Экономика

Валютный курс: корреляция или манипуляция?

28.01.2014
{Валютный курс: корреляция или манипуляция?} Молдавские Ведомости
такого еще в отечественной истории не было. Растет и соотношение лей – доллар, опять же не в пользу национальной валюты – 13 лей 32 бани. Национальный банк как обычно объясняет происходящее ситуацией на мировых валютных рынках, где за евро дают уже почти доллар 36 центов. Вместе с тем эксперты считают, что всё дело далеко не в объективной корреляции валют и упрекают НБМ, как минимум в попустительстве обесцениванию лея, а, как максимум, есть и такое мнение, сознательной манипуляции.
 
Две большие разницы
 
Изменения соотношения доллара к евро приводят к ослаблению большинства национальных валют. Это происходит и с соседними гривней, и с румынским леем. Но там  нет таких резких скачков, как у нас.
 
Наиболее серьезную встряску молдавская национальная валюта     получила 15 декабря 2009 года, когда евро также стоил свыше 18 лей. Это произошло именно тогда, когда по стечению обстоятельств - вот только случайному ли? -  молдавская экономика и бюджет испытывали большие проблемы. Валютная лихорадка продолжилась в 2013-м. И всякий раз в таких колебаниях официально обвинялись мировые индексы. Но… на протяжении всего 2013 года курс доллара к евро находился в коридоре 1,28 -1,38. Одномоментные подвижки составляли 1-2 процента. В то время как молдавский лей к доллару и евро неуклонно обесценивался. Относительно евро, например, он подешевел за год с 15,7 до 18,1! А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. 
 
Деньги дешевые, но много
 
За 7 месяцев 2013 года, с июня по январь, как подсчитал доктор экономики института экономики АНМ Михаил Пойсик, денежная масса в стране возросла почти на 30 процентов - с 13,5 до 17,5 миллиарда лей. Все ссылки на увеличившиеся поступления от гастарбайтеров в данном случае, по мнению экономиста, не оправданны, так как их рост, исчисляющийся примерно 8 процентами, с общим объемом денег в обороте несопоставим.
 
Все дело в массированной скупке валюты, которую осуществляет НБМ, убежден Пойсик. Вбрасываемые в экономику леи и ведут к росту курса к основным валютам и его удешевлению, зато позволяют добиться других задач. Одна из таких целей, которую могут преследовать власти, как полагает аналитик, - стремление получить больше от зарубежных грантов и кредитов. «18 лей  и 16 лей – есть разница, а когда счет на миллионы, она еще больше, - говорит Пойсик. - Другая достигаемая обесцениванием лея задача – увеличение доходов в бюджет от НДС на импорт. Доля поступлений по этой статье в общей сумме налогов – почти 60 процентов, а значит, и тут бюджет зарабатывает на конвертации. С выгодой для себя можно использовать и происходящую, как следствие девальвации национальной валюты, декапитализацию активов государственных предприятий. Не стоит забывать об амбициозной программе приватизации правительства. Оцененное в леях имущество в итоге подобных манипуляций тоже дешевеет, и хозяин ему так быстрее найдется».
 
И, наконец, в большой выгоде от таких резких скачков оказываются те, кто занимается валютным обменом. Владельцы обменок, имеющие доступ к инсайдерской информации (а она, как и любая другая, продается и покупается), зная о предстоящих изменениях курса, хорошо на этом зарабатывают. НБМ, по мнению Пойсика, даже и условия для этого облегчил,  разрешив ОВК новыми положениями закона о валютном регулировании менять курс в течение дня. До сих пор он устанавливался единожды. Официальным  мотивом  для новых правил было улучшение условий для конкуренции.
 
Если не умысел, то опасная халатность
 
Доказать корыстный умысел властных финансистов, конечно сложно, но если даже его не предполагать, ответственность за происходящее на валютном рынке страны, все равно лежит на центробанке. «То, что мы наблюдаем очень похоже на спекуляции, - отмечает вице-директор центра стратегических исследований и реформ Елена Горелова. - Кто, как и почему спекулирует, один вопрос. Другой -  почему бездействует НБМ: его валютные резервы давно превосходят нормативы, необходимые для обеспечения стабильности (покрытие трехмесячного импорта), но интервенций с целью поддержания лея центробанк не проводит. Формально валютное регулирование не является приоритетом НБМ, им объявлено удержание инфляции на заданном уровне. Но ведь ситуация на валютном рынке самым непосредственным образом на эту инфляцию влияет».
 
Опасность представляет не только рост цен на большинство товаров и услуг, и прежде всего импортируемых, считает Горелова. Подобная нестабильность подрывает доверие бизнеса к госструктурам и провоцирует беспокойство по поводу перспектив экономического развития страны. Молдова и так не может похвастать благоприятным инвестиционным климатом, а тут дается лишний повод усомниться в том, безопасно ли вкладывать деньги в ее экономику.
 
Цены уже среагировали
 
Такие валютные игры, увы, не проходят бесследно, и страдают от них самые социально уязвимые. Один из крупнейших производителей молочных изделий уже повысил цены. Казалось бы, всего на 3 процента, но для некоторых наименований продукции, например, сметаны, это вылилось в плюс 70 бань за поллитровую упаковку.
 
К валютному курсу тесно привязана стоимость практически всех коммунальных услуг (электроэнергии, газа, тепла), нефтепродуктов и лекарств. И эта зависимость зафиксирована законодательно. Не говоря уже об импортных товарах. За всем этим по цепочке потянется и остальное. Причем, как это у нас водиться, повысившись, цены крайне редко делают откат назад. Даже если валютный курс вернулся на прежние позиции. К слову, экономист Михаил Пойсик, именно такую перспективу и предсказывает. После скачка евро и доллар снова несколько подешевеют, что он считает еще одним подтверждением своей версии о валютных манипуляциях.
Светлана Романцова

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    По сути, искусственная инфляция - не только инструмент для валютных спекулянтов, но насос по накачиванию цен на рынке. То есть, эксплуатируются те, кто работает за границей и беднейшие слои населения - особенно пенсионеры. Все это - на совести Нацбанка и тех политических сил, что произвели туда назначения.