История

Сильвиу Фусу не устаёт любить родину

18.12.2013
{Сильвиу Фусу не устаёт любить родину} Молдавские Ведомости
К своему 60-летию известный молдавский режиссёр Сильвиу Фусу подошёл с богатым жизненным багажом. Этот человек с серебряной бородой напоминает волшебника из сказок. Он открыт всем ветрам и одновременно загадочен, как сфинкс. Это собеседник, какого поискать. Его склонность к гигантизму в проектах не изжита до сих пор. В своё время он основал десяток театров, в том числе на 90 гектарах - «Театр-парк». Был сорежиссёром московской Олимпиады-1980. Создал этно-фольклорный театр имени И.Крянгэ, в перестроечное время кормивший 200 актеров и особо ценившийся иностранными гостями за спектакли с песнями и хорами, в которые вовлекалась вся публика. Спасая театральную собственность от рейдеров, трижды устраивал многодневные голодовки. Ставил неожиданные спектакли. И, наконец, намеревался баллотироваться на пост президента.
 
Стихи рулят
- Сильвиу, встречаются дети с глазами мудрецов, а есть старики с молодым блеском в глазах. Вы себя на какой возраст ощущаете?
– Если честно, то на 33.
 
За наиболее продуктивный отрезок времени вы испробовали свои силы на нескольких поприщах. Какое считаете наиболее удачным?
– Основная моя профессия – я поэт. Учился на филфаке МолдГУ. Со студенческих лет пишу стихи. Уже тогда осознавал, что это самый важный вид моей деятельности. Но судьба предложила попробовать себя и в другом жанре. Будучи на 2-м курсе, я шёл по улице Пушкина вверх, к своему факультету, и тут ко мне бросился низенький человечек. Это был артист и режиссёр Михаил Бадикяну. Как выяснилось, Эмиль Лотяну и Санду Ион Шкуря набирали актёрский курс. В тот же день их представитель артист Думитру Марджине пригласил меня к себе домой, где были и они. И в течение двух дней готовил меня. Нужно было выучить басню, показать этюд и прочее.
 
И курс был набран. Вместе со мной учились Василий Стратулат (главный режиссёр Национального дворца), Анжелина Рошка (завкафедрой режиссуры АМТИИ), известный артист Георгий Грыу и другие. Я полагал, что актёрское мастерство и режиссура для меня – самые важные. Оказалось, что венки сонетов и поэмы (у меня уже 12 книг, сочинённых за 45 лет) по значимости перевешивают. Я понял, что первые два занятия эфемерны. Сегодня спектакль состоялся, завтра его уже нету. Зато написанное на бумаге не вырубишь топором. Его можно передать потомкам.
 
Как получилось, что вам поручили часть режиссуры московской Олимпиады?
Как отличнику ГИТИСа мне поручили организовать закрытие Олимпиады. Помню, всё шло гладко, пока дело не дошло до финала. Надо было осуществить передачу нашего флага принимающей стране, то есть делегации из США. А там 50 штатов. И у каждого свой флаг. Понадобился флаг того штата, где должна была пройти следующая Олимпиада. Я очень перенервничал, за срыв мог сильно пострадать. Наконец на последней минуте нужное полотнище было найдено.
 
Вы в своё время организовали работу фольклорного театра имени И.Крянгэ. А вот председатель СТД Санду Греку считает, что стране он не нужен, поскольку есть такие коллективы, как «Жок», «Лэутары», «Флуераш».
– А ничего, что в таких «маленьких» странах, как Китай и Индия, фольклорные театры существуют столетиями? В Японии - знаменитые кабуки и но. Мои тогдашние актёры научились петь, играть на инструментах.
 
Голодовки вредны
 
Вы устраивали протестные публичные голодовки по две-три недели. Это был прецедент. Недавно общественный деятель Фёдор Гелич в тюрьме семь дней голодал всухую. Как по-вашему, способен ли такой акт отчаяния повлиять на власти? Не жалеете, что прибегали к радикальному методу?
– Сейчас жалею. Потому что после первой моей голодовки от переживаний умер папа. А после второй голодовки умерла мама. После третьей я потерял семью. Театр имени И.Крянгэ не стоил папы, мамы и семьи. Да, голодовки могут повлиять на власти. Если бы не они, не было бы театра. Театр есть, действует.
 
