Тирасполь: вбить клин между нами и Москвой не удастся
18.11.2011
Би-би-си: В среду 16 ноября вы направили ноту в российский МИД в связи с задержанием в московском аэропорту приднестровских чиновников. Что случилось в Шереметьево?
Владимир Ястребчак: Несколько должностных лиц Приднестровья, которые следовали для решения служебных вопросов в Россию, в том числе секретарь избирательной комиссии и заместитель министра иностранных дел Приднестровья, были подвергнуты весьма тщательному досмотру. В итоге по прошествии порядка восьми часов пребывания в аэропорту у них были изъяты ноутбуки и технические носители информации.
Каких-то внятных объяснений, почему так именно действовали таможенные органы, мы не получили, хотя, в общем-то, отдаем себе отчет, что действия таможенных органов в данном случае, в принципе, отвечали букве российского таможенного законодательства - у таможенников есть право производить такие действия, в частности, изымать компьютеры для каких-то экспертных действий.
Я здесь в Москве в устном режиме проинформировал моих коллег в МИДе. Соответственно, коллеги в Тирасполе официальной нотой выразили недоумение приднестровской стороны по поводу происходящего.
Однако никоим образом протест мы не заявляли. И хотелось бы сразу сказать, что те, кто рассчитывают, что такого рода шаги будут вбивать клин между Россией и Приднестровьем, они ошибаются.
Мы исходим из того, что в данном случае соблюдается именно буква процессуального законодательства России, но нам сложно говорить, насколько это соответствует духу российского законодательства.
Би-би-си: Что вы думаете по поводу уголовного дела в отношении банкиров Олега Бризицкого и Олега Смирнова [сына президента ПМР Игоря Смирнова], возбужденного Следственным комитетом России?
В.Я.: Мы искренне рассчитываем, что уголовное дело, коль скоро оно возбуждено, будет вестись исключительно в соответствии с российским законодательством, не будет привязываться к тем или иным политическим событиям, чтобы ни у кого не возникало сомнений, что это действительно борьба против каких-то злоупотреблений и присвоений денежных средств - так, как это декларируется. Хотя сообщения в некоторых российских СМИ говорят об обратном, что в этом деле есть политическая подоплека. Нам бы так не хотелось думать.
Би-би-си: Как вы оцениваете высказывания представителей российского руководства о нежелательности участия нынешнего главы Приднестровья Игоря Смирнова в выборах 11 декабря?
В.Я.: Для нас важны, конечно, высказывания российского руководства. Но мы исходим из того, что есть основополагающие и высказывания, и позиция российского руководства о том, что всё решают люди. Это мы считаем приоритетным и уверены, что выбор граждан Приднестровья будет принят, воспринят и будет уважаться всеми, в том числе коллегами в Российской Федерации.
Би-би-си: Как вы оцениваете предвыборную ситуацию в Приднестровской Молдавской Республике?
В.Я.: Предвыборная ситуация непростая. Хотя кто-то пытается представить нынешнюю ситуацию как первые альтернативные выборы, у нас все выборы проходили на альтернативной основе, в соответствии с нашим действующим законодательством. Есть некоторые особенности, которые отличают нынешнюю кампанию - это более жесткая политическая конкуренция. Считаю, что все это часть развития нашей политической системы, демократических институтов, которые есть в нашем государстве. К сожалению, мы вынуждены сталкиваться с проявлениями так называемого черного пиара, но всё это встречает адекватную оценку в рамках нашего законодательства, в рамках наших законодательных механизмов и тех полномочий, которые есть в том числе у наших правоохранительных органов.
Би-би-си: Будут возобновлены официальные переговоры по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2", как это намечено, 30 ноября?
В.Я.: Есть, действительно, такие планы, но мы исходим из того, что должно быть консолидированное приглашение всех трех сопосредников - ОБСЕ, России, Украины - и должно быть четкое понимание у всех, что и в каких рамках, по каким направлениям мы обсуждаем. Сейчас на данный момент рабочей повесткой является вопрос об обсуждении принципов и процедур дальнейшей работы постоянного совещания. Есть несколько проектов: есть проект ОБСЕ, проект, внесенный приднестровской стороной, есть уже уточнения украинской стороны, то есть подготовительная работа ведется. От результата этой подготовительной работы, я думаю, будет зависеть окончательное решение по 30 ноября-1 декабря.