Закон

Учебник для полицейских

15.07.2011
{Учебник для полицейских} Молдавские Ведомости
 
Самое «больное» место нашего уголовного преследования – презумпция невиновности. Ее осознание – первое, что надо воспитывать в тех, кого берут на работу в полицию или принимают в специализированные учебные заведения. Но откуда этому взяться? Опыт последних двадцати лет складывался из расследования и выживания одновременно. Как говорится, не до прав человека было. Но учиться придется. Иначе такие дела, как «Дан против Молдовы» и «Харитонов против Молдовы» станут молдавской «кармой» и серьезным бичом для всей грядущей реформы юстиции.    
 
Торговля людьми или фальшивые документы?
 
Гражданин Украины Геннадий Харитонов был задержан 24 мая 2006 года по подозрению в том, что у него есть фальшивый паспорт. Обыск, проведенный дома у его приятельницы, обнаружил его паспорт и паспорт его подруги – оба с признаками фальсификации. Харитонова арестовали по подозрению в руководстве преступной группировкой, специализирующейся на изготовлении фальшивых паспортов и торговле людьми.
 
Предварительный арест на 30 дней обосновали так: обвиняется в опасном преступлении, места жительства в РМ нет, семьи тоже, а значит – скроется. Еще одной мотивацией было, что Харитонов, находясь на свободе, сможет повлиять на ход следствия.
 
Срок ареста продлевали не раз. В общей сложности предварительный арест, который в большинстве случаев должен ограничиваться 30 днями, затянулся до 21 февраля 2007 года, то есть составил неполные девять месяцев. За это время находящийся под следствием Харитонов сидел в изоляторе предварительного заключения Управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью МВД, затем в пенитенциарном учреждении N13, потом в изоляторе Генерального комиссариата полиции Кишинева.
 
Все это продолжалось до тех пор, пока Апелляционная палата столицы очередным решением не признала, что дальнейшее содержание под предварительным арестом противоречит статье 5 Конвенции о правах человека. Она, в частности, гласит, что человек должен содержаться под стражей только на основании признания его виновным компетентным судом. Харитонова освободили из-под стражи, после чего он уехал и в Молдову больше не возвращался.
 
В этом деле Молдова осуждена по статье 3 Конвенции «Запрещение пыток и жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения» - именно так расценили европейские судьи содержание в местах предварительного заключения. «Заявитель подтвердил, что камеры были переполнены, с клопами, еда была плохой, душ позволяли принимать раз в неделю не более двух минут, а прогулки на свежем воздухе составляли 15-20 минут раз в два дня, или три часа в неделю».
 
Условия содержания в наших тюрьмах стали причиной осуждения Молдовы по многим делам. Однако положение дел значительно усугубляется в случае, если в эти признанные бесчеловечными условия на девять месяцев попадает человек, вину которого не могут доказать. И именно это надо взять на заметку реформаторам от полиции.
 
Европейский суд присудил Геннадию Харитонову 4 тыс. евро морального ущерба и 1200 евро в качестве компенсации судебных издержек.
 
История о сломавшейся камере
 
Михаил Дан был директором кишиневского лицея, его обвинили в получении взятки. Информация об этом была обнародована МВД. По информации полиции, директор М. Дан получил взятку за перевод ученика в его лицей. 14 января 2006 года МВД организовало задержание, которое снимали на камеру.
 
На записи видно, как специальным составом помечают деньги для взятки, затем – как директор встречается в парке на скамейке с родителем ребенка, они садятся на скамейку, разговаривают, директор что-то пишет на бумажке. На середине беседы запись прерывается, а дальше видно только то, что на руках директора обнаружили порошок от переданных денег, который светится в ультрафиолете. Спрашивается: почему на записи нет момента передачи денег? Полиция говорит - по техническим причинам. 
 
Со слов директора все выглядит иначе: родитель позвонил ему, когда он шел в Министерство просвещения, они встретились в парке по дороге, присели на скамейку. Директор положил свою папку между собой и родителем ребенка, чтобы на листочке написать список документов, необходимых для перевода из одного учебного заведения в другое.
 
«М. Дан утверждает, что не видел, как родитель положил в его папку деньги. При задержании папка упала, и деньги собирал с пола сотрудник полиции», - написано в деле.
 
И еще: «по словам заявителя, сотрудники полиции при задержании необоснованно применили к нему физическую силу, по причине чего он долго страдал от болей в запястьях».  
 
Суд первой инстанции признал имеющиеся у полиции доказательства недостаточными, но прокурор обжаловал это решение, и в итоге Апелляционная палата признала Михаила Дана виновным. Он заплатил штраф в 60 тыс. леев, был приговорен к пяти годам лишения свободы условно и на три года лишен права работать на административных должностях. 
 
Бывший директор лицея обжаловал решение суда, но так и не был услышан. Не возымел действия факт, что родитель, организовавший задержание, на тот момент находился под следствием за фабрикацию двух похожих случаев «коррумпирования». Не смутило суд, что все свидетели обвинения были офицерами полиции. «Заявитель считает, что часть съемки была стерта, потому что она не соответствовала целям уголовного преследования», - говорится в деле «Дан против Молдовы».
 
Все доводы оценил ЕСПЧ. Он признал нарушенной статью 6 Конвенции и право на справедливое судебное разбирательство. Михаил Дан получил компенсацию в 2 тыс. евро морального ущерба и 3 тыс. евро – на покрытие юридических расходов.
 
Искореним ли «эффективные» методы?
 
До сих пор все говорили лишь об одном противозаконном методе расследования - пытках. Последние дела демонстрируют, что он не единственный, применяемый нашими полицейскими. Правда, он наносит урон не физическому, а моральному здоровью людей: их обвиняют в уголовных преступлениях, обеспечивают «соответствующие» страдания и общественное порицание, а на поверку оказывается, что «заочно осужденных» вроде как и наказывать не за что. Оба «метода» чрезвычайно эффективны лишь в одном – в искоренении доверия к полиции.  
 
Заставят ли эти два дела задуматься о методах уголовного преследования? Повлияют ли на тенденции «полицейской» реформы? Время покажет. А пока ЕС «пишет» учебники для полицейских, мы их не только читаем, но и оплачиваем из своего кармана.
Анна Литвиненко

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    хотите сесть - езжайте в Молдавию.

  • x

    Молдавская полиция выполняля заказ Воронина. Ему очень не понравилось, что я написал статью в немецком журнале о деятельности полиции по фальсификации документов. Вот и нашли козла отпущения.

  • x

    Описанных случаев в молдове тысячи и тысячи. Полицейские часто выполняют заказы, чтобы разыграть подобные спектакли, вымогают деньги, обещая пострадавшим от их же рук,что только они могут во всем помощь, а на суды наплевать. Ставка у полицейских двойная и только в евро: от заказчика и пострадавшего.