Экономика

Жильцы улицы Подгоренилор отапливают дома остатками природного газа

10.03.2009, 23:21
{Жильцы улицы Подгоренилор отапливают дома остатками природного газа} Молдавские Ведомости
ул. ПодгоренилорСтатью о Дмитрии Василькове, утверждающем, что давление природного газа в сети не соответствует техническим нормам ("У "Кишинэу-Газ" не все в порядке с давлением" - "МВ" от 13.02.2009), прочитали жители кишиневской улицы Подгоренилор. Приборов для измерения давления природного газа в сети у жителей улицы нет. Но они и так знают, что давление в газовой сети, подведенной к их домам, ниже нормы. А определить нормальное давление в сети или занижено - приборов не надо - достаточно открыть газовую горелку - газ горит еле-еле или не горит совсем.

"Газ, - вспоминает проживающая на этой улице Лариса Давид, - провели в феврале 1998 года и тогда нас предупредили: труба небольшого диаметра, годится для газовых плит, но так как потребителей мало, можно подключать газовые котлы". Так и решили: 13 домов подключили к природному газу свои газовые плиты и установили обогревательные котлы. "Еще нас предупредили, - говорит Лариса Давид, - труба эта ваша, подключаться к ней без вашего разрешения никто не может".

Постепенно и у других жителей улицы появилось желание провести газовое отопление. Ведь с газовым отоплением намного проще: вентиль горелки открыл, спичку поднес - и в доме тепло и уютно. Сначала обращались к владельцам домов, подключившихся к газопроводу. Хозяева должны были расписаться под заявлением. И расписывались. "А потом, - говорит Лариса Васильевна, - когда к газопроводу подключался очередной желающий, представитель "Кишинэу-Газ" нас "обрадовал": "Что значит труба ваша? Она муниципальная". А у нас ни документов на нее, ни письменного разрешения". И стали подключаться к газопроводу все кому ни лень. Теперь те, кто первым подключился к газоснабжению, даже не знают, сколько потребителей газа "сидит" на трубе, которую они когда-то считали своей. Они точно знают, что, кроме частных домов, подключившихся к газопроводу, есть одно предприятие. А может, и больше. "Нам никто не докладывает, кого и когда подключают, - говорит Лариса Давид".

Тем временем, газ горит все хуже и хуже. Потребители газа, с которыми удалось встретиться и поговорить, считают, что в трубах много воздуха. Не воздуха в трубах много - давление газа низкое. Смесь природного газа с воздухом взрывоопасна - попади воздух в газовую трубу, рвануло бы так, что от улицы Подгоренилор пустого места не осталось бы. Но не воздух в природном газе виноват в том, что давление низкое. Те потребители, что выше по газопроводу, ближе к его началу, газ выбирают, а к конечным потребителям доходят жалкие остатки. Но счетчик измеряет только объем, а не давление. Вот и получается - по объемам все учтено как в бухгалтерии, а о падающем давлении можно догадываться только по косвенным признакам. А признаки налицо.

В доме Ларисы Давид на кухне горит конфорка. Ее муж подносит горящую спичку к газовой горелке отопительного котла и открывает вентиль. Спичка горит спокойным, ровным пламенем, потому что из горелки не раздается даже характерного шипения выходящего газа. Бесполезное пламя спички гаснет, не добыв из горелки даже маленького язычка бледного пламени: низкое давление - весь природный газ, какой дошел до дома, поглотила одна-единственная конфорка газовой плиты.

В доме Георгия Мардаря с природным газом еще хуже. Его дом - самый последний на газовой трубе. Весь газ, поступивший до его дома, обеспечивает тепло ниже установленных параметров. В тот день, 3 марта, светило солнце, термометр показывал 4 градуса тепла - приятный весенний день. А газовый котел к полудню прогрел воздух в доме Мардаря лишь до 16 градусов, несмотря на плюсовую температуру за окном. Его жена Галина ходит по дому в теплой одежде. Иначе не получается, если снять свитер, тело зябнет, потому что минимальный уровень комфортной температуры в жилых помещениях - 18 градусов. Таковы официальные нормы, но и при такой температуре в рубашке по квартире долго не походишь. А в доме Георгия Мардаря еще на два градуса ниже.

К газовой горелке котла в доме Георгия Мордаря тоже подносится спичка, но ни шипения газа, ни пламени. Лишь через несколько секунд газ загорается - мало его доходит в последний дом на газопроводе.

Мало или много, но счетчик считает беспристрастно и за январь насчитал Георгию Мардарю 577 кубов израсходованного природного газа, за которые он заплатил 2297 леев. Впечатляющие денежки за 16 градусов тепла!

"Когда мы провели газ, кубометр стоил 36 бань, - говорит Лариса Васильевна, - мы не экономили, котел горел круглые сутки и набиралось за месяц 400-450 кубов. Теперь зимы теплые, но счетчик насчитывает почти 600 кубометров газа, а температура выше 20 градусов не поднимается. И я стараюсь газ экономить: в январе, когда возможно, днем котел выключала. И все равно - нагорело 500 кубов и счет к оплате 1990 леев".

Такие же внушительные суммы и у другой жительницы улицы Подгоренилор - Елены Танасе. За отопление дома площадью в 100 квадратных метров ей пришлось заплатить 2249 леев.

Цены на газ будут расти. Вот это и пугает - растущая цена и снижение качества газа. Причины в пониженном давлении или другие, но жильцы улицы Подгоренилор, 120, 120А, 124 и других хотели бы получить официальный внятный ответ, а не отписку от "Кишинэу-Газ": почему такие большие объемы газа не обеспечивают им комфортных условий в зимние месяцы. И не только ответ, а конкретные предложения, что можно и нужно сделать для того, чтобы в домах на улице Подгоренилор установилось качественное тепло.

Глеб МОГИЛЕВСКИЙ

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    да это то так но кому это интерестно властям не до простого народа они заняты предвыборными агитациями а молдова гоз только руки потирают ведь денежка то капает вот и страдает народ