пушкина убили потому, что своей смертью он никогда бы не умер: жил бы вечно». Он и живет, как это ни парадоксально, почти два столетия после своей физической смерти. Он же гений. А гений, как определил в свое время сам Александр Сергеевич, «парадоксов друг».
Валентина Склярова

Комментарии (0) Добавить комментарии