Город

Сегодня альтернативы маршруткам нет

15.06.2012
{Сегодня альтернативы маршруткам нет} Молдавские Ведомости
 
Ситуация в столице еще более накалилась после того, как 1 июня часть водителей маршруток, забастовав, потребовали не штрафовать их за перевозку пассажиров стоя и увеличить плату за проезд как минимум до 5 леев. Маршруточников сразу же обвинили во всех грехах. Мол, рвачи они, хапуги, хронические нарушители Правил дорожного движения.
 
При этом право на реплику им предоставляется редко и сжато. Хотя мало, кто берется спорить: маршрутки - не зло, а благо. И для руководителей страны и столицы, не сумевших за двадцать лет организовать эффективную и безопасную систему пассажирских перевозок, и для граждан, которым не приходится томиться в ожидании редкого публичного транспорта.
 
Сегодня альтернативы маршруткам нет. У государства нет бюджетных денег ни на приобретение многоместных пассажирских автобусов, ни на профессиональную оптимизацию столичных маршрутов. Те, кто заявляют о срочной замене маршруток на автобусы, либо популисты, либо…
 
«МВ» решили предоставить читателям профессиональное и компетентное мнение по этому вопросу. Николай Середняк, администратор десяти маршрутов, бессменный руководитель транспортного кооператива Auto-Rapid, инженер–автомобилист с сорокалетним стажем.
 
- Николай Александрович, пассажиры, руководство страны и муниципия полагают, что микроавтобусы на маршрутах должны сменить большеместные пассажирские автобусы. Вы разделяете это мнение?
 
- Частично. Автобусы хороши на центральных маршрутах, а на периферии должны остаться маршрутки. Кроме того, деньги на приобретение минимум 200 автобусов еще надо изыскать, а это очень приличная сумма.  
 
Маршрутки появились в начале 90–х годов прошлого столетия на улицах столицы и других населенных пунктов, как панацея от возникшего коллапса. Публичный транспорт не мог обеспечить перевозки пассажиров. Сегодня Кишиневский автобусный парк выпускает на линию 90 транспортных единиц (маршруток -1800).
 
Более того, автопарк является дотационным предприятием. Ежегодно из муниципального бюджета ему выделяется 50 млн леев. А это 2 тыс. леев в день на один автобус из кармана налогоплательщика. При цене билета в 3 лея себестоимость провоза одного человека составляет 8 леев. А маршрутчики, осуществляя перевозку пассажиров всего за 3 лея, наоборот, пополняют бюджеты. В 2011-м они внесли в муниципальный бюджет более 13 млн леев, в Соцфонд - 18 млн. Предприятия столицы, специализирующиеся на перевозке пассажиров на микроавтобусах, уплачивают в различные бюджеты 23 наименования налогов, сборов и других платежей. 
 
За двадцать лет независимости столичные власти не предприняли конкретных шагов по замене микроавтобусов на большие автобусы. Но есть спальные районы, где автобусы просто не пройдут. Наглядный пример - улица Друмул Виилор (бывшая Новосибирская). В советские времена ее жители добирались домой, проходя пешком километр–полтора. Новое поколение горожан, выросшее в этом жилом массиве, даже не представляет, что такое было.
 
- Жителей Кишинева возмущает предполагаемый подъем цены за билет до 5 леев. При нищенских пенсиях и малых зарплатах транспортные расходы больно ударят по семейным бюджетам.
 
- В Бухаресте цена за проезд составляет 2,5 рона или 5,5 лея, в Одессе – 3 гривны (5 леев), в Москве – 25 рублей (10 леев). Повышение цены за проезд – это не рвачество со стороны водителей или администраторов маршрутов, этого требует необходимость покрывать издержки.
 
Стоимость солярки с момента последнего повышения цены за проезд увеличилась почти в два раза, а в составе расходов топливо составляет 30-40%. Зарплата водителей, наоборот, снизилась до такой степени, что они стали массово увольняться. В итоге маршрутки, годные к эксплуатации, есть, а водителей – нет. И это при том, что езда в столице на автомобилях давно превратилась из нормальной в экстремальную. Разве люди не вправе за свой нелегкий труд получать более–менее достойную зарплату.
 
