Экономика

Украинско-европейская ассоциация: якось воно буде

02.10.2013
{Украинско-европейская ассоциация: якось воно буде} Молдавские Ведомости
переболев выбором между ЕС и Таможенным союзом, готовится к Вильнюсскому саммиту. И хотя политическая элита страны де-факто рубикон перешла, гражданское общество продолжают лихорадить смутные сомнения: не слишком ли многим они рискуют, имея в виду перспективы отношений на Востоке и, прежде всего, с Россией, которая неустанно и недвусмысленно намекает на опасные последствия украинского выбора. Несмотря на то, что руководство Молдовы также говорит о европейской интеграции как о необратимом и безальтернативном пути, коллизии украинского шляха к ЕС весьма поучительны. Для тех, кто еще хочет чему-либо учиться, конечно.
 
Думку гадали недолго
 
На протяжении 2011 и 2012 годов руководство Украины реверансничало: то мы в Таможенный союз пойдем, то полноценным членом, то наблюдателем по изобретенной президентом Януковичем формуле 3+1, то договор об ассоциации с ЕС подпишем. Предложения некоторых партий провести по этому поводу всенародный референдум, как и в Молдове, властью поддержаны не были. Политическая элита взяла судьбоносный выбор в свои единоличные руки.
 
Да и социологические опросы, проводившиеся в стране, демонстрировали противоречивые результаты. Присоединение к ТС поддерживает 30-40 процентов украинцев. Пока политики кормили Москву завтраками, на техническом уровне активно прорабатывались соглашения с ЕС о создании свободной торговли и об ассоциации. Последний договор уже парафирован, то есть прошел согласование текстов обеими сторонами. Весь 2012 год украинское руководство провело в ожидании его подписания. Историческая дата перекочевала в год следующий и сейчас привязывается к Вильнюсскому саммиту.
 
За это время Украина выполнила практически все условия ЕС, за исключением одного, политического: освобождения экс-премьера Юлии Тимошенко. Еврокомиссары с повестки дня требование не сняли, но, настаивают на нем уже не так активно. Причина тому, как предполагается,  усилившееся давление со стороны России, желающей удержать Украину ее в зоне своих интересов. Из-за чего европейцам тоже приходится балансировать между кнутом и пряником.
 
А вы друзья, как ни садитесь…
 
Помимо геополитического и цивилизационного выбора между ЕС и ТС (обратите внимание, в Украине даже теми же категориями, что и у нас, оперируют), это еще и вопрос больших экономических интересов.
 
СНГ, в особенности в лице ТС, и ЕС – два главных торговых партнера страны. Только на РФ в первом полугодии 2013 года пришлось 24,6 процента украинского экспорта, а на весь рынок единой Европы – 30 процентов. Украинский бизнес дорожит обоими направлениями сотрудничества. Вполне логично его желание их сохранить в неизменности. Но почему-то вопрос, удастся ли это, однозначного ответа пока не имеет. А ведь сами европейские страны имеют с Россией большие товарообороты.
 
О том, что Украина никак не сможет усидеть на двух стульях, и ей придется выбирать, однозначно заявили и в Москве, и в Брюсселе. Слишком разняться стандарты качества, слишком много противоречий в интересах. Каждый рынок стремиться себя защитить. В РФ, например, опасаются, что под видом украинских товаров сюда хлынет продукция иного производства, которой не может быть предоставлен столь же лояльный режим торговли, каким обладают участники соглашения о свободной торговле с СНГ. В то же время большинство украинских правоведов говорят, что юридических оснований, препятствующих наличию двух соглашений нет, главное - договариваться грамотно.
 
Только получиться ли, задаются вопросом аналитики? Решения ведь принимаются не с позиции правды, а с позиции силы. Чем рискует Украина на самом деле, окончательно рассорившись с Россией? В ответе на этот вопрос эксперты расходятся в зависимости от их собственных предпочтений. Сторонники ТС говорят об угрозе обвала украинской экономики от ограничений в экспорте в страны ТС, да и вообще печальной перспективе открытия рынка европейцам. Апологеты евроинтеграции называют угрозы Москвы пугалками. У Киева, мол, пока не построен Южный поток, есть хороший контраргумент – краник включения-выключения транзита российского газа в Европу. К тому же в торговле с Украиной заинтересованы и в самой России.
 
