История

Сергей Эрлих: Молдову нельзя сравнивать даже с Таджикистаном

13.09.2013
Сегодня Молдову трудно сравнивать даже с Таджикистаном, считает аналитик Сергей Эрлих. Об этом он написал в своем блоге в социальной сети Facebook.
 
"Если принять в качестве точки отсчета ВВП на душу населения богатейшей страны мира – Люксембурга ($107 476), то наши страны катастрофически бедны - Молдова ($2038, 122 место в мире), Таджикистан ($872, 146 место в мире), - пишет Эрлих. - Бедность вынуждает искать работу на стороне. Экспорт гастарбайтеров – основная статья дохода двух наших стран.

Кроме того, в 90-е годы Таджикистан и Молдавия пережили братоубийство гражданских войн.

А еще у каждой из наших стран есть «старшие родственники»: у Молдавии – Румыния-мама, у Таджикистана – папа-Иран.

Как видим, у нас много общего: неудовлетворительное экономическое развитие, тяжелое наследие внутриполитического противостояния, внешнее давление сильных соседей".
 
Однако есть и различия не в пользу Молдовы, полагает Эрлих: "Наши сограждане-«материалисты», которые кроме книги меню в жизни ничего не читали, могут со свойственной им самоуверенностью возразить: «Для развития культуры должна заработать экономика. Без эффективной экономики ничего не получится». Напомню этим всезнайкам-филистерам, что в одной известной книге сказано: «В начале было слово». Таджики, хоть и не христиане, но разделяют святые слова Иоанна. Думаю, что на постсоветском пространстве нет другой нации, которая была бы в столь массовом порядке погружена в слова гениев национальной и мировой литературы: Рудаки (ок. 858 - 941), Хайяма (1048 – 1131), Саади (ок. 1181-1291), Гафиза (1325 – 1389 или 1390) и др. У любого таджика, далеко не интеллигента, нормой считается знание не менее сотни рубаи Хайяма.

С помощью нашего друга поэта Сироджиддина Икрами мы провели эксперимент. Посреди улицы он остановил первого встречного и попросил почитать гостям страны стихи. Тот удивился, но бодро начал зачитывать свою личную «сотню» Хайяма. И впоследствии мы еще несколько раз убеждались в способности таджиков к спонтанной декламации классики. Осечек не было.

Интеллигенция читает на память и других мастеров персидской поэзии. Устная трансляция культуры в виде поэтических текстов свойственна всем бесписьменным народам. Но таджики, в отличие от представителей «холодных обществ», передают не срамные «заветные сказки», а поэтическую классику мирового уровня. Иранские собратья иронизируют, что в Таджикистане сохраняется архаичный язык. Таджики парируют, что говорят на языке Хайяма. Укорененность в высокой поэзии приводит к тому, что жителей далекой горной страны можно ставить в пример нашим златоустам. Их обыденная речь развернута и звучит, как стихи.

В самолете стюардесса долго, красиво и, вроде бы, даже в рифму декламировала. Нам пришло в голову, что может у них принято приветствовать пассажиров на борту строками национальных поэтов. Оказалось, что речь шла всего лишь о том, чтобы пристегнуть ремни безопасности.

Общенациональное приобщение к поэзии привело к тому, что центральный проспект Душанбе назван не в честь какого-нибудь царя, а носит имя основоположника персидской поэзии – уроженца Таджикистана Рудаки. Президент нации поэтов не может не вкладываться в культурное развитие страны. Он понимает, что именно эта сфера вызывает у сограждан гордость за свою родину. В разговорах со многими людьми, в том числе и далеко не с интеллектуалами, мы постоянно слышали: «У нас уже построено это, это и это. А будет еще построено то, то и то».

Культура объединяет таджиков в нацию. Она позволяет им избегать уныния по поводу экономических трудностей. Мы уверены, что у такого народа и экономика начнет работать на полную мощность.