Это правда, что вы устроили в отчем доме летний лагерь для художников?
– Да, в моём родном селе Паркова Единецкого района есть поместье, доставшееся мне от отца и матери. В нём я организовал творческий лагерь-фестиваль. Финансами нам помогали как местная примэрия, так и доброжелатели. Участвуют все желающие. Мы открыли парк скульптур. Там есть интересные пространства, где можно уединиться и каждому работать, не мешая друг другу. За 11 лет удалось превратить моё родовое гнездо в музей. У художников, получивших Гран-при, Иона Китороагэ, Иона Сфеклэ, Владимира Смирнова, Анатолия Лазарева, Иона Морэреску там есть отдельная комната. Художник и поэт Михай Препелицэ каждый год там пишет по книге. А три года назад было создано монументальное полотно размером 3Х2 м «Штефан чел Маре в Паркова». Господарь действительно был здесь 18 августа 1476 года, перед битвой в Липнике.
 
Убить богов
 
Чем заинтересовали вас Пётр Лещенко, Алла Баянова и Александр Вертинский, о которых вы поставили спектакли?
– Все трое связаны с Молдовой. Баянова отсюда родом, Лещенко учился в Кишинёве, а Вертинский, эмигрировав, первые концерты дал в Бессарабии и Румынии. Я нашёл тему, их объединяющую: тоска по родине. Существует гимн российских эмигрантов в Европе, написанный Джорджем Ипсиланти, первым мужем Аллы Баяновой. Румыния дала им приют, но и испытания. Так, Лещенко умер в тюрьме в Тыргу-Жиу. А Баянова там же провела четыре года.
 
Я поездил с видеокамерой по местам их пребывания. В итоге родились три спектакля по моим сценариям. Надеюсь, видеоматериалы в нужное время лягут в основу художественно-документального фильма. Никто доселе эту тему так глубоко не копал. «Вертинский. Бал Господень» в Театре имени Чехова идёт уже девять сезонов, собрал множество тёплых отзывов и был премирован на международном фестивале «Балтийский дом».
 
Если продолжить тему театра - в моей карьере сногсшибательным стал спектакль «Замолксис» по гениальному Лучиану Благе. Эта пьеса в 1915 году впервые получила премию академии наук Румынии. До этого никогда пьеса не получала такую премию. А на второй день её запретили показывать публично. И первым режиссёром, поставившим её на сцене (это случилось в 1990-м), был я. На премьере в Яссах в зале присутствовал потомок того, кто запретил её, – король Михай. И Ион Илиеску, причастный к казни Николае Чаушеску. А почему румыны запретили пьесу? Пьеса – о том, что Замолксис, бог солнца у даков, пришёл к людям, а они его убили, затем снова пришел, и опять убили. То есть народ не принимает богов. И Буребиста, создавший это государство, был убит. И Децебал. И Михай Витязул. И Александру Ион Куза был убит. Я поставил спектакль спустя короткое время после казни Чаушеску. И в итоге зрители кругом говорили: «Нельзя убивать!».
 
Роль за 10 минут
 
Вы долгие годы были истовым приверженцем системы Михаила Чехова. Оставили учеников?
– Да, я принимал участие в создании международной ассоциации М.Чехова в Москве и являюсь представителем ее в Молдове и Румынии. С 1993 года я обладаю дипломом с правом преподавания техники Михаила Чехова от её соавтора Георгия Жданова. Это великий педагог. Последний раз мы встретились в 1994 году в Лондоне на тренингах по системе М.Чехова. Я перевёл на румынский книгу Чехова «О технике актёра». К сожалению, настоящих учеников у меня нету. Есть два-три, но они не совсем понимают, что это такое. Сейчас собираюсь поехать в Парково и, может, возобновлю работу с учениками.
 
Материалист Станиславский заявлял: «Рационально придумай». Михаил Чехов говорил: «Спроси Бога, или своё высшее «я», и жди. Ответ придёт через подсознание». Главное, по М.Чехову, театр обязан заниматься оптимистической деятельностью, поднимать зрителя к Богу, а не наоборот. Актёру вовсе не нужны долгие репетиции, достаточно иногда 10 минут, чтобы дойти до сути роли.
 
