Экономика

Цены растут быстро, а экономика медленно

09.10.2013
{Цены растут быстро, а экономика медленно} Молдавские Ведомости
на днях обнародовали свой прогноз экономического роста для Молдовы в 2013 году – 5,5 процента. Этот результат ВБ называет одним из лучших в регионе. Впору возгордиться - если бы с вами ощутили этот рост в виде повышения своего благосостояния. А тут, увы, ничего хорошего ждать не приходиться. Как и предсказывали многие эксперты, в ответ на резкое ослабление молдавского лея по отношению к евро и доллару стали расти цены. Первый ощутимый звоночек – лекарства подорожают почти на четверть.
 
Рост, который никого не спасает
 
Основанием для повышения прогноза роста ВВП в этом году - а его помимо ВБ аналогичным образом подкорректировал и МВФ - стали результаты, достигнутые экономикой в январе-июне: 4,9 процента. Тем не менее, эксперты большого энтузиазма по этому поводу не испытывают. В таком расчете все зависит от стартовой цифры: чем она ниже, тем больший рост математически получается. Нынешний показатель исчислялся относительно минус 0,8 процента, показанных ВВВ в прошлом году. Именно по этой причине прогноз того же ВБ на 2014 год – всего 3,5 процента, так как расчетной базой будут уже более высокие показатели 2013-го.
 
О чем это говорит? Прежде всего, о том, что никаких особых положительных изменений в развитии экономики по-прежнему не происходит. Да и откуда им взяться? Уж сколько аналитики говорят об отсутствии каких-либо реальных стимулов развития! А власти, если и предпринимают мелкие и по большей части декларативные шажочки, все перечеркивают целью – выжать из бизнеса максимум возможного для пополнения бюджета. Неуклонное следование этому курсу подтверждает и проект бюджетно-налоговой политики на следующий год.
 
Но вот незадача, даже такой прессинг больших результатов не дает. И в этом году государственная казна не добирает от властями же установленного плана. Уже сейчас этот недобор – порядка 750 миллионов лей. А это получше всяких рейтингов и прогнозов отражает реальное положение дел в экономике. Предприниматели либо не могут, либо не хотят платить налоги, что в любом случае плохо.
 
Другой реальный индикатор экономической ситуации – инвестиции в экономику. И в этой части к лучшему у нас почти ничего не меняется. Это значит, что опять-таки бизнес, будь-то местный или зарубежный, считает для себя такие вложения в развитие невыгодными.
 
Главным источником поддержания экономики на плаву - о развитии говорить не приходиться! - остаются денежные переводы из-за рубежа. Но это - источник не бездонный. К тому же в странах, откуда эти деньги сейчас к нам переводятся, в этом году ожидается экономический спад. Речь о РФ, где работает около 80 процентов гастарбайтеров, и государствах Южной Европы (Португалии, Италии, Испании, Греции). Им такой спад грозит если не потерей работы, то наверняка сокращением зарплат.
 
И еще один не внушающий оптимизма аргумент. Чтобы достичь среднеевропейского уровня развития экономики хотя бы через 20 лет, Молдове необходим рост, по меньшей мере, в размере 10 процентов ежегодно. А у нас половина – да и то рассчитанная после падения.
 
Что национальному банку хорошо, простому человеку – беда!
 
Мало того, что экономический рост у нас не сопровождается увеличением рабочих мест и доходов граждан, так эти кровно нажитые еще и обесценивают! Вот уже который месяц молдавский лей ослабевает по отношению к основным иностранным валютам – евро и доллару. Помимо ситуации на международных рынках, на которую ссылается НБМ, такой девальвации в немалой степени способствует его собственная политика.
 
Чтобы удержать инфляцию в им же предопределенных параметрах (5 процентов плюс-минус 1,5), а она демонстрировала тенденцию к снижению, НБМ взялся скупать иностранную валюту. При этом Дорин Драгуцану, не раз подчеркивал, что никаких опасностей эта мера экономике не сулит. Имея в виду наверняка макроэкономические показатели, за которые его структура отвечает. Но, в отличие от главного банкира страны, рядовому гражданину жить показателями другими. Снижение курса лея, как и следовало ожидать, повлекло за собой повышение цен.
 
Уже подорожали многие импортные товары. То ли еще будет! Ведь около 70 процентов потребительской корзины у нас составляет именно импорт. Когда у компаний, торгующих нефтепродуктами, иссякнут запасы топлива, приобретенные ранее, они, конечно же, повысят на них цены. А это по цепочке приведет к удорожанию всего остального, производимого уже в нашей стране. В валюте исчисляются и импортные цены на электроэнергию, газ, также составляющие немалую долю себестоимости большинства товаров и услуг. Как долго будет сохраняться такая ситуация на валютном рынке? Тут эксперты с прогнозами традиционно осторожничают побольше оценок ВВП. Тем не менее, чаще всего называют срок не менее месяца. Не стоит забывать и такой, уж чисто нашей, национальной особенности: однажды по какой-либо причине повысившись, даже при возврате ситуации к начальной, цены уже, как правило, не снижаются.
 
Ничего себе корректировочка!
 
Но если в каких-то товарах или услугах еще можно себя ограничить, есть такие, что жизненно необходимы. Именно потому новость об ожидающемся росте цен на лекарства стала настоящим шоком!
 
Формально все по букве закона. Вводя несколько лет назад новые правила регистрации цен на медикаменты от производителя, правительство узаконило право импортеров корректировать их в зависимости от валютного курса. Если он меняется более чем на 5 процентов и если такое изменение продолжается не менее месяца, минздрав издает распоряжение, разрешающее новые цены. Что ведомство сейчас и сделало. 
 
Курс лея снизился на 8 процентов, и это падение затянулось уже на три месяца. Как говорят фармацевты, в результате подгона под новый валютный курс стоимость лекарств от производителя повысится в среднем на 5 процентов. Это повышение отразится и в процентных ставках допустимых торговых надбавок у дистрибьютеров и аптек. В итоге рост может составить 25 процентов! И это притом, что у нас и так цены на многие наименования медикаментов выше, чем у соседей. 
 
С введением новых правил ценообразования обещанного властями существенного снижения стоимости лекарств не произошло. Зато с рынка исчезли многие дешевые препараты. И теперь тем, у кого есть возможность, приходится покупать медикаменты в Приднестровье, на Украине, в Румынии. Но что делать тем, у кого таких вариантов нет?! И это называется «несущественным влиянием на экономику»?
 
Экономический рост к концу 2013 года ожидается в объеме 5,5 процента. Инфляция, любой ценой, должна составить 5 (плюс-минус 1,5) процента. Рост реальных зарплат с июля прошлого года по июль нынешнего – всего 1,9 процента, пенсий – 1 процент. Как говорится, живите и ни в чем себе не отказывайте, вдохновляясь похвалами зарубежных экспертов! 
Светлана Романцова

Комментарии (0) Добавить комментарии