А вот молдаван их сугубый «материализм» ни к чему хорошему не привел. Страна, в отличие от Таджикистана, преодолевшего последствия жесточайшей гражданской войны, безнадежно разделена. Культурная разруха в головах и на кишиневских улицах «гармонично» дополняет сокрушительный экономический развал. Молдавия, опять же в отличие от Таджикистана, который установил равноправные отношения с региональной супердержавой - Ираном, последовательно отдает свой суверенитет европейскому задворку – Румынии. Вместо того, чтобы думать: «Что делать?» и воплощать задуманное в Молдавии продолжают искать: «Кто виноват?» и ищут кому бы отдаться – России и Западу, чтобы кормили на шару. Уныние царит в нашей стране. Люди не знают с чего начать. В этих условиях стоило бы задуматься над таджикским опытом, где книга-китоба – величайшая ценность? Может и нам удастся опереться на фундамент книжных китов?".
 
 
"Мы нашли 15 отличий государственного отношения к культуре в Таджикистане и в Молдавии, - пишет Эрлих. - И все не в пользу «европейцев». Страна в сердце Азии далеко обставила нашу родину в этом отношении. Сравнение наглядно показывает, сколько средств молдавские правители бессовестно украли у молдавского народа. В Таджикистане библиотеки, музеи, театры, парки строят. А в Молдавии только разрушают построенное в советское время.

Что разительно различает две наших бедных страны – это государственное отношение к культуре.

1) Если сравнить многолюдную и многокнижную Душанбинскую выставку с тем, что происходило в Национальной библиотеке РМ 31 августа этого, то молдавская выставка – это даже не жалкое подобие левой руки.
 
2) В дни книжной выставки на центральном проспекте таджикской столицы президент Таджикистана Эмомали Рахмонов открыл новый книжный супермаркет. В Кишиневе немногие оставшиеся с советских времен книжные магазины влачат жалкое существование. Об открытии новых в стране, претендующей на европейский путь развития, речь не идет.

3) Роскошное здание построенной в прошлом году Национальной библиотеки Таджикистана с несколькими прекрасно оборудованными читальными залами (один из них компьютерный с бесплатным выходом в интернет) и несколькими этажами книгохранилища потрясло нас само по себе. Но еще больше нас поразил постовой милиционер на входе в очаг культуры, у которого мы, подобно герою культового советского фильма, спросили: «Как пройти в библиотеку?». Он провел нас по всему зданию, с гордостью рассказывая о каждом подразделении. Под конец подвел к мозаичному панно, где изображена история Таджикистана в лицах его героев и обстоятельно рассказал о каждом. Мы восхищены эрудицией стража порядка. И разделяем его гордость за такую библиотеку. На контрасте мы не можем испытывать ничего, кроме стыда, за главную библиотеку Молдавии, все преобразования в которой после 1991 года свелись к «ребрэндингу» - смене имени с коммунистического на националистическое.

4) В Таджикистане издается примерно 1000 книг и брошюр в год. Практически все - на государственные средства. 80 произведений классики и современной литературы ежегодно финансируется из фонда президента страны. Издание скольких книг дотирует молдавское государство?

5) В Таджикистане выходит порядка 500 газет и журналов. Продолжают выходить городские и районные газеты, весь советский набор журналов (детских, женских, литературных). Почти все выходят за государственный счет. Какие СМИ, кроме «Мониторул офичиал», финансируются из фонда молдавского правительства?

6) В независимом Таджикистане выпущена Медицинская энциклопедия в 6-ти томах. Вышли в свет первые два тома пятнадцатитомной Национальной энциклопедии. Готовится к изданию Детская энциклопедия. А где молдавские энциклопедии?

7) В этом году в Душанбе открылся впечатляющий по размерам и оригинальной архитектуре yациональный музей, на четырех этажах которого размещены экспозиции, посвященные природе, истории, искусству Таджикистана. Что нового появилось в его кишиневском аналоге – vузее истории после освобождения от проклятых русских оккупантов? Муляж римской волчицы перед входом? Все приезжие, заходившие в наш музей, поражаются нищете экспозиций в регионе с самой высокой плотностью археологических памятников в бывшем СССР. Куда делись уникальные исторические экспонаты из rраеведческого музея нашего детства?
 