Почем евроинтеграция для народа?
 
Как и в Молдове, противники столь скоропалительного движения на Запад говорят о том, что власти не удосужились провести серьезный анализ выгод и рисков, чтобы два союза, европейский и таможенный, можно было сравнивать аргументировано. А к тому, что им советуют экономические эксперты, мол, политики не прислушиваются.
 
Так, согласно расчетам института народнохозяйственного прогнозирования РАН и института экономики и прогнозирования НАН Украины, в случае присоединения республики к ТС прирост ее экспорта на российский рынок (без учета углеводородов) увеличится на 4,6-8,8 миллиарда долларов. При этом в наибольшей мере вырастут поставки продукции машиностроения, удельный вес которой в структуре прироста составляет (в зависимости от варианта расчетов) 36–40 процентов, и металлургии - 22–42 процентов. В результате взаимной интеграции и устранения торговых барьеров рост товарооборота может составить 13,5 процента - 16,4 процента от ВВП Украины.
 
Что же касается природного газа, только за счет одной меры - отмены в рамках Единого экономического пространства экспортных пошлин на углеводороды, экспортируемые из России в Украину, - положительный прирост сальдо торгового баланса Украины составит 2,9 миллиарда долларов (за счет снижения стоимости ввозимых углеводородов). Если в рамках ЕЭП и формирования единого энергетического рынка цена на российский газ для Киева будет снижена до 180 долларов за кубометр, положительный прирост товарооборота увеличится до 5,1 миллиарда долларов.
 
В целом же только эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле оценивается в 0,5 миллиарда долларов, а снятие технических барьеров в торговле даст еще более 1 миллиард долларов. Такое улучшение условий торговли принесет Украине дополнительно 9 -10 миллиарда долларов.
 
В случае же вступления в действие Соглашения о свободной торговле с ЕС именно машиностроение и металлургия окажутся в наиболее проигрышном положении, посчитали эксперты. Соглашение предусматривает принятие европейских стандартов в качестве национальных и отказ от действующих украинских, включая межгосударственные стандарты СНГ, куда идет 36,5 процента экспорта продукции машиностроения и металлургии. На замену стандартов Украине отводится 4–5 лет, по прошествии которых экспортная выручка от машиностроения может серьезно сократиться.
 
Как и от многих других стран, рынок ЕС ждет, прежде всего, сырье, а не сложную продукцию с высокой добавленной стоимостью, которую они предпочитают производить сами, обеспечивая рабочими местами и заработками своих граждан. Но и перспективы украинского агропрома в этом свете очень призрачны.
 
Конкурировать с высоко субсидируемым сельским хозяйством Европы украинское точно не сможет. Европейский импорт убьет отечественное производство, предрекают многие экономисты. А ведь украинская экономика куда помощнее молдавской! Как и молдавские противники интеграции в ЕС, их украинские единомышленники говорят об угрозе превращения своей страны в колонию Евросоюза, главная цель которого в условиях кризиса получить новый рынок сбыта для своих товаров.
 
Экономика пасует перед политикой
 
Но, судя по всему, как и в нашем с вами случае, отнюдь не экономические аргументы стали мотивами для решений политиков. Соглашение с ЕС -  эффективный инструмент давления на Москву, при всех экономических рисках. Плюс - хороший козырь на переговорах с МВФ, на финансовую иглу которого Украина тоже успела подсесть.
 
Не следует забывать и о грядущих выборах в местные советы в 2014-м и президентских – в 2015 годах. Авангард украинской оппозиции составляют как раз еврооптимисты. Соглашение с ЕС для президента Януковича - своего рода индульгенция от их нападок. Ну а остальное - «якось воно буде».
Светлана Романцова

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Судя по всему, после президентских выборов Янукович может загреметь под фанфары, то бишь на нары. Его камера будет рядом с Юлькой Тимошенко... Однажды он там уже был. История, как известно, имеет свойство повторяться.