«Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать…»
16.07.2010
При рассмотрении дела в Евросуде по правам человека способы повлиять на решение ЕСПЧ существуют еще на стадии «переговоров» правительства Молдовы с международной судебной организацией. Можно признать нарушение прав человека, инициировать по этому поводу уголовное дело и даже выплатить пострадавшему какую-то компенсацию внутри страны. Но этого почему-то не происходит, несмотря на все декларации властей.
Способ «раскрыть преступление»
Это новое дело о жестоком обращении в полиции удивляет совершенно беззастенчивым попиранием закона самими стражами порядка. Посудите сами. 19-летний Владимир Парнов, работал охранником в кафе и поэтому носил с собой пистолет со слезоточивым газом. 22 марта, идя с работы домой, он увидел четырех человек в штатском. Мужчины подошли к нему и протянули какой-то пакет. Машинально взяв его, Парнов улышал: «Полиция, не двигаться!». Конечно, испугался и побежал. А кто бы не сделал этого на его месте?
Позже, в заявлении в ЕСПЧ пострадавший напишет, что «не был убежден в том, что бежавшие за ним люди имеют отношение к полиции». Погоня была недолгой – примерно через 700 м преследуемый добежал до своего дома. Здесь его догнали, повалили на землю и стали бить ногами. Парнов расстегнул кобуру и вытащил газовый пистолет.
Вскоре выяснилось, что сделал он это зря: преследователями оказались сотрудники комиссариата полиции Чекан, которые, к тому же, вызвали «подмогу».
Начавшееся жестокое избиение прекратилось только тогда, когда в происходящее вмешались несколько прохожих и сводный брат Парнова, который на шум вышел из дома. Брат, испугавшись, стал кричать на полицейских, чтоб они перестали избивать пострадавшего, за что, вместе с Парновым, был в наручниках препровожден в полицейский участок как «соучастник в сопротивлении аресту».
Неизменные «методы дознания»
Парнов утверждал, что его били в машине, а затем в полицейском участке. Причем если в машине в ход шли только руки и ноги, то в полиции применяли уже печально известный по другим делам способ – били пластиковой бутылкой с водой. Это позволяет причинить сильную боль при минимально видимых увечьях. Пострадавшего также били головой о стены, пол и находившуюся в кабинете мебель.
На следующий день, 23 марта, Парнова доставили в суд, где он признался, что выстрелил в полицейского из газового пистолета, за что ему назначили административный арест сроком на пять суток.
24 марта Кишиневская апелляционная палата, по жалобе Парнова, изменила наказание на штраф в 180 леев. Вскоре выяснилось, что днем раньше полицейский, в которого Парнов «стрелял», потребовал по этому поводу возбуждения уголовного дела, и даже прошел судебно-медицинскую экспертизу, которая, впрочем, не обнаружила ничего, кроме ссадин на локтях и коленях, квалифицировав их как «легкие телесные повреждения». В возбуждении дела было отказано.
Еще до суда у Парнова в камере побывал прокурор, которому молодой человек рассказал, как все было. Экспертиза была назначена на 31 марта, и закончилась диагнозом «разрыв барабанной перепонки и черепно-мозговая травма первой степени».
Диагноз медиков, к которым сразу после освобождения из-под стражи Парнов обратился самостоятельно, был более подробным и гораздо менее утешительным. Врачи констатировали перелом кости черепа, сотрясение мозга первой степени, посттравматический острый средний отит правого уха, ушибы мягких тканей головы и лица. Также в документах зафиксировано, что Парнову прооперировали ухо, чтобы восстановить разорванную барабанную перепонку. Впрочем, и те, и другие врачи сошлись во мнении, что причиненные телесные повреждения могли быть следствием жестокого обращения.
«Попался - сам виноват?»
Вот какие объяснения дало правительство Молдовы в ходе «переписки» с ЕCПЧ по этому делу. Было однозначно заявлено, что Парнов при задержании выстрелил из пистолета в полицейского, оказал серьезное сопротивление аресту, результатом чего и стали полученные им травмы. И, конечно, ответ содержал заверения о том, что никакому жестокому обращению после ареста Парнов не подвергался. Это и неудивительно: полицейские в нашей стране привыкли к тому, что «если пыток никто не видел, значит, их не было».
