История

Виорику-Эллу Караман в науку за руку отвела мама

25.06.2013
{Виорику-Эллу Караман в науку за руку отвела мама} Молдавские Ведомости
чьи достижения правительство заметило и в конце минувшего года материально поощрило. Наша гостья – Виорика Элла Караман, член союза писателей и союза журналистов.
 
– Виорика, за что вам присудили премию?
 
– Я награждена премией в области литературы и искусства за серию критических и литературных публикаций из более чем 30 статей и участие в конференциях и конкурсах. Так, в 2009-м я получила приз международного книжного салона за дебют и литературную критику, а в прошлом году издала работу «Модели поэтической временности».
 
– Вы увлекаетесь таким интересным исследовательским направлением, как герменевтический подход. Это что такое?
 
– Это искусство толкования, то есть интерпретации исследуемого произведения. Меня подвигли к этому работы выдающегося немецкого философа Мартина Хайдеггера о времени и смысле бытия. Я сконцентрировалась на этом подходе, когда поступала в докторантуру института филологии АНМ в 2007 году. Прошла долгий путь поиска себя и научного метода.
 
Я пришла с филфака, на котором мы учились критически читать написанную страницу, исследовали выразительную силу текста. Тут пришлось заново учиться читать произведения, устанавливать контакт с текстом, вести диалог на уровне смысла. Поэтому я настаивала на герменевтике, то есть на интерпретации текста, на том, что автор говорит о нас, о сложных ипостасях бытия, с нашей чувствительностью во временной динамике, проявленной художественно. Эта работа помогла мне утолить профессиональные мечтания.
 
Недавно коллега из Бухареста рассказала,  что у нее на докторантуре был профессор, известный и уважаемый литературный критик Еуджен Негрич, который обнажил иллюзии относительно румынской литературы в превосходной книге с таким же названием «Иллюзии румынской литературы». Он попытался вызвать у студентов состояние квазипатологического нигилизма, говоря на лекциях что-то вроде: «Литература не имеет никакого смысла». Мне это показалось просто возмутительным. Но потом я подумала, что это было просто мощной провокацией: немного взрывчатки, необходимой для поисков.
– Что ностальгически вспоминается со школьной и университетских скамей?
– Я закончила лицей в Олэнешть, Штефан-Водэ, затем поступила на филфак университета «А.И.Куза» в Яссах. Потом – Кишинев, журнал «Limba română», докторантура в институте филологии АНМ... Теперь у меня есть другие образовательные проекты, потому что я надеюсь продолжить учебу. Больше всего меня поразило студенчество в Яссах, где я приобрела сложный опыт, который поспособствовал моему созреванию и помог сориентироваться.  Была очень трогательная ситуация, когда мать была вынуждена поехать со мной в Румынию в начале учебного года и пройти таможню. В то время мне еще не исполнилось 18 лет. То есть мама отвела за ручку в университет... Прошло время, и я позвонила маме, чтобы сказать, что получила 10 по выпускному экзамену. Все остальное расскажу, когда стану знаменитой (шутка)!
– Какую должность занимаете и комфортно ли вам в ней?

– Первое и единственное мое место работы (с перерывами на работу учителем румынского) редактор, потом замглавред журнала науки и культуры «Limba română», куда поступила сразу после окончания университета в 2006-м. Это хорошая школа, я могла практиковать, обогащать свои навыки, встретила замечательных коллег. Я считаю себя везучей в этом отношении. Потому что мое поколение редко бывает счастливым с точки зрения «неустаканености» жизни на всех уровнях, так как острая безработица принуждает следовать неведомыми путями, терять свои таланты и игнорировать предназначение в поисках минимального заработка...

Кто из «инженеров душ» оказал на тебя ощутимое влияние?

– Мои любимые авторы – классики литературы. Румынской, русской, европейской. Они прошли долгий путь, чтобы построить честным трудом свою личность. Очень люблю Достоевского, Камю, Эко, очень ценю Стэнеску, читаю Гомера и Эсхила. Из современных предпочитаю скорее книги, а не имена. Из недавно прочтенного – я была поражена красивой трагедией «Спокойной ночи, дети» Раду Павла Гео, молодого румынского писателя, это близко к «Качели дыхания» Герты Мюллер.

– Что вынесено из путешествий?

– За последние три года мне посчастливилось посетить Бельгию, Швейцарию, Францию и Германию, об Украине и Румынии не говорю. Что поразило меня, помимо порядка и легендарной архитектурной красоты европейских стран, – спокойствие, наполняющее эти пространства. Вы должны испытать это. Сбалансированный ритм жизни происходит из конфиденциальности частной жизни, уважения, отсутствия предрассудков и дискриминации и т.д..
– Что-то беспокоит в сверстниках?

