Валерий Зубко: «Я за комплексный подход и тщательные расследования»
28.01.2011
- Вы довольны результатами работы прокуратуры за 2010 год?
- Доволен, учитывая объем работы, «достижения» предыдущих лет и события 2010 года. У нас было много работы в части осуществления уголовного преследования: в прошлом году возбуждено 33294 дела, 8897 - передано в суд. Цифры существенно превышают данные предыдущих лет.
Есть положительные наработки и в смысле участия прокуроров в гражданском процессе. За 2010 год было рассмотрено 1101 инициированное прокурорами гражданское дело, в 857 случаях заявления были удовлетворены. В итоге госбюджет пополнился на 74млн 238 тыс. 151 лей. Немалая сумма.
В прошлом году в прокуратуре произошла серьезная институциональная реформа. Созданы Высший совет прокуроров, Квалификационная и Дисциплинарная коллегии. Эти структуры призваны обеспечить независимость прокуроров. Начал работать научный консультативный совет, куда входят прокуроры, судьи и представители научного сообщества, и который решает проблемы интерпретации Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов и Кодекса о правонарушениях.
Исходя из требований Закона о прокуратуре, были созданы подразделения прокуратуры на уровне Апелляционных палат Кишинева, Бельц, Комрата, Бендер и Кагула. Также была реорганизована прокуратура по борьбе с коррупцией, прокуратуры Кишинева и Гагаузии. Изменился в 2010 году и кадровый состав: были объявлены конкурсы на все руководящие должности - от первого заместителя генерального прокурора до заместителей начальников отделов. Также, согласно решению парламента от 4 мая 2010-го, в Генеральной прокуратуре появился отдел информационных технологий и расследования преступлений в области информатики, отдел по борьбе с пытками и отдел анализа и внедрения решений Евросуда.
И это не все нововведения. Нельзя не отметить начало сотрудничества между всеми районными структурами, объединение их усилий в борьбе с преступностью. Я говорю о территориальных заседаниях районных прокуроров, комиссаров полиции и примаров. Эта практика продолжится и в 2011-м. Заключено несколько важных международных договоров о сотрудничестве, прокуроры проходят повышение квалификации за границей.
- Судя по новой программе правительства, реформы еще продолжатся. Как планируете сочетать перемены и стабильность работы рядовых сотрудников прокуратуры?
- Конечно, реформа судебной системы неизбежно затронет и прокуратуру. И мы поддерживаем программу правительства. Но надо понимать, что большая часть перемен уже произошла благодаря вступлению в силу нового Закона о прокуратуре. По объективному мнению зарубежных экспертов, этот документ – самый прогрессивный на территории всего постсоветского пространства и стран Центральной Европы.
А вот в смысле внедрения нововведений, я за комплексный подход. Не нужно раз в день давать рядовому прокурору новую инструкцию, это действительно плохо влияет на работу, тем более что новые нормы часто противоречат друг другу. Надо принять все решения, совместить их, проверить, продумать механизмы внедрения, а потом применять. Тогда перемены будут к лучшему.
- Будут ли еще изменения кадрового состава?
- Генеральный прокурор, согласно закону, не принимает решения о назначении на должность. Это делает Высший совет прокуроров. В принципе все, кого назначили на должность на конкурсной основе, за прошедший короткий срок показали высокий уровень профессионализма. Конечно, если чья-то работа перестанет соответствовать нормам, он будет смещен с должности.
- На прошлой неделе в одной из телепередач премьер-министр сказал, что «на все вопросы о 7 апреля вскоре будут даны ответы». Установлены ли какие-то сроки для окончания таких дел? Может быть, есть какие-то указания на этот счет?
- Во-первых, Генпрокуратура не подчиняется исполнительной власти и не получает указаний от премьер-министра. А во-вторых, для таких комплексных дел невозможно установить четкие сроки расследования. Этому есть объективные причины.
Предварительные расследования проводились еще при предыдущей власти и в другом направлении. Объективно расследовать совершенные тогда преступления, основываясь исключительно на показаниях свидетелей, невозможно, нужны и другие доказательства. Поэтому дела продвигаются не так быстро.
