Расследование

Сражение при Кагуле

05.08.2013
21 июля (3 августа по "новому стилю") 1770 года. Вшестеро превосходящая турецкая армия разгромлена русскими войсками под командованием генерала П.А. Румянцева на р. Кагул.
Сражение при Кагуле. 21 июля 1770. Худ. Д. Ходовецкий
Сражение при реке Кагул (близ бессарабского селения Вулканешты на юге современной Молдавии) – одна из главных битв Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. В этой битве русская армия под командованием графа П.А. Румянцева наголову разгромила османское войско.
 
Саму эту войну зачастую называют "румянцевской", поскольку главные победы русских войск в ней связаны с его именем. С началом военных действий против Турции Петр Александрович был назначен командовать 2-й Украинской армией, которая должна была отвлекать турок от действий против 1-й русской армии, наступавшей на главном направлении. Но вскоре Екатерина II, желая вести войну более активно, назначила его командующим 1-й армией вместо генерал-аншефа А. Голицына. Румянцев полностью оправдал ожидания Императрицы. Двинувшись от Хотина к Дунаю, он в осенне-зимнюю кампанию 1769-1970 гг. очистил от турок Валахию и взял Журжу. В июне 1770 г., применяя принцип "врозь двигаться, вместе драться", Румянцев разбил 20-тысячное турецко-татарское войско в сражении под Рябой Могилой на западном берегу Прута. 7 июля, сохраняя инициативу в действиях против численно превосходящего противника, армия Румянцева разбила вдвое большее войско крымского хана Каплан-Гирея у устья реки Ларги.
 
Особо громкую славу Румянцеву принесло сражение у реки Кагул 21 июля 1770 г., в котором была одержана одна из самых крупных побед русской армии в XVIII в. В этом сражении русским войскам (38 тыс. человек, 149 орудий) противостояла турецкая армия великого визиря Халиль-паши (до 150 тыс. человек, 150 орудий). Кроме того, в тылу русских войск расположилась 80-тысячная орда крымских татар, перерезавшая русское снабжение и готовившаяся к удару; это делало невозможным и наше отступление. Провиант у русских подходил к концу, и при неудачном исходе боя положение Румянцева стало бы безнадежным. Успех могла принести только безотлагательная самоотверженная атака до победного конца без малейшей мысли о ее прекращении. Так и произошло.
 
Визирь был уверен, что вшестеро меньшие русские не осмелятся напасть первыми, а будут ждать подкреплений. Победа Румянцевым была достигнута неожиданной атакой в 5 часов утра благодаря концентрации сил на направлении главного удара (против левого фланга противника), искусному маневру войсками и меткому артиллерийскому огню против численно преобладавшей турецкой конницы. В критический момент, когда русские дрогнули перед неожиданной контратакой турецких янычар (*), Румянцев со словами: «Теперь дело дошло и до нас» – бросился в гущу отступавших солдат и скомандовал: «Стой, ребята!». Его появление и призыв в один момент изменили обстановку, и русские, восстановив порядок, устояли, отбили натиск противника и пошли вперед, к победе. Умелый маневр, комбинирование ударами с фронта, тыла и флангов, обескуражили турок и обратили их в бегство. 23 июля остатки турецких войск были застигнуты на переправе через Дунай у селения Картал, где они были рассеяны русскими отрядами.
 
В сражении турки потеряли около 20 тысяч человек, 140 пушек и весь обоз с имуществом и казной. Российские потери составили: убитыми 353 человека, без вести пропавшими 11, ранеными 550 человек. Герой Кагула Румянцев был удостоен чина генерал-фельдмаршала. Вскоре его армия очистила от неприятеля левый берег нижнего течения Дуная. А в 1771 г. был отвоеван и правый берег реки.
 

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Необходимо добавить следующее: генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев, обладавший исключительным полководческим талантом, родился в селе Строенцы, ныне в Приднестровье, где его мать временно проживала, ожидая возвращения мужа генерал-аншефа А. И. Румянцева, ездившего в Турцию по поручению Петра I -в честь которого и был назван славный полководец-. В сражении у реки Кагул 21 июля 1770 г. с русской стороны принимали участие около 27 тыс. человек, т.к. 8 тысяч человек под командованием Г.А.Потмкина были выделены для охраны тыловой коммуникации, что, кстати, очень обидело молодого и смелого будущего фаворита императрицы. П.А.Румянцев, тонко чувствующий боевую обстановку, говорил своим генералам, что перед боем возникают моменты, когда ясно виден будущий успех и это время упускать никак нельзя. После сражения П.А.Румянцеву написал восторженное письмо Фридрих II, который был неоднократно бит дивизией П.А.Румянцева в Семилетней войне и, который вообще мало кого хвалил. Казна турецкой армии не была захвачена, а бесследно исчезла, и как потом не дознавался П.А.Румянцев куда она пропала, так ничего найти и не смогли ...