История

Анна Путреша: «Стать директором ресторана «Молдова» было все равно что выйти за него замуж»

11.09.2020, 06:00
{Анна Путреша: «Стать директором ресторана «Молдова» было все равно что выйти за него замуж»} Молдавские Ведомости

В 60-80-е годы на главном проспекте молдавской столицы и прилегающих к нему улицах рестораны и кафе назывались «Кишинэу», «Порумбица», «Золотой початок», «Кодру», «Нистру». Сейчас таких названий нет, зато есть «London's Steak House», «Bere House», «Urban Pab», «Andys Pizza»… Здание, в котором располагались ресторан и гостиница под общим названием «Молдова», обезображено стеклянным фасадом, отобрано банком за долги и перестало выполнять свое предназначение. Рядом, в торце здания театра имени Эминеску, пристроили ресторан «Havana mama». С новыми названиями Кишинев потерял свой национальный колорит, который любили горожане, и самобытность, которой восхищались гости.

Ресторан «Молдова» запомнился горожанам и гостям Кишинева большим ассортиментом блюд молдавской кухни, изысканностью подачи и атмосферой, наполненной национальным колоритом. О том, как это все возникло и как ушло в небытие, читателям «Молдавских ведомостей» рассказала Анна Федоровна Путреша, возглавлявшая ресторан четыре года.. Именно в ее руках «Молдова» обрела свои лучшие качества на многие годы.

«Бефстроганов – пикантный, бульон – прозрачный…»

- Моя жизнь в ресторане «Молдова» началась в 1974 году. Ровно четыре года, с мая 1974-го по май 1978-го, меня ни на минуту не оставляла мысль о том, что могу еще улучшить в «Молдове».

Так жить меня научила Наталья Павловна Калашникова, которая вырастила из меня профессионала, привила любовь к процессу приготовления блюд. Другой профессии, другой судьбы мне не нужно. Наталья Павловна ушла из жизни в прошлом году в возрасте 94 лет, но я ясно помню многое из того, что она мне говорила, и я – это то, что она во мне воспитала.

Встретились мы в 1961 году, когда я приступила к работе поваром в ресторане «Кишинэу». Будучи заместителем директора ресторана, Наталья Павловна ежедневно дегустировала все блюда, которые подавались посетителям. «Бефстроганов должен быть пикантным, корнишоны в составе соуса - обязательны. Бульон для замы обязательно должен быть прозрачным»… Эти слова Натальи Павловны часто можно было услышать на кухне.

За годы работы в ресторане «Кишинэу» я выросла до заведующей производством, окончила московский институт народного хозяйства имени Плеханова, где училась вместе с Михаилом Павловичем Бабаковым, будущим начальником управления торговли кишиневского горисполкома, и Валерией Георгиевной Северин, заместителем министра торговли Молдавии. Я открывала кафе «Порумбица» на бульваре Негруцци и налаживала работу производства в ресторане «Дойна».

На новую работу – на белой «Волге»

- В «Молдову» меня переманила Мария Григорьевна Справедливая.

Она была моим замом в ресторане «Кишинэу», а потом ее как единственного повара в республике, награжденного орденом Ленина за высокий профессионализм, направили заведующей производством - вывести «Молдову» на новый уровень. И вот она звонит мне в «Кишинэу» и со слезами жалуется, что все делает по той же технологии приготовления блюд, как у нас, но блюда в «Молдове» не получаются такими вкусными, как в «Кишинэу»… Мы долго думаем. И возникает предположение, что во всем виновата вода. Я предлагаю направить пару фляг воды из «Кишинэу» с тем, чтобы улучшить вкус блюд.

Ответом стало приглашение самой возглавить ресторан. На этом Мария Григорьевна не остановилась, обратилась с этой идеей к директору треста общественного питания Ленинского района столицы Григорию Константиновичу Опря.

Я пролила много слез, расставаясь с «Кишинэу».  Однажды Григорий Константинович приехал сам на служебной белой машине ГАЗ-21 к ресторану «Кишинэу». Со словами: «Коллектив ресторана «Молдова» ждет тебя» как невесту усадил меня в машину.