Тем не менее, пострадавший все же пытался искать справедливости внутри страны. Сначала он обратился в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело. Прокуратура сектора Рышкановка в возбуждении уголовного дела отказала. Причем… на основании заявления полицейских. Не повлияли ни беседы со свидетелями, ни рассказ самого Парнова о том, что признательные показания в суде он дал под давлением полицейских, в руках которых он вполне мог остаться в случае назначения административного ареста. Решение о невозбуждении уголовного дела Парнов обжаловал в судебную инстанцию, но там также получил отказ.
Невероятно, но, несмотря на такую «шумиху» полицейские все же возбудили уголовное дело по обвинению Парнова в хранении и продаже наркотиков. Разбирательство длилось почти два года – все время, пока молодой человек искал в своей стране справедливости. Правда, в итоге, 8 февраля 2007 года оправдательный приговор все же был вынесен. Суд признал, что «нет достаточных оснований того, что пакет с наркотическим веществом принадлежал В. Парнову».
Еще раз об «эффективности» защиты прав
Впоследствии в ЕСПЧ заявитель скажет, что так и не смог добиться справедливости, а правительство «наивно» возразит: «Ну почему же? Была возможность… Требовать защиты своих прав и выплаты компенсации в гражданском порядке».
Естественно, суд встал на сторону гражданина, признав нарушение не только третьей, но и 13-1 статьи Европейской конвенции по правам человека – «Право на эффективное средство правовой защиты».
Итог печален для Молдовы, и удовлетворителен для ее гражданина. В течение трех месяцев Владимиру Парнову заплатят 9 тыс. евро морального ущерба, 87 евро расходов на лечение и 800 евро на судебные издержки. Правительство в ходе разбирательства оспаривало каждую запрошенную заявителем сумму, утверждая, что он преувеличивает как свои страдания, так и свои расходы.
Почему наше государство так старательно защищает свое право не платить компенсаций по вердиктам ЕСПЧ, и так плохо – права своих граждан? Причем касается это всех – и прошлой власти, и нынешней. Об этом говорит череда дел, проигранных в Страссбурге по самой «страшной», третьей статье ЕКПЧ. Корсаков, Пруняну, Колибаба, Брябин, Гургуров, Парнов… Кто следующий?
Новости по теме
- Вчера, 18:30
- Вчера, 16:24
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:15
- Вчера, 12:53
- Вчера, 09:40
- Вчера, 06:15
- Вчера, 06:00
- 20.11, 18:39
- 20.11, 16:00
Комментарии (5) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 18:30
- Вчера, 16:24
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:15
- Вчера, 12:53
- Вчера, 09:40
- Вчера, 06:15
- Вчера, 06:00
- 20.11, 18:39
- 20.11, 16:00
Конечно, никто ничего не проверял, никаких отпечатков пальцев на пакете, потому что экспертизу эту следственные органы должны заказать, а вот они - следственные органы, во всей красе. И Людмила права - так в нашей стране всегда "повышали" раскрываемость, увы. А что до Парнова: если он виновен - так наказывайте по закону, а они ж чуть не убили парня. Что "выбивали", если доказательства были? На пустом месте затеять дело хотели, да не вышло...
Много интересных вопросов1 Почему побежал ?2 Сколько отпечатков пальцев на пакете?3 Есть ли они внутри.4 Прверялся ли Парнов на дополнительные тесты сам употреблял ли ?................Есть ли на пакете пальчики самих полицейских ???......В общем картина преступления. Почему они его били ??? , можно же было просто задержать если он нарко курьер. Если полицейские вошли в азарт погони .... это одно . Допустим они хотели разоблачить курьера Гораздо лучше взять сеть Поставщика ....
В первую очередь , это результат того что в силовые стрктуры набирают людей , далеких от понятия чести , уважения к окружающим , и вообще далеких от всего человеческого.
Гнилая совковая ментовщина. Даунов лучше учить музыке, а не в полицию брать.
это результат того,что от полиции требуют увеличить количество раскрытых дел.вот они сначала их провоцируют,а потом "РАСКРЫВАЮТ" .