Закон

Юридические «подарки» для подростков

11.02.2011
{Юридические «подарки» для подростков} Молдавские Ведомости
 
Проект изменений был предложен депутатом от Партии коммунистов Игорем Время и представлен правительству как «устраняющий законодательные противоречия». Мотивируется это тем, что в сегодняшнем Уголовном кодексе ответственность с 14 лет наступает только за часть корыстных преступлений, причиняющих крупный и особо крупный ущерб. Теперь к существующему списку добавились: шантаж, мошенничество, карманная кража и «незаконный оборот наркотических веществ с целью отчуждения».
 
Если парламент утвердит это дополнение, то для детей, находящихся в конфликте с законом, добавятся еще четыре статьи, по которым может быть вынесен приговор в виде лишения свободы. Шантаж «с причинением ущерба в крупных размерах» (свыше 50 тыс. леев) карается лишением свободы от 9 до 13 лет, в «особо крупных» (свыше 100 тыс. леев) - от 10 до 15 лет. Мошенничество в крупных размерах наказывается тюремным заключением «от 7 до 10-ти», а в особо крупных - от 8 до 15 лет.
 
Самыми ходовыми могут стать статьи, касающиеся карманных краж и продажи наркотиков. Ни для кого не секрет, что наркоторговцы, чтобы избежать ответственности, часто передают товар через несовершеннолетних. Карманные кражи – самое распространенное преступление среди социально уязвимых подростков. При этом «крупным» карманникам грозит от 4 до 7 лет, «особо крупным» - от 6 до 10 лет. А продавцам наркотиков: от 3 до 7 и от 7 до 15 лет лишения свободы соответственно.
 
Все это справедливо, но у проблемы есть и другая сторона. Ювенальная юстиция во всем мире стремится к сокращению пребывания детей в пенитенциарных учреждениях и замене наказания различного рода воспитательными мероприятиями. Или, по крайней мере, к тому, чтобы условия содержания несовершеннолетних в местах лишения свободы минимально походили на тюремные – во избежание необратимых изменений в психике и в формирующихся жизненных ценностях. А что же у нас?!
  
Вот одно из заключений Центра по правам человека в РМ: «Неквалифицированная юридическая помощь, затягивание рассмотрения случаев и плачевные условия содержания – наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются несовершеннолетние, вступающие в конфликт с законом. Предоставляемые государством адвокаты не предпринимают необходимые меры для защиты этих подростков. Зачастую беседа с такими адвокатами происходит незадолго до заседания суда».
 
Как отмечает парламентский адвокат по правам ребенка Тамара Плэмэдялэ, «образовательный процесс в пенитенциарии улучшился», однако основные проблемы, с которыми сталкиваются дети-заключенные, остаются нерешенными.
 
Вот лишь один пример, который в подтверждение привела Плэмэдялэ. В пенитенциарном учреждении № 11 в Бельцах срок пребывания несовершеннолетних, в отношении которых не вынесен приговор, составляет 5-6 месяцев, а согласно Уголовно-процессуальному кодексу, в ходе уголовного преследования лицо, которому не исполнилось 18 лет, может быть задержано лишь на срок, не превышающий 4 месяца.
 
Единственную за последнее время попытку разрешить ситуацию в лучшую сторону предприняло Министерство юстиции. Оно запустило пилотный проект, который должен ускорить в судах рассмотрение дел с участием несовершеннолетних.
 
«Планируется изыскать возможности для того, чтобы рассмотрение дел с участием несовершеннолетних проводилось в непрерывных судебных заседаниях. Это означает, что судья будет вынужден вынести решение по возможности быстро, не откладывая и не перенося рассмотрение дела на другие даты», - сообщил на аседании Национального совета по защите прав ребенка заместитель министра юстиции Олег Ефрим.
 
По окончании пилотного проекта Минюст намерен расширить эту практику. Однако этой инициативы недостаточно.
 
По данным Департамента пенитенциарных учреждений, на 1 января 2011 года в местах лишения свободы находилось 97 подростков в возрасте от 14 до 18 лет, из которых 41 – под предварительным арестом в изоляторах.
 
В том же ПУ № 11 содержатся семь несовершеннолетних: пятеро отбывают срок за убийство, один осужден за изнасилование, еще один – за кражу. Все дети – представители социально уязвимых семей, либо вообще лишены родительской опеки.
 
Конечно, закон предусматривает, что эта категория подсудимых может быть освобождена от наказания судебной инстанцией - если установлено, что «цели наказания могут быть достигнуты путем помещения в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения, а также путем применения других принудительных мер воспитательного характера».
 
И все же, даже если в тюрьму отправляются единицы, государство должно иметь смелость видеть проблемы, с которыми сталкиваются эти подростки.
 
Анна Литвиненко

Комментарии (0) Добавить комментарии