Экономика

Вот деньги есть, и вот их нет

10.10.2012
{Вот деньги есть, и вот их нет} Молдавские Ведомости
 
Объем прямых иностранных инвестиций в национальную экономику, уже можно сказать точно, стабильно снижается. В первом полугодии 2012 года они сократились, с учетом оттока капитала, на 53,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2,7 раза снизилась реинвестированная прибыль. В это же время Национальный банк Молдовы неустанно повышает размеры валютных резервов, достигая все новых исторических рубежей. В настоящее время валютный резерв исчисляется почти в 2,4 млрд долл. Всего за год прирост составил около полумиллиарда долларов! Куда уходят деньги страны? Вопрос в этой ситуации отнюдь не праздный.
 
Не смотри ты по сторонам
 
Власти Молдовы объясняют сокращение инвестиций, как и в целом снижение темпов экономического роста, кризисом в Европе. Отечественные аналитики призывают разобраться с происходящим, в первую очередь, внутри страны.
 
«Мировой экономический кризис действительно вызвал повсеместное падение объема инвестиций, - говорит директор Центра стратегических исследований и реформ Галина Шеларь, - сегодня они буквально на вес золота, а значит, спрос на них повышенный. В конкурентной борьбе за еще свободные деньги Молдова, увы, проигрывает». 
 
Инвестиции – это признак доверия бизнеса к происходящему в стране. Экономическая стагнация, громкие дела о рейдерских атаках, по-прежнему высокие показатели коррупции, рост налогового бремени и прямого давления власти на бизнес, все это изрядно подпортило имидж Молдовы.
 
Однако проблема даже не в этом. Не только новых денег стало меньше сюда приходить, но и те, что были, утекают за рубеж. За полгода отток капитала из страны увеличился на 20%. Как поясняют аналитики, речь в данном случае о финансах, заработанных в Молдове (дивидендах и других доходах), но не реинвестированных в уже действующий бизнес. Даже вложений в свой же бизнес предприниматели не рискуют делать. 
 
«Один из главных ориентиров для зарубежных инвесторов, вкладывают ли деньги в экономику страны свои, - утверждает Галина Шеларь, - если этого не делает местный бизнес, иностранный тем более не отважится».
 
Скованные одной цепью
 
Местные предприниматели западных коллег пока своим примером не вдохновляют на капиталовложения. «В Молдове предпринимательская среда в буквальном смысле замерла, - считает эксперт IDIS Viitorul Татьяна Ларюшина. – Экономический рост - в пределах статистической погрешности. Все знают, что в этой ситуации должны произойти изменения, но никто не знает какие. Исходя из жизненного опыта, бизнес, как и все население, в ожидании худшего».
 
В таком же замершем состоянии, считает Татьяна Ларюшина, пребывает и отечественный банковский сектор. «С одной стороны мы наблюдаем сверхизбыточность денежных средств у банков, а с другой - говорим о недостаточном обслуживании ими потребностей экономики», - поясняет экономист.
 
На самом деле банки и обвинить трудно. В Молдове явный кризис бизнес-планов. Чтобы без опаски предоставить кредит, нужно увидеть жизнеспособный проект. В итоге одни не стремятся что-либо создавать или развивать, а другие не хотят рисковать, финансируя невесть что.
 
«И одних и других объединяет недоверие, а генерируют риски те, кто как раз и отвечает за макроэкономическую стабильность. Больше ясности, компетентности и внятности, вот что ждет бизнес от власти», - считает Татьяна Ларюшина.
 
Резерв крепчал, экономика сжималась
 
На фоне неустанных разговоров об инвестиционном дефиците уж как-то очень удивительно слышать о том, как растут, словно на дрожжах, резервы Национального банка. Не искушенному в премудростях монетарной политики человеку трудно понять, зачем Центробанку столько денег, зачем мы берем новые кредиты для пополнения его резервов, и почему они не работают с какой-то видимой пользой для страны.
 
Что касается такого источника пополнения резервов НБМ, как кредиты МВФ, то, как говорят аналитики, это неприкосновенный запас, который выдается для поддержания платежного баланса. Воспользоваться им можно лишь при крайней необходимости, когда страна не справляется со своими внешними обязательствами, то есть в условиях дефолта.
 
Случай, когда нашей стране в 2009 году были выделены средства для покрытия дефицита бюджета, уникальный для истории этой организации. Кредитуется НБМ у МВФ не потому, что своих денег не хватает, а потому, что это открывает властям республики доступ к займам других кредиторов.
 
Но далеко не кредиты МВФ составляют основу резервов Центробанка Молдовы, а закупаемая им на внутреннем рынке валюта. Всего за полгода НБМ приобрел около 300 млн долл.
 
«Такая активность НБМ началась с мая 2012 года, - поясняет директор Института модернизации Владимир Головатюк, - когда на невыполнение плана роста ВВП властям указали миссионеры МВФ. Тогда же Нацбанк и бросился спасать экономику, вливая в нее деньги».
 
Закупая валюту, НБМ вбрасывает в национальную экономику леевую массу. Фактически происходит эмиссия, утверждает Владимир Головатюк, но без применения печатного станка. Экономика сжимается и лишь на том держится. 
 
«Денег в стране более чем достаточно, - убежден экономист, - рынок наличности составляет более 12 млрд долларов. Но в экономику, на развитие, они не идут и не пойдут, нет соответствующих условий».
 
В этом молдавские экономисты единодушны, властям Молдовы давно пора задуматься над тем, как заставить имеющиеся в республике деньги работать на экономику. Тогда и иностранные инвестиции потянутся. И огромных резервов НБМ не потребуется.
Светлана Романцова

Комментарии (0) Добавить комментарии