Три шанса
 
 Был ли у вас шанс уехать из страны? Что задержало на родине?
– Я трижды мог покинуть Молдову. В первый раз это случилось в Москве. В 1982 году по окончании ГИТИСа я готовился показать свой дипломный спектакль. И тут приехал мой папа – на одной ноге. Прихватив мою дочку. Он сказал: «Я хочу увидеть тех, с кем ты был рядом пять лет, чтобы понять, чему ты научился».
 
А в это время мой педагог Борис Гаврилович Голубовский искал того, кто продолжит его дело. И думал, что это буду я. В вечер моего дебюта он объявил, что, наконец, нашёл себе смену. А я встал и сказал: «Дорогой Борис Гаврилович! Дома меня ждёт страна». Он ничего не ответил и удалился в свой кабинет. Когда я пришёл к нему, он плакал. Я спросил: «Почему?». Он: «Не думал, что есть такие глупые ученики».
 
Второй случай был в 1990 году в Канаде, в Монреале. Там меня пригласили на интерактивную телепередачу для румынской диаспоры. Я рассказал о своем театре-парке на 90 гектарах, и в это время поступил звонок: «Я вам даю 200 га земли, только сделайте тут то, о чём вы рассказали». На что я ответил: «Не могу, потому что там – моя родина». И вернулся.
 
Третий шанс мне дала Англия. Я являюсь соавтором создания в Бирмингеме (втором городе после Лондона) международного театрального центра драмы. Мы открыли его вместе с десятью  коллегами, включая Питера Брука, и мне предложили возглавить этот центр. Но я в очередной раз оказался дураком. Так трижды я сглупил: в Москве, Монреале и Бирмингеме – из любви к родине.
 
Даки и атланты
 
Наша страна уже 10 лет пытается встать на европейские рельсы. Сейчас одни активно обещают, что мы будем в шоколаде, а другие что в полном отстое. Что скажете?
– Нам нужно не идти куда-то, а оставаться дома. Мы – даки. И Европа, что интересно, знает об этом. Я работаю сейчас над сценарием сериала. Готова первая серия, которая называется «У Иона есть мечты». В первой части ему 4-6 лет. В финале исполнится 18. Он уверен, что мы, даки, являемся потомками атлантов. У бабушки Ионела фамилия Басараб. Герой узнаёт, что Басараб есть Бессарабия. А по папиной линии он Мушатин, а это род Штефана чел Маре. Так мой персонаж узнаёт, что является принцем Молдовы. Но поскольку по линии мамы он восходит к Жанне д'Арк, то претендует на место под солнцем во Франции. А по линии папы он потомок Джорджа Вашингтона. Иону светит стать президентом США. Потом выясняется, что он дальний потомок жителей Гипербореи, а затем и Атлантиды. В конце фильма, в 18 лет, герой становится продолжателем всех родов.
 
Сильвиу, а правда ли, что вы реально хотите стать президентом страны?
– Да, в 2010 году у меня возникло такое желание. На следующих выборах буду баллотироваться.
Олег ДАШЕВСКИЙ. Фото автора

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    Тезка - один раз совршь, другой раз, а потом и руку перестанут жать.

  • x

    К своему 60 летию поэт и режисср г.Фусу С. смачно наврал о себе. То что о Московской Олимпиаде - Бог с ней, но о том. что Голубовский хотел,что б он возглавил театр Гоголя - это просто бред, больного.

  • x

    Какой смелый и творчески активный бородач Похвально, что признал тщетность своих давнишних голодовок. Хотя товарищу Сильвиу явно не светит стать президентом Молдовы.

  • x

    Очень интересный персонаж. Но стоит спросить о Фусу старожилов Дендрария. Ведь он в перестройку оттяпал у них большой кусок территории. Бесспорно, Сильвиу хороший и тонкий человек, но не без сумбура в голове. А за преданность родине - респект и уважуха.

  • x

    Быть дураком, оказывается , не так уж и плохо. Помня об этом, человек старается постоянно учиться. И как таковой, он непременно придет к выводу, что стать всемирным президентом, практически исключено.