Но если обратиться к аналогичному опыту других стран, там расследования тоже проводились достаточно долго. Необходимо помнить, что мы должны дать не политическую, а юридическую оценку случившемуся.
- Есть ли уголовные дела, возбужденные по этим событиям, но еще не
переданные в суд?
- Есть. Это несколько дел по фактам пыток и незаконных арестов. Потерпевшие по этим делам либо выехали из страны, либо скрываются, уклоняясь от дачи показаний.
И, конечно, дела, к которым имеют отношение экс-президент Владимир Воронин, бывший вице-министр В.Зубик, а также дело бригады спецназначения Fulger.
- Прошлый год для прокуратуры ознаменовался «общением» с большим количеством политиков. В чем причина того, что расследование по связанным с ними делам не продвигается?
- Причина в иммунитете, которым обладали и обладают многие политики в связи с избирательной кампанией и депутатским мандатом. Мы сделали запрос на лишение В. Воронина иммунитета, но пока эта инициатива не увенчалась успехом. К тому же, наши «приглашения на беседы» нередко переносились – тоже из-за выборов и последующих событий. Теперь дело пойдет быстрее.
- Как вы относитесь к обвинениям со стороны оппозиции в том, что «прокуратура обслуживает интересы нынешней власти»?
- Прокуратура во все времена была неудобной структурой и подвергалась критике. Возьмем последние задержания – примара Страшен или подозреваемых по делу КСТР – от них сложно ждать благодарности, не правда ли?
Плюс - в нашей стране нет высокой юридической культуры. Конечно, такого рода заявления могут влиять на ежедневный психологический настрой прокуроров – все мы люди. А в остальном – это ожидаемые процессы.
Мы рады конструктивной критике. Хотя, кстати, нередко получаем и благодарности от обычных людей.
- Прокомментируйте 30-процентный рост преступности, зафиксированный в прошлом году.
- Рост числа зарегистрированных преступлений обусловлен несколькими факторами. Во-первых, это связано с тем, что в прошлом году регистрировались все преступления, и не было сокрытия данных, как случалось в предыдущие годы. Во-вторых, показатель существенно изменило включение в Уголовный кодекс статьи, санкционирующей водителей за вождение в состоянии опьянения: раньше это нарушение квалифицировалось по Кодексу о правонарушениях. В 2010 зарегистрировано 1607 таких преступлений, и в результате количество преступлений в области транспорта увеличилось на 65%, что, конечно, оказало влияние на данные о росте преступности в целом. Третья причина – существующий в УК РМ институт примирения. Скажем, совершил человек преступление, возбуждается уголовное дело, а затем он возмещает материальный ущерб, идет на примирение с потерпевшим, и дело прекращается. Но в статистику-то преступление уже включено – и повышает общий «процент». Кроме того, нередко бывает, что такой нарушитель продолжает совершать аналогичные деяния.
Так что процентный показатель не означает, что криминогенная обстановка в стране действительно усложнилась. Фактически ощутимо выросло лишь количество преступлений против собственности. И причиной этому, конечно, является экономическая ситуация в стране.
Новости по теме
- Сегодня, 17:10
- Вчера, 18:30
- Вчера, 16:24
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:15
- Вчера, 12:53
- Вчера, 09:40
- Вчера, 06:15
- Вчера, 06:00
- 20.11, 18:39
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 17:10
- Вчера, 18:30
- Вчера, 16:24
- Вчера, 15:00
- Вчера, 14:15
- Вчера, 12:53
- Вчера, 09:40
- Вчера, 06:15
- Вчера, 06:00
- 20.11, 18:39
Or . Codru ,Costiugeni ....
Interesno cac Procuratura postupit s primarom i sovetnicami ot dempartii i comunisticeschoi partii cotorie vmesto dati ili postaviti na auction zemelinie uceastchi pod stroitelistvo ,razdali svoim deteam ,cotorie ne imeli pravo poluciti ih. Cogda v oceredi stoeat liudi s 1990 goda... A esce lucise esli bi na auctione prodali ih to primatiea polucila bi denighi cotorie oi cac nugni,na pomosci detsadicu i pensioneram....