- За 5 леев все пассажиры будут ездить сидя?
 
- Нет. Тогда цена за одну поездку должна составить 8–10 леев.
 
- Но согласитесь: водители маршруток не всегда соблюдают правила дорожного движения. Высаживают на перекрестках, подрезают другие автомобили, останавливаются в неположенных местах, чтобы подхватить пассажира…       
 
- Есть такой грех. И здесь им прощения нет. Но заметьте, сами пассажиры машут руками, именно они просят остановиться на перекрестке…
 
Сегодня закрыта для проезда часть улицы Колумна, маршрутки вынуждены выезжать на бульвар Штефана чел Маре. Пассажиры просят высаживать их на остановках. Как при сплошном транспортном потоке водитель должен перестраиваться в крайний левый ряд, чтобы повернуть на улицу Измайловскую? Без подрезки здесь трудно обойтись.
 
- Водители микроавтобусов не соблюдают восьмичасовой режим работы, нередко машины на ночь оставляют под забором. Кто контролирует здоровье водителей и техническую надежность машин?
 
- Не могу отвечать за всех, а у нас на каждом маршруте есть и механик, и нарколог. Кроме того, на базе машины «Скорой помощи» оборудован передвижной медико–наркологический кабинет, в котором работает врач.
 
- Вы подготовили развернутую калькуляцию затрат. Думаете, пассажирам интересны ваши выкладки?
 
- Пассажирам необходимо знать об этих цифрах. Многие горожане видят деньги, лежащие у руля водителя, и полагают, что это его заработок. А это всего лишь выручка. Причем не очень значительная. А расходов предостаточно.
 
Маршрутка в день делает 6–8 кругов, проезжая 200–250 км, сжигая в условия города 30 литров солярки. Это 500–550 леев. А ведь есть еще затраты на мойку, оплату стоянки, техническое облуживание (замена масла, фильтров, шин), проведение текущих (электрическая часть, рессоры) и капитальных (двигатель – 2000 евро, покраска – 1000 евро) ремонтов, на уплату муниципального и дорожного налогов, отчислений в Соцфонд. Необходимо проводить техосмотры, профессиональное обучение, периодически проходить медицинский и наркологический контроль. И это я перечислил далеко не все затраты. В сумме эти расходы равны затратам на приобретение топлива. И ежедневно необходимо откладывать 150-200 леев на покупку нового автомобиля.
 
Маршрутки «выживают» при цене в 3 лея за проезд только потому, что возят пассажиров «битком». Впрочем, в часы пик иным способом пассажиров на работу или с работы не перевезешь.
 
Михаил Осеньев

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    Общественный транспорт должен быть дотационным, потому что он снижает нагрузку на дорожную сеть. Что было бы, если все жители вдруг захотели бы воспользоваться правом на личное авто?Колапс

  • x

    рассмешил про затраты на мойку. сколько же стОит помыть машину водой из лужи?

  • x

    ненадо пропагандировать маршрутки.это челноки торбачники вчерашний день.должны в городе быть автобусы и тролейбусы

  • x

    для начала по Новосибирской ходила маршрутка 2 от таксопарка.И пройти от Сеченова ,40 лет ВЛКСМ,и Докучаева можно было за 10 минут..дома там были совминовские.Давно пора сделать аудит гор автобусному парку.Почему он обслуживает рейс в Кондрицу за 35км..?Одесса в два раза больше Кишинева по площади,и как и в Бухаресте,Москве там стоя пассажиров не перевозят.Только у нас бардак всюду.Так что начните с себя..Сколько маршрутка идет по линии,и сколько она стоит на конечной?Сделайте,как 102 маршрут-вот тогда и будет возможность сидя ездить.А увольняются наемные водители-им надо платить и владельцу бусика,и владельцу фиши,и администратору маршрута,и за ТО в полиции и примэрии,и в примэрию отдельно ежемесячно,плюс солярка.На одного работающего сколько приходится с ложкой?Неплохо устроились мздоимцы.