– Проблема, для меня очевидная, – это неспособность молодежи интегрироваться в общество в таком качестве, при котором ребята могут его изменить. Они не могут преодолеть незрелость, что поддерживается родителями, которые вкладывают слишком много в них, жертвуя собой (речь идет о трудовых мигрантах). Их губит общество, где процветает коррупция. Правда и то, что есть молодые люди, которых именно эта среда сделала более добросовестными, более усердными специалистами. Но они уезжают далеко от этого мира, где нужно сражаться с ветряными мельницами.
Олег ДАШЕВСКИЙ

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    Ну вы такой странный, упрямец, если не сказать, упрямый... Журналист заранее предупредил, что расскажет о молодых людях, получивших "госпремию". То есть, о тех, кто станет элитой через 5-10 лет. И мы увидели, что прорумынское правительство дало премии в основном... прорумынам. А теперь представьте себе, что журналист будет задавать им непрятные вопросы. Да они пошлют его куда подальше. Нужна им сто лет русскоязычная пресса. Нет, автор статьи как раз корректно выпытывает о том, о сем. Они отвечают. И мы видим, что за исключением 3-4, будущая элита - люди очень даже скромных умственных способностей, на нобелевку никто не тянет, говорят наукообразно и серо, считая, что все кругом тупицы. Научитесь же наконец читать как строки, так и между строк. В каком государстве мы живем?

  • x

    Элла училась в Яссах. Она очень воспитанная и благодарная девушка. Что ей там внушили, то она и повторяет. Собственное мироощущение отождествила с навязанным. Эллочке место не в науке, где нужны мужское умение проламывать стены и идти вперед, не боясь догм, а в том самом журнальчике, где она благополучно пребывает и пишет свои наукообразные и околокртичные статьи. Школе тоже нужны такие симпатичные и образованные преподавательницы румынского языка. Это потолок.

  • x

    Уважаемый автор . Если вы позволите себе возмутиться по поводу моих замечаний и комментария в целом , я готов привести вам , в качестве убедительных примеров несколько ваших прошлых публикаций , где вы обнаруживаете недобросовестное отношение к свои творениям . Не сомневаюсь , что данная "героиня" подобрана вами с целью продемонстрировать обществу "где нужно сражаться с ветряными мельницами" и каких выдающихся успехов можно добиться , обучаясь в Румынии . Почему вы не заметили , что этот будущий доктор абсолютно пустых наук добился одного - он стал среднестатическим провокатором . В начале его водила за ручку родная мать , а теперь эту роль выполнят заграничные миссионеры . Не смогли ли вы сказать читателю членом какого союза писателей числится эта дама и что это за союз юристов , рекрутирующий в свои ряды филологов ? Получать премию за "серию критических и литературных публикаций" может только тот , кто не понимает ни критику - составную часть литературы , ни литературу - погибающую сегодня в отсутствии критики . Если вы объявляете "герменевтический подход" интересным , зачем вам спрашивать толкования его смысла ? Один доктор истории смело заявил мне , что он не читал Соловьева отца . Помня об этом я не могу удивиться тому , что ваша героиня увлеклась Хайдеггером , не зная о том , что проблемы времени , пространства и бытия основательно изложены еще в ХУ11 веке Паскалем . Тем более меня не удивляют ее героические "подвиги" в поисках научного метода . И еще более не удивляет ее непонимание Негрича . По всей вероятности , Негрич хотел сказать , подобно его коллегам , которые утверждали , что румынский язык это язык чужой , что румынская литература это чужая и потому не имеет никакого смысла . Трудно сказать кто старательнее ищет взрывчатку для провокаций : Негрич , героиня публикации , или автор ? Я глубоко сомневаюсь , что "студенчество в Яссах" помогло приобрести "сложный опыт" , и дало возможность "сорентироваться" . Кто , как не филологи и претенденты на ученые степени , обязаны помочь обществу потушить этот разрушительный костер ненависти ? Кто , как не они обязаны обоснованно убеждать народ , что наши спекулянты от политики , выбрали язык в качестве инструмента оболванивания массы . Но , увы , приходится только сожалеть , ибо наши филологи чаще всего поражены "красивыми трагедиями" . Ни у Гомера , ни у Эсхила , полагаю , не появится повод для гордости .

  • x

    Comentariul lui Ion este inca o dovada ca ne lipseste discretia si echilibrul interior, ca ne lipseste linistea europenilor care nu se grabesc sa atenteze la intelectul cuiva daca nu sunt de acord un anumit punct de vedere sau comportament. Traim vesnic in confruntare si suspiciune. In schimb vrem sa aiba cineva grija de noi, sa-i pese, sa ne dea, sa ne faca, sa ne dreaga... Eu as vrea sa am libertatea sa-mi educ eu copiii, sa nu se lase intimidati de o societate ca a noastra spre exemplu...

  • x

    Вроде бы такая хорошая и умная девушка. закопалась в свою науку. Ты хвалишь "конфиденциальность" европейцев. Да, там всем на всех наплевать. Делайте что хотите со своими детьми и стариками за стенами своих домов и квартир - ваше личное дело.