Город

Трехглавый совет

27.07.2010
{Трехглавый совет} Молдавские Ведомости
Тень седьмого года
 
Период после июльских выборов 2009 года можно было считать райским для той части советников, которая поддерживала генпримара Кишинева Дорина Киртоакэ. Судите сами: сначала полностью потерял контроль над социал-демократической группой совета исключенный из партии Эдуард Мушук. Именно эта группа из пяти консильеров, в свое время, была обладателем своеобразной «золотой акции», благодаря которой был смещен с поста председателя совета Михай Гимпу. Затем развалилась фракция Христианско-демократической народной партии, которая в 2007-ом объявила о поддержке остальных антикоммунистов, но фактически оказалась выжита из муниципальной коалиции. И, наконец, правящий статус в мунсовете утратила Партия коммунистов. По сути, коммунистов тогда настигла «тень седьмого года» - им пришлось расплатиться за слишком уж безалаберное отношение к формированию списка кандидатов в муниципальный совет.
 
Собственно, процесс составления списка не стал притчей во языцех еще три года назад лишь потому, что вряд ли что-то могло конкурировать с провальной кампанией кандидата в примары Вячеслава Иордана. По данным источников «МВ», занимавшаяся тогда подбором людей для проведения кампании и кандидатов в консильеры экс-глава фракции ПКРМ Светлана Попа чуть ли не полностью игнорировала мнение кишиневских территориальных организаций партии. Ставка была сделана на крупных и не очень бизнесменов, руководителей госпредприятий и правительственных аппаратчиков. Назвать их «людьми ПКРМ» было очень сложно уже тогда, поэтому неудивительно, что они поспешили расстаться с партией после того, как коммунисты потеряли большинство в парламенте.
 
Двое «коммерсов» ушли в «независимые» сразу после первого тревожного звонка в парламент. Еще двое, обладавшие высокими должностями в аппаратных структурах, вступили в ЛДПМ Владимира Филата.
 
В это время к фракции либералов присоединились два бывших советника от партии Рошки и один – от АНМ Урекяна. Как результат: у ПКРМ 12 советников во фракции, а у ЛП – 14. Потеря статуса хоть и оппозиционной, но крупнейшей фракции совета – редкая неудача для ПКРМ.
 
Примечательно, что произошло это аккурат вскоре после презентации «Молдавского проекта» и запуска серии «Социальных маршей». Судя по всему, весьма обидно, когда в самый позитивный, наступательный момент, в спину вдруг бьют грабли трехлетней давности.
 
Либералы продолжают и проигрывают
 
Казалось бы, тут руководству города во главе с Дорином Киртоакэ и радоваться: не нужно думать, как нейтрализовать социал-демократов, отпала необходимость отдавать солидный куш админресурса гуманистам (всего два голоса ПГ стоили подчас так много!). Можно было нормально договориться с «традиционными» союзниками из партий Филата и Урекяна, и тихо-мирно рулить в свое удовольствие. Но вышло совсем по-другому.
 
Дорин Киртоакэ вдруг надумал пойти по стопам своего дяди Михая Гимпу. Вскоре после выборов 2007-го, Гимпу, решив, что раз уж его племянник генпримар, то он может диктовать условия всем и сразу. Гимпу намерился оккупировать должность председателя мунсовета и также назначить своих людей на должности всех руководителей муниципальных служб, всех преторов, а также трех вице-примаров. Остальным союзникам по антикоммунистическому движению Гимпу с видом благодетеля предложил одну должность вице-примара. На всех. И это притом, что у либералов было всего 11 голосов в совете из 51-го.
 
Конечно, никто на такие условия не пошел, либералам пришлось разделить на всех и вице-примарские кресла, и претуры.
 
Как только снова возникла необходимость в новом председателе мунсовета (ведь Гимпу благополучно перебрался в парламент), Дорин Киртоакэ решил, что в одну яму дважды не упасть, даже если прыгать на осыпающемся краю. Генпримар постарался вопрос перенести. Он рассчитывал выиграть время для того, чтобы продвинуть в председатели своего коллегу-либерала Корнелия Пынтю.
 
Консильеры с этой кандидатурой не согласились и выдвинули в качестве кандидата в председатели мунсовета представителя либерал-демократов Геннадия Думанского. За него проголосовали, что интересно, не только сами либерал-демократы и советники от АНМ, но и коммунисты с христиан-демократами.
 
Дорину Киртоакэ стоило бы сохранить выдержку – все-таки, речь идет о коллеге по негласной муниципальной коалиции. Но вместо этого он бойкотировал голосование вместе со всей фракцией ЛП, наглядно показав – не все ладно в датском королевстве.
 
В чем подвох?
 
Откуда такая нелюбовь Дорина Киртоакэ к Геннадию Думанскому? Во время парламентской кампании 2009 года примар и вице-председатель Либеральной партии обвинил члена постоянного бюро ЛДПМ в антиагитации. Согласно версии примара, Думанский (с одним из проректоров Государственного университета физкультуры и спорта) на встречах со студентами жестко критиковал Киртоакэ. Вот, вроде бы, обоснование бойкота. Но в том-то и дело, что вроде бы. Это – верхняя, заметная часть айсберга. Все-таки, личные разногласия между двумя людьми – не Бог весть какой повод для столь явного демарша либералов.
 
Дело, конечно, в другом. Как отмечают источники в столичной примэрии, всех без исключения советников, не входящих в Либеральную партию, заботит вопрос распределения резервных финансовых фондов муниципалитета. Несмотря на то, что планы примэрии, например, по ремонту дорог, не завершены из-за нехватки средств, в резервных фондах деньги, почему-то, оседают. Куда они пойдут – неизвестно, поскольку процесс распределения прозрачностью не отличается. Из-за этого консильеры как лояльные к примару, так и его оппоненты, переживают – не пойдут ли деньги на агитационную кампанию Либеральной партии на досрочных парламентских выборах. Именно для этого и нужен был новый председатель муниципального совета не от ЛП.
 
На запросы простого советника Киртоакэ, беря пример с дяди, может ничего не ответить, или ответить резко. А вот председатель может подвергнуть финансовую деятельность генпримара детальному мониторингу. В этой ситуации кандидат подходил любой – лишь бы не контролируемый градоначальником. Неважно, либерал-демократ Думанский, представитель АМН Павел Каба или даже представитель коммунистов. Именно поэтому фракции, не сговариваясь, столь дружно проголосовали.
 
Чего можно ждать дальше? На сегодняшний день в мунсовете существуют негласная коалиция и не особо сплоченная оппозиция. Но расклад сил может  изменить приближающаяся избирательная кампания, и в совете будут действовать уже три приблизительно сравнимые силы: «команда Киртоакэ», «команда ПКРМ» и «команда Думанского». Тогда, в случае резких выпадов со стороны генпримара, именно он окажется в меньшинстве.
Раду Берилэ

Комментарии (0) Добавить комментарии