Расследование

Аграрии требуют выдать им неприкосновенный запас воды

15.04.2016, 06:00
{Аграрии требуют выдать им неприкосновенный запас воды} Молдавские Ведомости

Может ли катастрофически сухая весна стать поводом для использования артезианских скважин с целью полива?

Гидрометеорологическая служба объявила предупреждение в связи с гидрологической засухой. Глава гидрологического управления государственной геодезической сети Валериу Казак заявил, что специалисты в тревоге: засуха нехарактерна для весны. Реки и озёра пересыхают, хотя должны быть переполнены. Аграрии тоже тревожатся: где взять воду для полива? Экологи во главе с профильным министром Валериу Мунтяну предупреждают их: подземные воды нельзя использовать для орошения.

 

Есть риск засоления и почвы, и воды

По словам вице-директора института экологии и географии АНМ Юрия Бежана, позиция академии обнародована в документе, размещенном на ее сайте. «Проблема в том, что нет данных о состоянии подземных вод на текущий момент, - отметил он. - Данные есть лишь по отдельным регионам в рамках различных проектов, что не позволяет создать общую картину».

Но даже те данные, которые у нас есть, говорят о том, что состояние дел тревожно, говорит Бежан: «Так, в рамках проекта «Охрана окружающей среды в трансграничных бассейнах по Пруту» в 2013-2015 годах взяли пробы подземных вод и нашли превышение норм минерализации в некоторых случаях в два-три раза. Это наблюдается по всем семи горизонтам».

По имеющимся данным, отмечает эксперт, лишь 10 процентов подземных слоев, находящихся  на глубине 40-300 метров, имеют минерализацию меньше чем 1 грамм на литр. Эта вода может использоваться для орошения, но лишь после нагревания.

«Позиция института экологии и географии основывается на исследованиях академика Андрея Урсу и данных института почвоведения, агрохимии и защиты почв имени Н.Димо, - отмечает Юрий Бежан. - Все говорит о том, что полив подземными водами в течение четырех-пяти лет приводит к засолению. Это может привести к гибели двух главных природных богатств - почвы и воды, что губительно скажется на здоровье людей. Основным источником орошения должны стать поверхностные воды».

 

Грунтовые воды пополняются только за счет поверхностных

Виталий Олексич, независимый эксперт по водным ресурсам, кандидат технических наук, также считает, что орошение подземными водами сопряжено с рисками: «Пробурено более 25 тысяч скважин, которые используются для водоснабжения. Гидрогеологи следят за уровнем грунтовых вод. Он регулируется: если уровень понижается - набор останавливается. Проблема в том, что грунтовые воды пополняются за счет поверхностных вод. В прошлом году поверхностные воды недополучили более 15 процентов воды. Если в этом году произойдет то же самое – многие села могут лишиться водоснабжения. Поэтому забор подземных вод для орошения невозможен».

 

Аграрная реформа уничтожила источники пополнения рек, озер и подземных горизонтов

«К сожалению, индустриальная модель интенсификации аграрного сектора направлена только на получение максимальной прибыли без учета последствий, - отмечает Борис Боинчан, доктор хабилитат сельскохозяйственных наук, профессор, исследователь, заведующий отделом систем земледелия НИИ ПК «Селекция». - Цены на продукты питания нереальны: они не включают затрат на устранение отрицательных последствий на окружающую среду – речь об эрозии почв, загрязнении почв и вод, снижении биоразнообразия и воздействии на здоровье людей. За все это придется платить тем, кто будет хозяйствовать после нас. Многие изменения носят необратимый характер».

