Закон

Судебным приставам «затянули пояса»

02.09.2011
{Судебным приставам «затянули пояса»} Молдавские Ведомости
 
Изменения уже вступили в законную силу, поскольку в соответствии с Конституцией парламент мог выразить недоверие правительству только в течение ближайших трех дней, то есть до 27 августа. Влад Филат заявил, что правительство приняло на себя ответственность за этот законопроект, в виду опасности возникшей для ряда крупных молдавских банков, ставших мишенями рейдерских атак. «Парламент приступит к работе лишь в октябре, а затягивать решение таких важных вопросов было бы ошибкой», - отметил премьер.
 
Граждане вздохнут свободней

В первую очередь изменения коснулись права должника добровольно исполнить судебное решение. Теперь он сможет сделать это в течение 15 дней со дня вынесения решения, заплатив лишь сборы за возбуждение, составление и архивирование исполнительного дела. И – никаких гонораров судоисполнителю. В общей сложности добровольное исполнение любого судебного решения, согласно тарифам, установленным Постановлением Правительства N886 от 23.09.2010 г., обойдется в 80 леев.
 
Премьер на заседании признал, что в процессе разработки реформы судебного исполнения было много упущений. В частности, последний год решение первой судебной инстанции нередко снабжалось исполнительным листом. Далее пристав рьяно брался за исполнение своих функций, которые ему, безусловно, выгодны – в то время как сторона по делу еще даже не решила, будет ли обжаловать решение в следующую судебную инстанцию. И на каком-то этапе получалось, что окончательного судебного решения еще нет, а спорного имущества или денег – уже нет.
 
Во избежание таких ситуаций из Гражданского процессуального кодекса исключили статью 257 «Право судебной инстанции обратить решение к немедленному исполнению». Для этого действия всегда было необходимо наличие «исключительных обстоятельств», но поскольку они стали появляться слишком часто, законодатели решили и вовсе убрать такую возможность. Теперь исполнительные листы будут выдаваться исключительно по завершении судебного разбирательства, когда все пути обжалования будут исчерпаны, а судебное решение станет окончательным.
 
Особый контроль установят над исполнением решений, касающихся передачи доли из капитала банковских учреждений. После консультаций с Нацбанком, Минюстом, Минэкономики, Центром по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией и всеми остальными вовлеченными структурами, было предложено установить над этим процессом государственный контроль. И теперь передача доли банковского капитала на основании исполнительного листа будет происходить исключительно с предварительного письменного разрешения Национального банка Молдовы. Несоблюдение этой нормы влечет за собой недействительность «мероприятия». 
 
Немалое влияние на расширение полномочий Нацбанка оказала недавняя история с Universalbank, когда у владельца 78% акций пытались их отобрать на основании судебного решения. Понятно, что власть хочет держать такие ситуации под контролем. Специалисты даже называют изменения в законе о финансовых учреждениях «своевременной прививкой от рейдерства».  
 
Минюст возьмет «кнут» в свои руки
 
Принятые в прошлом ноябре изменения в Исполнительный кодекс стали для судоисполнителей долгожданным «пряником» - у них появилась возможность заработать, получая проценты от взысканных сумм или просто установленные государством гонорары – за «неденежные» дела. В правительство, Минюст и вскоре созданный Национальный союз судебных исполнителей посыпались жалобы: граждане теперь были вынуждены оплачивать не только долг, но также сборы и крупные гонорары приставам. В самом плачевном положении оказались те, чьи судебные решения не предполагают взыскания долгов. Тариф за исполнение судебного решения о восстановлении на работе, например, составляет 2 тыс. леев, такую же сумму приходится выкладывать за исполнение судебного решения об определении места жительства ребенка.  
 
Но и в таких удобных для них условиях некоторые приставы умудрялись нарушать закон, запрашивая несоразмерные суммы гонораров. Наказывать проштрафившихся должна была специальная дисциплинарная коллегия, созданная при Национальном союзе судебных исполнителей. Но этого не происходило. «За неполный год при наличии огромного количества жалоб на судебных исполнителей было наложено всего несколько санкций, да и то судом, а не дисциплинарной коллегией», - отметил министр юстиции Олег Ефрим.
 
В оправдание Национальному союзу судоисполнителей (НСС) можно сказать, что структура еще совсем молодая – она была создана в ноябре 2010, а ее подструктуры начали работать гораздо позже. Но правительство непреклонно – закон изменили таким образом, чтобы право наказывать судебных исполнителей перешло к Министерству юстиции. Отныне дисциплинарная коллегия будет работать в министерстве и выйдет из подчинения НСС. Так что теперь жаловаться на судебных приставов нужно в Минюст.
Анна Литвиненко

Комментарии (0) Добавить комментарии