Закон

За полицескую "ласточку" заплатит Молдова

14.01.2010, 16:15
{За полицескую "ласточку" заплатит Молдова} Молдавские Ведомости

Невиновного 20-летнего парня изощренно пытали в полиции, но молдавский суд превратил процесс над виновными в фарс. В итоге наказанных не оказалось, пострадавшему предложили 15 тысяч лей компенсации. Этот суд и компенсация, по мнению нашего государства, должны были закрыть жертве дорогу в ЕС. Но этого не произошло. 5 января решением по делу «Пэдурец против Молдовы» Европейский суд поставил в этой истории точку: признал факт пыток и присудил 20 тысяч евро за моральный ущерб.

Эта страшная история началась в феврале 2000 года, когда в Комиссариат полиции сектора Чентру поступило заявление об уличном ограблении. Заявитель сказал, что подозревает одного молодого человека - тогда 20-летнего студента Тираспольского университета по фамилии Пэдурец. 31 марта в полвосьмого утра в дверь квартиры пострадавшего постучали. Гость представился полицейским и заставил пострадавшего следовать за ним в машину. В автомобиле сидел еще один полицейский, оба они всю дорогу били задержанного. Избивали они его и по прибытию в комиссариат полиции.

Тут, пожалуй, стоит сказать, что полицейскими эти двое, строго говоря, не были. Они были студентами Академии МВД, в отношении которых был издан приказ о временном назначении на должности полицейских. Причем к тому моменту, когда происходили описываемые события, срок, указанный в приказе, уже истек, так что формально они не имели никакого отношения к правоохранительным органам. Но на деле все было иначе, они получали задания и выполняли их. Причем с особым, одним им понятным «рвением».

По приезду в комиссариат пострадавшего ждали худшие часы его жизни. К двум студентам-полицейским присоединился еще один человек в штатском, и начались пытки, имевшие целью получить признательные показания в ограблении. 20-летнего парня опрокинули на пол, положили на живот, связали ему за спиной руки и ноги, и подвесили между столами на железном ломе. Эта пытка в наших правоохранительных органах ласково зовется «ласточкой», а официально носит название «палестинского подвешивания». Оставляя мало видимых травм, она причиняет очень сильную боль, может навсегда повредить плечевое сплетение и связки коленных суставов, а впоследствии неминуемо сказывается на здоровье человека, вызывая мышечную атрофию.

Но на этом «фантазия» полицейских не закончилась. На жертву пыток надели противогаз, перекрывали воздух заставляя его дышать сигаретным дымом, затем били дубинками по пяткам, насиловали в извращенной форме стеклянной бутылкой. Перечень издевательств можно продолжать, и допросом назвать это сложно. В итоге потерпевший потерял сознание, так и не признавшись в преступлении, которого не совершал.

Через несколько дней его отпустили, так и не предъявив обвинения. Пострадавший написал жалобу в прокуратуру, и прокурор, при личной встрече увидев внешние признаки побоев, направил его на экспертизу. Группа судмедэкспертов обнаружила синяк под глазом, кровоподтек в области груди размером 10*7 см, серьезную травму головы и другие телесные повреждения. Пэдурец был госпитализирован. Интересно, что в этот же день в отношении него было прекращено уголовное преследование, но ему об этом сообщили значительно позже, не указав конкретной даты.

Вскоре было возбуждено уголовное дело против лиц, применявших пытки. Пострадавший прошел еще два осмотра, в последнем из которых, в частности, было сказано, что «не исключено, что потерпевший сам нанес себе эти травмы». В результате осенью 2001 года дело в отношении сотрудников полиции было прекращено. Но пострадавший, обратившись в прокуратуру, добился возобновления уголовного преследования. Далее последовало несколько переквалификаций преступного деяния, совершенного полицейскими, направленное на смягчение наказания для них. В суд дело передали по статье «Побои и иные насильственные действия», и все просьбы пострадавшего о переквалификации на статью «Пытка» остались без ответа. Зато теперь в деле был гражданский иск о возмещении морального ущерба.

Во время судебного разбирательства Пэдурец вновь ненадолго арестовали, уже по другому поводу, причем арест был произведен полицейским, который выступал в суде в качестве свидетеля защиты. Это задержание также не закончилось предъявлением каких-либо обвинений, и было, по мнению Пэдурец, одним из актов запугивания, направленных на то, чтобы он отозвал обвинения.

22 апреля 2002 года суд признал обоих «студентов-полицейских» виновными и приговорил каждого к двум годам лишения свободы условно, с испытательным сроком на один год. То есть они, фактически, остались на свободе, притом, что даже мягкая статья обвинения предусматривала до трех «вполне реальных», а не условных лет лишения свободы. Интересна и сумма морального ущерба, в которую суд оценил страдания жертвы – 1235 лей.

Несколько обжалований и повторное рассмотрение дела растянулись на годы и увеличили сумму компенсации до 15 тысяч лей. Затягивание рассмотрений дела привело к тому, что один из обвиняемых был осужден за побои, но наказание применено не было, потому что со времени совершения преступления прошло более пяти лет. Второй обвиняемый к моменту вынесения окончательного приговора умер. Больше никто к ответственности привлечен не был, что впоследствии было квалифицировано Европейским судом как «недостаточные усилия по расследованию дела».

Несмотря на все это, правительственный агент, представляющий интересы нашего государства в ЕС заявил, что «виновные были привлечены к ответственности, и наказание было соразмерно совершенному преступлению, а заявителю была присуждена компенсация», а также выразил уверенность в том, что «никакого нарушения прав здесь нет, и заявитель не имеет права претендовать на компенсацию». Такое вопиющее заявление вызвало осуждение со стороны многих молдавских юристов и адвокатов, и, конечно, не было принято во внимание Европейским судом.

Своим решением от 5 января Страсбургский суд признал нарушение 3 статьи Европейской конвенции по правам человека, указав, что у заявителя, несмотря на его молодой возраст и прошедшее со времени пыток время, и сегодня есть проблемы со здоровьем; что компенсация была явно недостаточной, а затянутое судебное разбирательство лишь усугубило страдания жертвы. И присудил Пэдурец всю затребованную им сумму компенсации морального ущерба - 20 тысяч евро, а также 1650 евро в качестве компенсации судебных расходов.

Деньги должны быть выплачены пострадавшему в течение месяца из государственного бюджета.

Это дело о пытках, проигранное Молдовой, одно из самых показательных. Наверное, именно на таких случаях нужно демонстрировать полицейским, прокурорам и судьям «как не надо делать». И чем в итоге может закончиться для страны каждая ситуация, где они не уважают и попирают основные права человека.

Евгения КИРИЛЛОВА

Комментарии (0) Добавить комментарии