Я возглавила ресторан в 32 года, мне не было страшно, ведь у меня была большая любовь к делу и накопленный опыт.

Цветы продавала самая красивая официантка

- Мне нравился ресторан «Молдова». Двухъярусный зал и своеобразный интерьер придавали ему торжественность, что предполагало самый высокий уровень обслуживания.

В каждой смене работало по 12 официантов. К приему посетителей тщательно готовились: заменяли скатерти, устанавливали тарелки, приборы и фужеры. Традицию ресторана «Кишинэу» продавать в зале цветы я  принесла в «Молдову». В «Кишинэу» цветы продавала самая красивая официантка Лина Бунак, в «Молдове» точно также сезонные букеты продавали самые миловидные официантки.

Я смогла обновить интерьер ресторана: заменили мебель на террасе, наполнили цветами зал. Эксклюзивно получали цветной хрусталь из фондов Союзторгоборудования: бокалы переливались всеми цветами радуги.

Как переманили Яна Райбурга

- Вскоре я поняла, что в зале мне не хватает музыки. В то время в ресторане «Кишинэу» руководил оркестром Ян Райбург, и посетители шли на его концерты. Два года я вела переговоры с музыкантом и смогла его переманить. К тому времени «Молдова» стала символом страны. Ресторан в центре столицы посещали многочисленные туристы, кишиневцы заказывали свадьбы и юбилеи, слава нашей отменной кухни распространилась далеко за пределами столицы… И Райбург уступил.

Единственное варьете в городе…

- Но этого мне было мало, я задумалась о варьете. Идею поддержал Александр Раю, и в «Молдову» начали ходить на варьете - это еще больше стало привлекать посетителей. Когда я открывала варьете в ресторане «Ла извор», то была уже директором треста общепита Фрунзенского района.

… Которое переодел Бодюл

- За годы работы в ресторане «Молдова» я успела свозить нашу молдавскую кухню» на всесоюзную выставку в Москву. В команде были лучшие повара.

На выставке в Москве нас встретил Иван Иванович Бодюл, уже в должности заместителя председателя Совета министров СССР. С первых слов обратил внимание на европейский стиль одежды солистов нашего варьете. Уже на следующий день танцоры выступали в национальных костюмах.

Гостям предложили выставку-продажу блюд молдавской кухни из овощей: фаршированные и запеченные с брынзой гогошары и перцы, молдавские голубцы. Посетители просили показать поваров, которые приготовили все так вкусно.

Зама, мамалыга и сочные биточки по-кишиневски

- Запеченные фаршированные овощи прочно вошли в меню ресторана «Молдова», были нашей фирменной  закуской. Большим спросом пользовалась наша зама на курином бульоне с добавлением домашнего кваса и с домашней лапшой, замешанной на куриных яйцах.

По многочисленным заказам мамалыгу подвали на деревянной доске, разрезая ее ниткой, подавали скроб – омлет, запеченный с зеленью, и шкварками.

Таких сочных биточков по-кишиневски, какие готовили в «Молдове», сейчас уже не готовят. Их автором был повар Валентин Иванович Беседин из кафе «Нистру». Выбиралась лучшая свинина - шейка, вкуснейшее мясо на кости или мягкая вырезка, лук томился на сливочном масле. Биточки, запеченные в льезоне, поданные с картофелем фри, были одним из популярных блюд. Молдавские вертуты и плацинды заказывали и брали с собой.

На десерт предлагались фрукты в винном сиропе, фруктовые желе, взбитые сливки с вишнями, мороженое с безе, с прослойками крема и с бисквитом… В ресторане всегда была очередь, люди ждали на крыльце в любую погоду, не пустовал ни один стол ни в зале, ни на балконе, ни на террасе. На обед приходили работники горисполкома, городских учреждений и центральных магазинов, туристы.

Ужин на двоих - 25 рублей

- Стоимость обеда в ресторане «Молдова» составляла 12-15 рублей с закуской, первым и горячим блюдом. Комплексный обед стоил 10-12 рублей. Ужин на двоих из закуски, горячего блюда, бокала вина - 25 рублей.

Для тех, кто выбирал только напитки - водку, коньяк или вино на разлив - работала закусочная.

