Политика

Запасная скамейка кандидатов в президенты Молдовы

09.09.2010
Эксперты – это люди, которые сегодня могут объяснить, почему не сбылись их собственные прогнозы, которые они высказывали вчера. «Дождь» комментариев после референдума накрыл весь спектр отклонений от нормы: от «мы доверяли прессе и опросам, значит, виновны они» и до советов «в миллион долларов».

Однако, несомненно, одно: все придерживаются мнения, что правящему альянсу нужно двигаться быстро. Настало время, когда нужно предпринимать радикальные меры, пусть даже во многом запоздавшие. Больше всего это относится к партиям, сторонники которых, согласно exit-poll, проведенному в Кишиневе, разместились на уровне 2-3%. В сравнении с партиями, квоты адептов которых составили 15%, 30% или 45%. Квоты ниже порога прохождения в парламент являются поистине голосом недоверия. «В данном случае все попытки сунуть голову «в песок» не являются решением проблемы», - считают эксперты.

В то же время они отмечают, что партии, опьяненные опросами общественности, которые поспешили импортировать имидж для своих лидеров, угодили в отмель. Слово «ГОЛОСУЙ!», задуманное изначально как составная часть кампании по избранию президента, сыграло с ними злую шутку, оставив в головах людей вопрос: «Если референдум не состоялся, значит, люди не проголосовали за партию/личность?».

В такой ситуации вполне логичными представляются вопросы, заданные иностранными журналистами относительно существования «запасной скамейки» в гонке за президентство в РМ. Анализируя парламентские партии и список личностей, можно прийти к выводу, что в РМ нет «инфляции» кандидатов в президенты.

Чтобы не лить воду на чью-то мельницу, с самого начала отметим, что не отрицаем шансов двух кандидатов, открыто заявивших о своих амбициях стать президентом, лидера Демократической партии Молдовы (ДПМ) Мариана Лупу и лидера Либерально-демократической партии Молдовы (ЛДПМ) Влада Филата.

А кто же находится на запасной скамейке в президентской гонке?

Возможно, один из лидеров ЛДПМ Александру Тэнасе - энергичная личность с незапятнанной репутацией в смысле скандалов вокруг коррупции или контрабанды. Однако эта «колода» современного политика нацелена на должность генерального примара Кишинева, да к тому же он не хотел бы конкурировать с неоспоримым лидером партии, что на практике означает «рубить ветку, на которой висишь».

Возможно, процветающий бизнесмен Николай Черный, накопивший опыт управления сложными структурами и завидный багаж международных экономических и политических связей? Но, несмотря на то, что Черный заявил о своих политических амбициях, он предпочел пока не покидать бизнес, сообщив о своем благородном намерении содействовать возрождению молдавской экономики путем открытия инвестиционного фонда.

Возможно, один из лидеров Альянса «Наша Молдова» (АМН) Александр Олейник? Он - технократ с богатым опытом управления крупными компаниями, которому всего лишь за несколько месяцев удалось «раскрыть» неиспользованный личный потенциал в сфере IT Молдовы и продвинуть в международном плане эту область деятельности, которая, по оценке некоторых экспертов, обладает самыми большими, а главное, быстрыми перспективами возрождения экономики. К тому же он накопил практику непрерывной политической борьбы на протяжении восьми лет, став одним из депутатов-долгожителей. Но, кажется, что должность, которую занимает Олейник, его устраивает, поскольку на протяжении всего года он делал заявления, касающиеся его сферы деятельности, в которых никаких иллюзий не было относительно его возврата в «большую политику».

Возможно, один из лидеров Либеральной партии Дорин Киртоакэ? Его бравая энергичность не иссякла, несмотря на то, что он разочаровался в коллегах по примэрии, которых вынужден подталкивать, чтобы добиться результатов. Однако возраст не позволяет ему привнести европейский дух в «покрытое паутиной» президентское кресло.

Возможно, один из лидеров АМН Валериу Косарчук? Бывший вице-премьер, отвечавший за энергетический и промышленный сектор, был одним из тех, кто прекратил деградацию этой области деятельности. В 2010 г. Косарчуку пришлось столкнуться с двумя затруднениями. Первое вызвано новым кризисом вина, который, по меньшей мере, в прессе провалился. Второе связано с возобновлением экспорта фруктов в Россию. Однако, Косарчук руководит совершенно непопулярной отраслью, в которой степень недовольства приобретает максимальные размеры именно осенью, когда крестьяне не могут продать товар, и весной, когда люди ходят с протянутой рукой в поисках финансирования, независимо от усилий, направленных на то, чтобы сделать их более счастливыми.

Вероятно, что этот список можно было бы продолжить, но те, кто в силах проявить себя, не пользуются постоянным присутствием в глазах общественности. Верно и то, что у оппозиции нет права на эксперименты, даже если они оцениваются лишь в несколько десятков миллионов леев. В таких условиях только наличие многочисленных запасных вариантов и ходов позволит им выиграть гону за президентский «трон».

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →