Город

Вокруг Триумфальной арки

25.01.2013
{Вокруг Триумфальной арки} Молдавские Ведомости
Уже более 170 лет в центре нашего города возвышается этот архитектурный памятник. Мы и не мыслим центр города без нашей арки. А ведь трижды ее чуть не снесли.
В период 1976-1982 годов я был главным редактором газеты «Инженер», издаваемой политехническим институтом раз в неделю на четырех страницах на двух языках. Два дня в неделю терял в редакции и проводил одну ночь в типографии. А была еще педагогическая нагрузка…
Помогал мне работник парткома Владимир Семенчук, в прошлом редактор сорокской районной газеты, а также газеты «Культура Молдовей» (будущая «Литература ши арта»).
Семенчук мне и рассказал, что через неделю после взрыва колокольни в 1962 году встретил какого-то заместителя председателя горисполкома. Тот поведал ему, что, мол, спешит достать у армейцев динамит, чтобы через пару ночей снести и арку.
Семенчук спросил: « А тебе кто-то дал письменное распоряжение?». «Нет!» - беспечно ответил собеседник. «Вот что, - сказал ему Семенчук, - ты знаешь, что весь город чертыхается по поводу взрыва колокольни. А снос арки – просто безобразие. Потом будут искать стрелочника, и все покажут на тебя. Требуй письменного распоряжения».
Через неделю эти друзья встретились. «Как, дали тебе постановление?». - «Да нет еще. И это подозрительно!».
Снос арки откладывался, пока о ней не забыли. Возможно, именно этот частный разговор двух фронтовых друзей спас наш архитектурный шедевр.
А вот и второй эпизод.
Горожане помнят, как закладывали фундамент нового здания ЦК КПМ в 1975 году. Там сейчас располагается парламент. Здание перенесли на 19 метров в глубь квартала, чтобы оно оказалось на одной  линии со зданием правительства. И тогда возникла идея отрезать широкий ломоть от городского сада, образовав огромную площадь. Более того – предполагалось раздвинуть противоположные тротуары на 30 метров. Здания оперного театра и президентуры строились тоже с таким расчетом. Мешали два объекта: арка и городская библиотека, бывшая гостиница «Швейцарская».
План сам по себе авантюрный, но если бы его реализовали, мы бы имели самую шикарную столичную площадь в Европе. В конце концов, арку можно было бы сдвинуть вглубь сада метров на 30. Передвигают же гигантские шестиэтажные здания. Лично я жалею, что план не удался. Вообразите себе огромную площадь 800 на 150 метров, периметру -  главные административные здания: правительство,  парламент, президентура, театр оперы и балета, да еще кафедральный собор с аркой. Зрелище было бы импозантное. К такой площади примыкали бы два наших исторических парка с их статуями или исторические монументы… Я лично жалею, что проект не был реализован.
Эпизод третий.
Я долго жил на улице Щусева в доме номер 80, наискосок от музея замечательного архитектора. Там располагалось и общество охраны архитектурных памятников, где заместителем директора работал Георгий Дмитриевич Ременко. Я учился в университете на физмате с его братом Сергеем. Дружил с обоими братьями. В музее Щусева часто встречались трое бывших главных архитекторов города – Роберт Курц, Валентин Меднек и Валентин Войцеховский. С последним у нас были приятельские отношения: оба мы были деканами факультетов в политехническом институте, оба – сорочане. Дверь квартиры Меднека была рядом с моими окнами, виделись каждый день. Эти два архитектора познакомили меня с Робертом Курцем. Таким образом, я попал в весьма приличную компанию.
Однажды я увидел в руках архитекторов некий план перестройки центральной части Кишинева. На том плане ни арки, ни колокольни не было. А кафедральный собор стал центром какого-то сплошного строения: к нему примыкали два помпезных крыла. Весь ансамбль должен был стать большим архитектурным или художественным музеем.
Не знаю, чей это проект, но думаю, что Щусев не приложил к нему руку. Наш земляк вообще стремился восстановить «все, как было». Говорили, что у него случился разрыв сердца в 1949 году, когда узнал, что в Кишиневе безжалостно сносят руины. На его проекте здания Совета министров (весьма помпезного) наша арка фигурирует.  
Режим и начальники куда-то исчезают, а монументы остаются - нам на радость.
Аурел МАРИНЧУК, профессор
 технического университета

Комментарии (0) Добавить комментарии