Закон

Судебная экспертиза против народа

03.06.2011
{Судебная экспертиза против народа} Молдавские Ведомости
 
Может показаться, что митинги протеста, которые проводили на прошлой неделе жители дома на ул. Петрарилор, 10/1, все-таки вызвали резонанс в правоохранительных органах. Заместитель генерального прокурора Андрей Пынтя провел пресс-конференцию, на которой рассказал об уголовных делах, возбужденных в отношении директоров фирм-застройщиков, которые собирались строить многоквартирные дома, собрали с людей деньги, но не завершили строительство.
 
Правда странно, что с этими заявлениями выступила Генеральная прокуратура – ведь у них в производстве всего три из 19-ти подобных уголовных дел. По четырем делам ведет уголовное преследование Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, а еще по 12-ти – Министерство внутренних дел.
 
За неделю до выборов все услышали, что несколько уголовных дел по «строительному» мошенничеству уже переданы в суд. Собраны доказательства виновности директоров Primautosport SRL и Aviatusplus SRL. Эти два дела расследовались прокуратурой по борьбе с коррупцией - в связи с делом о присвоении и отмывании денег АО Investprivatbank. Последнее дело еще находится в стадии следствия, но вот по сопутствующим преступлениям прокуроры за полтора года передали в суд аж 43 уголовных дела, в числе которых и два, связанных с ипотекой.
 
Выяснилось, что директора Primautosport SRL и Aviatusplus SRL обманули не только потенциальных жильцов дома, который так и не был построен. На это же строительство, пользуясь подложными документами, они получили несколько кредитов и в АО Investprivatbank. Общая сумма ущерба составила около 111 млн леев.
 
Среди дел, переданных в суд, Андрей Пынтя упомянул еще одно – возбужденное в отношении Виталия Кадына, директора Fame-CV Construction. Именно его требовали наказать обманутые люди, которые сначала отдали застройщику 117 млн леев, а теперь за собственные деньги пытаются достроить многоэтажный дом на ул. Петрарилор, 10/1.
 
Инвесторы неоднократно требовали, чтобы В. Кадын был хотя бы взят под стражу. По их словам, известно, что он таким же образом «строит» еще один жилой дом. В итоге обвиняемому несколько раз меняли меру пресечения, но вскоре опять выпускали под подписку о невыезде. «Так что он на свободе, успел поучаствовать в прошлых выборах и даже, как заметил недавно в своем выступлении В. Филат, нередко меняет машины», - говорит председатель организации обманутых инвесторов Алексей Янюк.
 
Уголовное дело в отношении Виталия Кадына было передано в суд еще в сентябре 2009 года. «Осенью 2009-го было проведено три заседания, а затем адвокат Виталия Кадына Николай Андроник внес ходатайство о проведении экспертизы.
 
С тех пор уже год и восемь месяцев ничего не происходит – не было назначено ни одного заседания, – говорит А. Янюк. - Прокурор на все обращения говорит, что не обязан уведомлять нас о проведении экспертизы. «Как только все будет закончено, вас вызовут на очередное заседание», - вот и все, что мы слышим».
 
«Когда по делу Кадына запросили проведение экспертизы, мы поинтересовались у судьи, в какие сроки она будет проведена. Ответ был – в разумные сроки. Мы думали, это будет месяц, два, ну, в крайнем случае, три, - рассказывает А. Янюк, - но разве можно два года считать разумным сроком?»
 
На сложности с экспертизой сетует и прокуратура. «Во многих случаях завершение уголовного преследования связано с запаздыванием проводимых экспертиз, которые запрашивают следственные органы, - говорит заместитель прокурора Андрей Пынтя, - это касается и графологического анализа документов, и финансово-бухгалтерской экспертизы, и часто совершенно необходимой технической строительной экспертизы, которую проводит исключительно Национальный центр судебной экспертизы Министерства юстиции».
 
Андрей Пынтя рассказал, что 31 января и 4 февраля этого года по этим вопросам проводились заседания правительства, и Генпрокуратура вынесла ряд предложений о том, как ускорить работу Центра судебной экспертизы. Предложения направлены не только правительству, но и в сам институт судебной экспертизы. Замгенпрокурора выразил надежду, что они «будут приняты к сведению».
 
По словам Пынти, также решено внести изменения в Закон об ипотеке – чтобы впредь таких историй не повторялось.
 
Он вновь заверил, что всем вкладчикам компенсируют ущерб, причиненный действиями мошенников.
 
Звучит неплохо, только вот от этих обсуждений и предложений пострадавшим, похоже, ни жарко, ни холодно. Как и от самого факта передачи дела в суд. Люди по-прежнему остаются без крыши над головой, разумные сроки рассмотрения дел выходят за все возможные рамки. Но теперь, похоже, появился еще один виновник – институт судебных экспертиз, «монополизировавший» строительные экспертизы и постоянно затягивающий их проведение. «Враг» найден, и все вновь обещают исправить. 
 
«Мы не верим никаким обещаниям, - выражает общее мнение обманутых инвесторов А. Янюк. - Не думаю, что реально процесс сдвинется с «мертвой» точки. Похоже, это уголовное дело может лежать в наших судах и десять лет, и этому найдут еще немало причин и отговорок».
Анна Литвиненко

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Leva. Я тебе не узнаю.Что за сомнения? Конечно Додон.Всем таким как ты так и скажи. А на самом деле Кртоак или как его ищ там .Sapiente sat.Не Djin я. Возможно кроме тебе это все поняли.Но чтобы я так жил: Береги молдована. С русскими из-за тебе и я прораду и твоя Силя...

  • x

    Неужели Молдова настолько бедна, что не в состоянии построить стадион, как например в Тирасполе. Бывший стадион находился в очень удобном месте, кто-то задумал его снести и построить коммерческий центр или гостиницу, которые у нас в изобилии. По моему, это было при коммунистах, г. Тарлев сносил первые камешки. Кто сейчас ответит за разрушение стадиона и внесет денежки за строительство государственной собственности в Молдове? Откликнетесь