На необратимость последствий аграрной реформы 90-х указывает и Юрий Бежан: «Приватизация пахотных земель шла без учета границ безопасности рек. Земли отдавали в частные руки вплоть до русла реки. А ведь по закону о воде и другим актам крупные реки Днестр и Прут должны иметь водозащитные полосы шириной 200 метров (обязательно) и плюс 800 метров (желательно), все это должно регламентироваться государством. Ничего этого нет. Сельхозработы стали основным источником загрязнения поверхностных вод, они увеличивают испаряемость воды из водоемов.  Русла притоков малых рек выпрямили, что привело к увеличению скорости стока и понижению уровня подземных вод. Чем больше меандр – изгиб речного русла, чем больше лесных насаждений, тем больше шансов создания влажных зон, где в дождливый период будет накапливаться влага, которая питает реки в засуху. Это тоже часть решения проблем».

По мнении эксперта, Прут менее подвержен разрушительным процессам. А вот по Днестру  источников пополнения влаги в засушливый период только два: нижний Днестр и зона Унгурь-Холошница близ Сорок. Для Прута это нижний Прут с природными озерами. К сожалению, после строительства Костештского водохранилища исчезла зона Пэдуря Домняскэ: упал уровень грунтовых вод, редкими стали паводки.

 

Как МИДЕИ могло бы решить проблемы засухи

«Путь устойчивого развития требует экологической и биологической реструктуризации сельского хозяйства с учетом законов развития природных экосистем, требует больше знаний, чем капиталовложений, - считает эксперт Борис Боинчан. - К сожалению, человек возомнил себя властелином природы, он действует вопреки законам агрономии и экологии. Многих последствий мы еще не знаем. Споры между разными ведомствами бесполезны до тех пор, пока не будет выработано системное видение».

По сути, это, во многом, работа дипломатов: есть вопросы, которые можно решить только в согласовании с Украиной.  

«Одна из причин обезвоживания Молдовы – неправильное регулирование стока рек на Украине, - убежден Юрий Бежан.- 80 процентов стока Днестра и Прута формируется именно там. В последние десять месяцев наблюдается постоянно низкий минимум стока. Это связано с недостатком дождей, отсутствием снега, вводом в эксплуатацию мини-ГЭС в Карпатах, в верховьях Прута. В итоге у Прута осталась лишь треть нормального стока».

Не разрешен вопрос подписания соглашения с верховной радой Украины по бассейнам рек: «Молдавская сторона подписала такой регламент по бассейну Днестра в 2013 году. Украина не подписала и не приняла обязательства соблюдать приемлемый сток. Между тем Днестр - основной источник питьевой воды, вдоль реки самая большая обустроенная площадь для орошения. Нужен такой документ и по Пруту, это особенно важно для Унген, Кагула, которые он полностью обеспечивает питьевой водой».

 

Водохранилища и озера – для всех!

«Весна должна обеспечить реки водой на 40 процентов, сейчас у нас воды – половина нормы, - отмечает Юрий Бежан. - На фоне засухи 2015 года, после которой поверхностные воды не восстановились, не могут восстановиться и подземные горизонты».

Больше всего страдают регионы, находящиется на большом расстоянии от Прута и Днестра: там себестоимость орошения поверхностными водами высокая. И тут появляется еще одна проблема – исполнение законодательства при аренде водохранилищ.

«Водохранилища - мощный источник орошения, -  - считает Юрий Бежан. - В Молдове около 4 тысяч прудов, водохранилищ и озер, лишь 37 находятся на балансе министерства окружающей среды, остальные сданы в аренду, и, как правило, на долгосрочный период. Их используют для выращивания рыбы. Чтобы не дать воду для орошения, владельцы ее спускают, и к началу оросительного сезона водохранилище не восстанавливается».

Бывает, что вокруг водохранилищ строят заборы.

Но по закону вода - государственный ресурс,  доступ к которому должен быть открыт для всех при сохранении экологического минимума для восстановления биоразнообразия. Эксперт считает, что необходим регламент использования вод таких природных комплексов, который позволит решить часть проблемы орошения.

