Расследование

В Кишиневе было двенадцать триумфальных арок

24.07.2013
{В Кишиневе  было двенадцать триумфальных арок} Молдавские Ведомости
Из 670 фотоснимков подавляющая часть также никогда не публиковалась, например, фотографии кишиневского тюремного замка, трамвайного депо, здания митрополии, музея античности, исчезнувших памятников, а также двенадцати триумфальных арок города. На фото – исчезнувшие арки на улицах Еминеску, Диордицы, Бендерской,
 
Памятник жертвам сталинских репрессий наконец-то прибыл в Кишинев из Минска, где был отлит в бронзе. Он может быть установлен на Привокзальной аллее в течение недели - если Киртоакэ найдет кран, который сможет поднять уродливую композицию из отрезанных рук и ног на постамент. Чем создавать такие памятники – лучше сохранять то, что было. А что было? Была, например, триумфальная арка на улице Диордицы, которую сегодня пытаются сделать «пешеходной» - по сути большой рекламой пива. Лучше бы восстановили арку... 
Знали ли вы, что в Кишиневе было двенадцать триумфальных арок, из которых осталась одна? Что река Бык была судоходной? И что примар города Ион Костин (кстати, организовавший празднование 500-летия со дня первого упоминания города в письменных источниках), будучи в Лозанне, познакомился с Лениным и потом написал об этом? Много чего происходило в Кишиневе, но память об этом целенаправленно стиралась… Все эти факты можно найти в «лирической энциклопедии Кишинева» -  книге «Chişinăul din Аmintire» Юрие Колесника, известного циклом «Basarabia Necunoscută».
 
Материалы, которые вошли в книгу, Юрие Колесник копил начиная с 1980 года. Кое-что печатал отрывками с целью возбудить интерес к теме. Были отклики, люди приносили документы, письма, дававшие толчок новым исследованиям. Так родились главы, посвященные знаменитым бессарабцам, оставившим яркий и глубокий след в истории Кишинева: митрополит Бэнулеску-Бодони, первый гражданский губернатор Бессарабии Скарлат Стурдза, дворянские роды Катаржи, Крупенских, Кассо. Из наших современников, изменивших взгляды кишиневцев на город и общество, – Андрей Лупан, Николай Сулак, Григоре Виеру, Сергей Лункевич, Ливиу Дамиан…
 
Отметим, что, помимо крупных архитектурных проектов, автор впервые уделил внимание «малым городским формам» - кишиневским мельницам, кишиневскому трамваю, воспетому Джордже Менюком. В книге масса фотографий, которые вкупе создают образ другого, более интересного и изысканного, города, который мы не знаем. Это фотографии снесенных особняков и памятников.
 
«Сносить – дикость, - говорит Юрие Колесник. – Я никогда этого не понимал. Я бы все сохранил. В книге я восстановил своего рода прогулки памятников по Кишиневу. Например, памятник Сталину стоял у входа в аллею классиков (сквер Европы), потом перекочевал к сельхозинституту. Монумент Ленину стоял в нескольких местах. А сколько путешествовал Штефан чел Маре, три раза побывавший в Румынии!».
 
Все помнят, где стоял памятник Ленину, но мало кто знает, что первоначально на этом месте на нынешней площади Великого национального собрания стоял величественный памятник королю Фердинанду I работы Оскара Хана (проект утвердил король Карол II). За ним высилось прекраснейшее здание митрополии, которое было архитектурным сердцем города. Его руины сравняли с землей в 50-х, построив на этом месте безликий с архитектурной точки зрения дом правительства. «У нас все возможно – и у нас ничто не возможно», - изрек по этому поводу Юрие Колесник.
 
Следует добавить, что в центре города высился также памятник российскому императору Александру I (на пересечении улиц Гоголя и Александровской). Как был бы оригинален Кишинев, сохранись все его архитектурные элементы в целости! Но людям всегда хотелось начать все заново с чистого листа. Грешила этим, увы, не только советская власть.
 
Сейчас погибает дворец Рышкану (улица Букурешть, 68), который Юрие Колесник считает самым красивым зданием из всех, когда-либо существовавших в Кишиневе. «Он был разрушен в 90-х, погибли черный паркет из эбенового дерева, мраморные колонны, - рассказывает исследователь. - Здание стоит без крыши как памятник тотальной руинизации и уже в седьмой раз перепродается…  Здесь был лучший акустический зал в Кишиневе. Чисто технически все еще можно восстановить, но того, что было, уже не вернуть. Сегодня реставрируется дом Дадиани, но это лишь высвечивает все проблемы нашей бедности: нет специалистов-реставраторов, все они уехали, в основном – в Санкт-Петербург».
 
В книге есть уникальная фотография освящения закладки первого камня в здание лицея Дадиани. Есть редчайшие снимки, иллюстрирующие этапы возведения памятника Штефану. Есть глава о совершенно забытых, но некогда весьма посещаемых зданиях Английского клуба и клуба Нобилими, казино, кафе, ресторанов и гостиниц, есть глава о рынках и банках. И еще – фотографии всех триумфальных арок города: их было двенадцать, а осталась одна! Также в Кишиневе была масса лютеранских церквей и здание церковного музея, Рышканское кладбище  – все это теперь можно увидеть только на фотографиях.
 
Любимое место Юрие Колесника, по его словам,  – Старый город, где еще сохранились улочки времен Пушкина. А еще – Центральное (Армянское) кладбище,  где    не без помощи исследователя удалось восстановить некоторые старинные надгробия. Другие, увы, беспощадно сносятся каждый год.
Елена Замура

Комментарии (0) Добавить комментарии