В Душанбе vузей археологии ремонтируется, но не прекращает работу. Верующие со всего мира приезжают поклониться 13-метровому изваянию лежащего Будды. Кроме того, в залах представлены уникальные экспозиции эпох греко-бактрийского царства, зороастризма, ислама. Рядом расположен музей этнографии Таджикистана. А уютный кишиневский музейчик археологии и этнографии, одно из немногих мест, куда без стыда можно было приводить гостей нашей страны, уничтожен непонятно с какой целью. Можно догадываться с какой. Особняк в центре города, по мнению молдавского руководства, достоин более эффективного использования, чем какой-то музей.

9) В Душанбе строят огромный национальный театр. А в Кишиневе не могут никак достроить здание скромного театрика «На улице Роз».

10) Национальный театр оперы и балета Таджикистана недавно отремонтировали. Мы были свидетелями открытия беломраморного фонтана перед театром в присутствии президента республики. А когда последний раз ремонтировался молдавский оперный театр?

11) В Таджикистане государство финансирует два художественных фильма в год, т.е. киностудия «Таджикфильм» работает в советском производственном режиме. А сколько фильмов после 1991 года было снято на «Молдовафильме»?
 
12) Другое ленинское «важнейшее искусство» - цирк успешно функционирует в Душанбе в отремонтированном здании. Нам же цирковые выступления заменяют трансляции из молдавского парламента.
 
13) Недавно реконструированный футбольный стадион в столице Таджикистана украшает город. Что сделал с республиканским стадионом в Кишиневе, некогда построенным коммунистом Брежневым, коммунист Воронин, молдаване прекрасно знают. Он бессмысленно и беспощадно сметен созидателями молдавской государственности из ПКРМ. Не удивимся, если на его месте со временем появится еще один торговый центр, которого так не хватает остро-желудочным жителям столицы Молдавии.

14) Что сделал коммунист Воронин еще с одним культурным объектом, построенным дорогим Леонидом Ильичем, Комсомольским озером - кишиневцы прекрасно знают. Спустил воду и заморозил в ожидании, когда землю в центре города можно будет пустить под строительство элитной недвижимости. Спасибо мэру-антикоммунисту, который, пусть частично, восстановил некогда прекрасный парк. Но в целом, за редкими исключениями, состояние многочисленных кишиневских зеленых зон не может не удручать. В этом смысле парки знойного Душанбе приятно контрастируют с бывшим «цветком из камня».
 
Символический центр таджикской столицы составляет реконструированный недавно огромный парк с аллеями фонтанов. Он особенно великолепен ночью, когда включается подсветка азиатского Версаля. Другие парки, которые довелось посетить, также имеют ухоженный вид. Никому здесь не пришло в голову осушать озера под участки жилищного строительства.

15) Что стало после ухода русских варваров с дворцами и домами культуры в районных центрах и селах Молдавии? Сегодня их развалины можно использовать, разве, для съемок фильмов о последствиях атомной войны. А в Таджикистане запущена программа реконструкции и даже строительства новых дворцов и домов культуры во всех районных центрах. Глядя на бурное культурное строительство последних лет в Душанбе, трудно усомниться, что эта программа будет выполнена.
 
И все не в пользу «европейцев». Страна в сердце Азии далеко обставила нашу родину в этом отношении. Сравнение наглядно показывает, сколько средств молдавские правители бессовестно украли у молдавского народа. В Таджикистане библиотеки, музеи, театры, парки строят. А в Молдавии только разрушают построенное в советское время".

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    eu nu stiu daca cei nascuti prin anii 60-70 sar gasi astazi 100 de persoane cara sa sustina cee ce se petrece astazi in societate , in afara de politiceni si guvernanti. da cei nascuti 85- si pina astazi nu stiu cit era de greu de trait atunci.. dar ce avem azi????---- timp de 23 de ani guvernantii prada acest popor, parintii si tineretul argateste peste tiot globul pamintesc imbogatindui tot pe guvernantii, copii orfani care cresc nemingiiati de parintii ,needucatii obijduitii de soarta. tara fara populatie. asta niam dorit noi 22 ani in urma???? daca am gindi ce am capatat si ce am perdut....fiecare normal om inteleje ca am perdut mult mai mult.