 

Ливневая вода не должна убегать от нас

Изменение климата приводит к тому, что обеспеченность водой постоянно снижается. Юрий Бежан предлагает использовать зарубежный опыт: «Уже пять лет в Калифорнии используют воды ливней для орошения, построены специальные водоемы для накопления. У нас наметилась тенденция повышения годового количества осадков, но приходят они с ливневыми дождями: за полчаса может выпадать месячная норма. В урбанизированных регионах Молдовы вся вода стекает и исчезает. Накопление таких вод – новый источник орошения. Тут нужно объединить усилия министерства окружающей среды и минсельхоза».

 

Аграрии остались без науки

«В мире растет интерес к альтернативным системам земледелия, основанным не на доминировании над природой, а на сотрудничестве, - отмечает Борис Боинчан. – К примеру, в Бельцах в советские времена был создан уникальный природный комплекс из систем лесозащитных лесополос, прудов и водоемов, севооборотов, сочетания растениеводства и животноводства. К сожалению, без ведома НИИ полевых культур «Селекция» все это внесли в список на приватизацию».

На базе этого комплекса реализован ряд успешных проектов по внедрению новых видов озимой пшеницы и подсолнечника – традиционных для Молдовы культур. Успех приходит там, где сеют раньше, учитывая сокращенный период вегетации. «Черноземы формируются в условиях недостатка влаги, - говорит эксперт. - Если мы начинаем использовать орошение, то должны это делать постоянно. Риск истощить почву очень большой. Купить ее Молдова не может. В помощь аграриям на основе 50-летнего опыта ученые создали атлас агроклиматических ресурсов страны».

 

Без лесов не будет воды. Где люди, которые это поймут?  

«Во дворце республики прошли дискуссии по поводу обеспеченности сельского хозяйства водой для полива, - сообщает в социальных сетях эколог, депутат парламента-90 Илья Тромбицкий. - Проблема накапливалась долго, мы об этом говорили, но никаких принципиальных решений на уровне руководства страны не принимается и принято не будет. Вот будет в 2016 году больше дождей, и тему засунут под сукно. А между тем корень проблемы - в малых площадях лесов и в том, что нет политической воли их существенно увеличить. С 76 процентами сельскохозяйственных земель от общей территории страны не может быть и речи об устойчивом водном балансе. Сельхозники настаивали на уважении национальных интересов, которые, по их мнению, заключаются в поливе артезианскими водами. Экологи во главе с министром Валериу Мунтяну настаивали на том, что воды, содержащие более 1 г/л, не должны использоваться для орошения. Одна сторона вытащила в качестве аргумента заключение академии наук Молдовы 2013 года (подписал академик Тигиняну) о том, что 80 процентов территории страны могут орошаться грунтовыми водами, в то время как министр окружающей среды апеллировал к более позднему заключению АНМ прямо противоположеного содержания, подписанному  академиком Дукой. Оживленная дискуссия закончилась ничем. Решение будет принято как всегда – исходя из сиюминутного соотношения сил.

Подумалось: если бы Израиль так дискутировал вопросы ирригации начиная с 1949 года, сельское хозяйство там было бы на том же уровне, что и в соседних государствах. Молдова очередной раз теряет шанс стать на путь устойчивого развития, пересмотрев свое использование земель в пользу реалистичного и эффективного подхода. При этом можно утверждать - никогда минэкологии еще не имело столь жесткой наступательной позиции для защиты национальных интересов, как сейчас».

Марина ТИМОТИН

 

Пользователи социальных сетей все чаще пишут об обмелении Днестра. «Такой весенней засухи еще не было на моем веку, - тревожится эколог Илья Тромбицкий. - Перед нами - европейская река Днестр в период весеннего разлива в районе села Кошница, недалеко от Кишинева. Нормально, да? И нам будут и дальше говорить, что изменения климата придумали гады-империалисты? Как теперь нашему минтрансу песок и гравий копать с этих севших на мель барж? Адаптироваться нужно, ребята, адаптироваться! Спасибо Игорю Взорову за фото». Иван Сеньковский сопроводил свои фотографии репликой: «Посмотрите, как обмелел Днестр в районе Гура Быкулуй…».  

Комментарии (0) Добавить комментарии