Ресторан закрыли, но традиция встреч осталась

- Ресторан «Молдова» закрыли, он пал жертвой приватизации. Его обанкротили и передали банку в счет непогашенного кредита.

Каждый год коллектив «Молдовы» собирался 10 ноября на годовщину ресторана. Для нас это был настоящий праздник, его всегда встречали семьями. Знаю, что традиция соблюдалась много лет.

 ***  

От офицерского собрания – к гостинице и ресторану

«Стиль дома офицерского собрания, впоследствии ставшего гостиницей «Молдова», и здания казино, которое стало театром, сначала драматическим имени Пушкина, а впоследствии переименованным в национальный театр имени Михая Эминеску, был характерным для межвоенного Кишинева, - отметил Валериу Лупашку. – Окончательный ввод в эксплуатацию гостиницы «Молдова» осуществили по проекту архитектора Александра Веденкина».

Хотя архитектурное решение выполнялось по вновь рекомендованным нормативам, внутреннее и внешнее решение фасада здания выполняли по индивидуальному проекту, рассказал Лупашку.

«Это придало зданию своеобразие, - добавил архитектор. - Высокий этаж в вестибюле, объемно-пространственный характер решения зала ресторана – все наводило на мысли о торжественности. Балкон на первом этаже ресторана служил одновременно и террасой, на которой посетители могли находиться до позднего вечера. Туристы были поражены образом здания гостиницы и рестораном «Молдова». Не в меньшей степени этому способствовала отменная кухня».

Гостиница «Молдова» стала самым ярким символом республики в ряду зданий такого назначения. Потеря символа и бренда произошла в 2002 году, когда здание было перестроено под офис «Mobiasbanca». Такой же участи – потере статуса символов Кишинева - подверглись гостиницы «Кодру» и «Турист», сетует Валериу Лупашку.

Подготовила Марина ТИМОТИНА

На фото: 

Анна Федоровна Путреша проверяет готовность ресторана «Молдова» к приему посетителей.

Выставка-продажа блюд молдавской кухни на террасе ресторана, 1975 год.

В зале ресторана «Молдова». Сюда практически невозможно было попасть даже днем. Вечером посетители выстраивались в очередь на крыльце и ждали, когда освободится место, пусть даже за столиком, где уже кто-то сидел. С правой стороны здания был бар гостиницы «Молдова», который пользовался не меньшей, если не большей популярностью, особенно у журналистов редакций газет и журналов из расположенного неподалеку дома печати. С их легкой руки бар получил второе название - "12 стульев", согласно количеству сидячих мест в нем.    

В сквере у гостиницы «Молдова» был бюст Максима Горького. Здесь собирались шахматисты. Одно время это место было культовым для тех, кто обсуждал проблему эмиграции в Израиль. В 90-х здесь возник арт-рынок, который недавно безжалостно убрали. Гостиницу «Молдова», чей фасад изуродован стеклянными окнами, перенделали под офис «Mobiasbanca».

 

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    Познакомился с Григорием Константиновичем Опря, когда он был Зав производством в 22
    столовой .Я С НИМ ДРУЖИЛ ВСЮ ЖИЗНЬ. Прекрасный Человек!На всех должностях
    Григорий Константинович оставался Человеком.
    Я с удовольствием прочитал эту прекрасную статью .Жаль что время прошло.

  • x

    Правильно пишет женщина.Это ее жизнь. Кто ничего не создавл боль этой женщины и таких как она не понять.Посещал.Спасибо.

  • x

    Всё было прекрасно не богато но в достатке -пока не пришла западная зараза в виде демократии и все исчезло заводы-фабрики-Язык пытаются отнять сожгли все книги на Молдавском Языке не говоря что пол страны снялись с места.....

  • x

    Хорошо было при советах. Парткомы, райкомы, КГБ и прочие прелести. Да, еще рестораны для номенклатуры.

    • x

      Что вы знаете? Рестораны были для всех. Номенклатура туда не ходила, так как берегла свою репутацию. Это сейчас чиновники не стесняются строить дворцы, а раньше за такие дела сразу брали за горлоЮ на это был ОБХСС.