Закон

В суде разберутся?

03.10.2012
{В суде разберутся?} Молдавские Ведомости
 
До окончательного завершения реформы Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией остался финальный штрих. Структуру уже вывели из-под сферы влияния правительства, сузили ее полномочия до борьбы с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма. Нагляднее всего модернизация проявилась в смене названия ведомства на более короткое: Национальный центр антикоррупции.
 
Отдельный блок изменений коснулся избрания и утверждения главы НЦА. Раньше его назначало правительство, теперь процедура полностью перешла в ведение депутатов. По новой системе, сначала юридическая комиссия парламента по праву, иммунитету и назначениям проводит конкурс. Отбирается тот кандидат, который показал лучший результат при прохождении письменного и устного тестирования. Его парламентское большинство и утверждает в должности директора Центра.
 
На прошлой неделе победителем конкурса стал экс-директор ЦБЭПК Виорел Кетрару. Предполагалось, что уже завтра парламентарии закрепят за ним кресло главы учреждения.
 
Волосатая рука Демпартии
 
Вчера на пресс-конференции один из бывших соискателей этой должности Анатолий Бызгу попросил спикера парламента Мариана Лупу не торопиться. Бызгу требует через суд отменить решение парламентской юридической комиссии, уже признавшей победителем конкурса Кетрару.
 
Истец намерен доказать, что конкурсный отбор проходил с большими нарушениями. Дело в том, что кандидатуру Анатолия Бызгу вычеркнули из списка соискателей еще в ходе отборочного тура.
 
- Комиссия поставила обязательное условие – опыт работы в юридической сфере не меньше 10 лет. Посмотрев мое досье, депутаты решили, что мне не хватает трех лет. На самом деле они не учли три года моей работы в бригаде полиции особого назначения, - заявил вчера Анатолий Бызгу.
 
Он утверждает, что собрал все необходимые документы и предоставил в парламентскую комиссию, но его кандидатуру снова отвергли. За таким категоричным решением 45-летний юрист увидел политическую заинтересованность Демократической партии. В этом убеждении Бызгу не одинок.
 
Это не деполитизация
 
Ранее депутаты Партии коммунистов регулярно называли проведение конкурса на должность директора НЦА – «фарсом». Также парламентарии от ПКРМ отказались принимать участие в организации процедуры соискания, «ведь победитель давно уже определен».
 
- Изначально Альянс за евроинтеграцию назвал деполитизацию учреждения целью реформы Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Якобы закон поменяли, процедуру назначения директора поменяли, и вот вам деполитизированный центр. Но все это только для отвода глаз, ведь политические преференции при определении победителя остались, - заметил коммунист Сергей Сырбу, член парламентской юридической комиссии по праву, назначениям и иммунитету.
 
По мнению законодателя, схема назначения «своего» борца с коррупцией довольно проста. Все дело в том, что оценку результатов письменного теста и устного интервью проводят все те же депутаты от правящей коалиции. И в парламенте опять-таки Альянс за евроинтеграцию простым большинством утверждает победителя.
 
А если новоизбранный директор Национального центра антикоррупции возомнит себя «независимым», то снова достаточно простого большинства депутатских голосов, чтобы снять его с должности. Так что эта структура после реформы деполитизирована не меньше, а, возможно, и больше, чем когда подчинялась правительству.
 
- По соглашению АЕИ контроль над ЦБЭПК отходил Демократической партии. Вскоре после подписания этого договора Виорел Кэтрару возглавил это ведомство. И сейчас тоже было чисто политическое решение, кто займет должность. Жаль, что члены АЕИ не соблюдают Конституцию так, как собственное соглашение,- посетовал Сырбу.
 
Как заметил депутат-коммунист, фракция ПКРМ, скорее всего, не будет голосовать за утверждение Кетрару директором НЦА.
 
«Он просто был увереннее…»
 
Анатолий Бызгу тоже обвинил Демократическую партию в профанации конкурса по избранию директора Национального антикоррупционного центра. По словам недопущенного к тестированию кандидата, все со старта знали, кто будет занимать данную должность, а вопросы на слушаниях совершенно не касались юриспруденции. В таком подходе юрист и по совместительству глава Движения приднестровских беженцев увидел месть со стороны властей.
 
Косвенно утверждения Бызгу еще на раннем этапе конкурса подтвердили другие соискатели должности «главного антикоррупционера». Так один из претендентов экс-глава Дорожной полиции Сергей Армашу признался, что не верит в собственную победу. А вот Кетрару в свой успех верил изначально.
 
- Я снова выдвинулся, чтобы завершить свои начинания на этой должности. Уверен, теперь все будет по-другому, - обещал Виорел Кетрару в интервью одному из телеканалов в разгар отбора кандидатов.
 
Впрочем, сторонние наблюдатели предполагают, что экс-глава ЦБЭПК мог действительно быть объективно более подготовленным и опытным, чем его конкуренты. Но Бызгу видит в результатах конкурса стремление властей скрыть незаконные махинации с нефтью и топливом.
 
- Двойные стандарты в моем отношении проявил депутат–демократ Адриан Канду, чья партия выдвинула Кетрару на пост главы ЦБЭПК три года назад, - публично обвинил экс-соискатель на пресс-конференции во вторник. 
 
Опровержения и сомнения
 
Депутат Канду все обвинения в свой адрес опроверг. Во-первых, вся процедура отбора проходила на глазах у прессы, никакие СМИ манипуляций не разглядели. Во-вторых, кандидатура Бызгу не прошла еще на этапе отбора досье. Когда члены комиссии заметили, что соискателю не хватает трех лет юридического опыта, ему дали четыре дня на предоставление дополнительных бумаг, подтверждающих наличие этого опыта. Но Анатолий Бызгу в этот срок не уложился.
 
- Решение снять его кандидатуру принято не только мной лично, а парламентской комиссией. Он не принес документы, значит, не допущен к письменному тесту и устному интервью. А так каждый вправе защищать свои права в суде, если считает, что их нарушили, - заявил корреспонденту «МВ» Адриан Канду.
 
Заседание Апелляционной палаты по иску Анатолия Бызгу состоится уже через несколько дней. Независимые юристы сомневаются в решении суда в пользу истца, ведь никаких разоблачающих аргументов и документов он не показал. В собственный успех не верит и истец, заранее пообещавший разобраться с молдавскими депутатами в Европейском суде.
 
Правда, и здесь возникают сомнения, что европейцы примут решение, дискредитирующее результаты реформы и деполитизации ЦБЭПК, в которую сами вложили столько денег.
Сергей Манастырлы

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    Почему 10 лет? Почему не 3 или 5 лет?

  • x

    Конкурс - это для лохов, суд это тоже самое. Улинич правит и судами и всем остальным. Если сказано, сто будет Кетрару, значит будет Кетрару.

  • x

    Кетрару слишком много знает. Вот и боятся его снимать. Насмешили народ- либерал попа проводил конкурс, короче КВН

  • x

    Конкурс на ответственную государственную должность по результатам устного или письменного тестирования - это очевидная ловушка демократии. Тимофти тоже, как мы знаем, с триумфом сдал тест на государственность, а на деле оказался антигосударстаенником, не признающим молдавской нации. Что дат опыт работы в юридической сфере? 10 лет работы в юридической сфере - это видно тот срок, за который можно выжить честного человека из это м