История

Виражи Инги Еду

28.12.2009, 13:53
{Виражи Инги Еду} Молдавские Ведомости

О городе она говорит с удивлением и немного грустно: «Кишинев прекрасен и вдохновляет, но, увы, у многих здесь и сейчас ценности отличны от вечных…». О коллегах – с гордостью: «Работы молодых молдавских художников всегда полны новизны и энергии, а полотна мэтров дают прочную основу для творческих изысканий». О себе – с улыбкой и неподобающей случаю скромностью: «Я просто в поиске, и мне всегда чего-то не хватает…». На самом деле в свои тридцать Инга – известный за рубежом художник-постимпрессионист. На ее счету более двух десятков выставок, большинство из которых персональные. Ее работы выставлялись во Флоренции, Бухаресте, Плоештах, Буштенах, Кишиневе и украшают частные коллекции в Молдове, Румынии, Австрии, Италии, России, Канаде, Норвегии и США. Инга давно принята в Союз художников Румынии, а на родине удостоилась двух премий: в 2003 году - третьей премии Латинского Союза в конкурсе молодых художников, где участники представляли 25 стран, и в 2005-м - премии Союза писателей за иллюстрирование серии книг «Современные бессарабские поэты».

«Рисовала я всегда и не придавала этому особого значения, - рассказывает Инга. - Родители говорили, что этим я похожа на бабушку, которая «когда рисовала цветы, их хотелось потрогать – настолько живыми они казались». У бабушки развивать талант не было возможности, а меня отдали в художественный лицей. Но до поступления на факультет живописи в Педагогический университет имени Крянгэ я считала себя вполне обычной. Там меня впервые по-настоящему отличили как художника, и это подвигло меня к серьезной работе над собой…»

Крутой поворот в своей судьбе Инга Еду описывает с присущей ей простотой: «Мне очень повезло, когда я встретилась с Виктором Адамом. Он заметил мои работы на одной из выставок, и я, едва окончив университет, оказалась в числе приглашенных на пленэр в Румынию. И там попала в совершенно другой мир: много работы, много общения с разными художниками, признанными и нет, нашедшими свой путь и только ищущими его».

Виктор Адам – человек в Кишиневе небезызвестный. Меценат и талантливый организатор, он живет в Плоештах, но часто приезжает в молдавскую столицу, помогает местным литераторам и художникам донести свои произведения до ценителей, в том числе в Европе.

«Виктор поощрял мое увлечение пейзажем, всячески продвигал меня в Румынии и за рубежом, через него в Европу была продана часть моих картин», - вспоминает Инга.

Влюбленная в молдавскую природу, она рисовала Старый Орхей и загородные пейзажи, извилистые улочки старого Кишинева и молдавские монастыри. К теме религии Инга возвращалась не раз. Серия «Монастыри Молдовы» не только украсила несколько персональных выставок, но и вышла в 2005 году в виде календаря. Сейчас художница работает над иллюстрациями для автобиографического труда одного известного молдавского священнослужителя.

«После Кишинева мой любимый город – Сигишоара. Он необыкновенный – невероятно много пластов культуры, удивительные извилистые улочки, здания, люди, нереальные пейзажи… Все это рождает потрясающие ощущения, которые я пыталась перенести на холст. Лишь протянув руку, там прикасаешься к истории: это единственный город в Европе, в котором с XIII века постоянно, без перерывов, жили люди», - рассказывает художница.

В год у Инги минимум две выставки, чаще за рубежом, и с годами все чаще – персональные. Этим летом она снова выставлялась в Плоештах. На ее выставки ценители приезжают не только смотреть, но и покупать картины, да так, что обратно она привозит чрезвычайно мало работ. Пишет и на заказ – но заказчики в основном заграничные. В Кишиневе у художников, как водится, заказов и продаж немного. По мнению Инги, «Кишинев – это просто дом».

Востребованную художницу легче представить себе перепачканную красками, с блуждающим взглядом и лихорадочным румянцем на щеках, кое-как одетую, проводящую дни и ночи у мольберта. Но Инга счастливо улыбается, говоря по телефону с мужем, носит дочь на руках на открытии собственной выставки, по-хозяйски накрывает стол и заваривает вкусный чай, принимая дома гостей. У нее спокойный взгляд, который во время работы становится лишь внимательней. И увидеть в этом лице нечто художественно-эпатирующее непросто. «Моя повседневная жизнь тоже помогает мне развиваться как личности. Как любая женщина, я стала иной после рождения ребенка. Но, в отличие от других, у меня это отражается, в первую очередь на холсте», - говорит Инга.

После небольшого перерыва в работе, связанного с рождением дочери, художница внезапно ушла от пейзажа. Творческий поиск привел ее в совершенную другую сторону. Она стала рисовать женщин. «Сила, красота, тайна, меланхолия…», - так описывает Инга Еду свою последнюю серию картин.

«Я рисовала наших, молдавских женщин. Именно им присуща эта особенная, нераскрытая, часто невостребованная и неосознанная красота, - говорит художница. - Наши женщины многогранны, индивидуальны, красивы от природы, строги к себе, и каждая, независимо ни от чего, создает свой неповторимый образ. Они полны энергии и стремления к самопожертвованию, сами себе ставят высокие планки и, в борьбе с собой и миром, достигают их. Наша женщина – это вечная весна, способная каждый день все начать сначала, «пустить корни» на руинах и расцвести заново, независимо от обстоятельств. Я поняла и пережила глубину этого чувства вместе с материнством. Вместе с личным моим взрослением «повзрослело» мое искусство, и я вышла на этот неожиданный для себя самой вираж…».

Творческий рост – неотъемлемая черта каждого талантливого человека. Инга чувствует и принимает плюсы и минусы каждого витка, каждого периода творческих поисков, не боится смелых экспериментов, удивляя порой и своих почитателей, и своего импресарио. Когда смотришь ее работы, все встает на свои места. Мозаика складывается, и ты понимаешь, как обманчиво спокойствие голубых глаз этой простой женщины и сложной художницы, сколько поисков вложено в кажущуюся техничность профессиональных движений рук. Как запутанно, противоречиво зреет в душе каждая ее идея, как сильно ведет ее рукой настоящее чувство, передаваемое так ярко, так ясно каждым штрихом, каждым мазком краски на полотне. «Иногда мне кажется, что я еще ничего не нашла, что все не то, и что я лишь в самом начале пути…», - признается Инга Еду.

Елена КОЛОМАН

Комментарии (0) Добавить комментарии