Политика

Серафим Урекян: «Вместе мы можем подарить стране политехнический музей»

29.10.2010
- Что вы бы назвали жемчужиной вашей коллекции?
- Мне очень дорога швейная машина фирмы «Зингер», мотоциклы «Минск» и «ИЖ-49». У меня есть многие модели мобильных телефонов, начиная с самого первого, огромного, смешного, похожего на лопату. Недавно двое кишиневских строителей подарили для музея патефон и теодолит 60-х годов.
 
Но самой дорогой реликвией для меня был трактор «Универсал», который стоял на постаменте в моем родном селе Ларга. Его я мальчишкой разбирал и собирал до винтика… А потом примар-коммунист без ведома советников обменяла эту машину на пять подержанных компьютеров. Фактически продала за бесценок историю села.
Этот трактор в 1940 году купил в Черновцах за 30 тысяч рублей крестьянин Макарие Клим, вез в Ларгу на трех быках. Но в 1949 году стали создавать колхоз, и Климу прямо сказали: или он сдает машину, или отправляется в Сибирь… Коммунисты умудрились два раза отнять у крестьян один и тот же трактор!  
 
- Сохраняются ли у нас технические реликвии?
- Есть старый троллейбус и трамвайчик в троллейбусном парке, локомотив на железнодорожном вокзале, парк военной техники в музее армии. Но чаще всего техника безжалостно истребляется. А ведь она -  такое же бесценное произведение человеческого гения, как шедевры живописи, литературы. Техника изменяет нашу жизнь, но она анонимна, мы редко вспоминаем о ее создателях. Это несправедливо.
 
Возьмите камнерезную машину К.Галанина «КМГ». Ветераны помнят о том, как в Криковской шахте шахтеры вручную пилили в день по 15-20 штук котельца. Еще в 60-х годах пользовались цепными пилами. Изобретение нашего земляка ликвидировало ручной труд, и производительность добычи котельца в СССР возросла в 17 раз! А мы об изобретателе ничего не знаем. Это нас не красит.   
 
- Что Вам как бывшему мэру известно о знаменитых ученых, инженерах, которые обустраивали нашу столицу?
- Возьмите такую личность, как Николае Кодряну. Математик, просветитель в 1873 году по просьбе губернатора Бессарабии Шебеко открыл в Кишиневе реальное училище, в 1895-1896 годах по своему проекту построил для него здание, в 1897 году был инициатором создания индустриальной гимназии. Основал в Кишиневе историко-архивное общество, издавал первый научный журнал.
 
Вот еще потрясающее имя: Георгий Гамов, знаменитый астрофизик, невозвращенец, самый молодой академик АН СССР за всю ее историю.  Работал в Радиевом институте в Париже, в Кембриджском университете, в Институте Бора в Копенгагене. Близко знал Эйнштейна. А Надежда Спатару? В 60-70-х годах школьники одной шестой части суши изучали арифметику по учебнику, редактором которого была выпускница и педагог политехнического института, моей альма-матер. 
 
- Интересно… А кто построил Кафедральный собор, который вы восстановили?
- Строительство возглавлял инженер фон Дитрих, его могила сохранилась на Армянском кладбище. 
 
- Реально ли, на Ваш взгляд, создать в столице политехнический музей? 
- Такие музеи есть во всем мире, они призваны вызывать гордость за интеллектуальные достижения человечества. Первый в Европе научно-технический музей был создан в Париже в 1794 году, это была идея  замечательного математика Рене Декарта. Политехнический музей Москвы существует 130 лет, в нем есть, к примеру, коллекция из 50 телеграфных аппаратов, 400 радиоприемников, тысяча микроскопов - все существовавшие типы этих устройств…
 
Немало реликвий и мы храним, но иной раз безжалостно выбрасываем. Устаревшие компьютеры завтра будут на свалке. Но зачем выбрасывать то, что лет через десять будет вызывать восторг у наших детей и внуков?! 
 
Я призываю всех ученых, инженеров, строителей, виноделов, работников академии наук, педагогов, а в первую очередь – выпускников ТУМ внести свой вклад в создание национального политехнического музея и принять участие в сборе экспонатов, за сохранность которых я ручаюсь. Альянс Moldova Noastră готов выделить помещение для хранения этих реликвий вплоть до того времени, когда столица сможет найти достойное здание для музея.
 
Отмечу, что в национальном политическом совете АНМ – 27 инженеров, в списке кандидатов в депутаты - 20. Мы – партия инженеров, и все готовы принять участие в этом проекте.
 
Елена Замура

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    Правильно, и експонатом под номером один в этом музее будет господин Урекяну, сам понимает, что ему пора в музей, через 24 дня там будет его место.

  • x

    Инженер - звучит громко, а рожа как у быка но только не производителя, худейте батенька, худейте, неужели Вы себя со стороны не видите? А жена Ваша хоть раз "напомнила" Вам об огромном лишнем весе. Не гоже, не гоже с такой рожей да в политику, а вот сторожем политехнического музея вполне достойное место.

  • x

    Если ориентироваться на твою бабушку, тогда все музеи нужно разогнать. Что у нас успешно и делается. Дома старые сносят, строят какие-то кошмары из стекла и металла... Такие же варвары, как автор первого коммента.

  • x

    Не счастливое число 27. Иметь диплом инженера-не значит быть инженером.Судя по примарству и "сидению" в парламенте последнего созыва не видно инженерного образования в партии урекяна.Ни законами,ни делами нигде это не проявилось,а собирание коллекции старья говорит о стремительно приближающейся старости.Моя бабушка к старости таскала всякий мусор домой и как следствие умерла. урекян вы читаете статьи?

  • x

    Урекян, подари музею сво чучело