Экономика

Армашу: Когда мы перестанем много есть – снизится инфляция

16.05.2022, 09:33
{Армашу: Когда мы перестанем много есть – снизится инфляция} Молдавские Ведомости

Управляющий НБМ и председатель совета Октавиан Армашу по своему диплому - инженер-программист. Правда, в 2006 году он прошел инструктаж в CFA Institute (некая международная ассоциация профессионалов в области инвестиций США) и на курсах для финансовых и бухгалтерских консультантов в проекте USAID. И это – главный банкир страны. Два других члена совета НБМ – Вадим Еников и Александру Пелин – дипломированные юристы. То есть из семи членов совета председатель и двое его коллег – как бы не при делах, но оценивают инфляцию в стране и дают прогнозы, на основании которых страна должна преодолевать кризис. 

Управляющий НБМ, в прошлом – главбух убыточного предприятия, в настоящем – миллионер… 

Если судить по финансовым отчетам сахарного предприятия «Sudzuker», где Армашудо назначения министром финансов трудился замдиректора по финансам (то есть был главным бухгалтером), так они не блестящи. Предприятие неизменно заканчивало финансовый год с огромными убытками – 57-113 миллионов лей при продажах в 600-700 миллионов лей. Налоги, естественно, не платило и не платит. Задолженности по долгосрочным кредитам - больше, чем годовые продажи. В подобной финансовой ситуации другое предприятие в два-три года объявили бы банкротом. 

Не имея ни профильного образования, ни стажа работы по специальности нынешний управляющий нацбанком в должности министра финансов с января 2016 года по ноябрь 2018 года отчитался о годовой зарплате в 123 тысячи лей в 2016-м и 262 тысячи - в 2018-м. В 2019-2021-м – 5,8 миллиона лей, по два миллиона в год. Это самая высокооплачиваемая чиновничья должность, это в восемь раз больше, чем у президента страны. 

…Попрекнул нас тем, что мы много едим 

Представляя 13 мая отчет об инфляции, Армашу позволил себе утверждать, что у нас она больше, чем в других странах, в том числе из-за того, что в средней потребительской корзине велика доля продовольственных товаров. 

То есть обвинил нас в том, что мы много едим. 

Не знаю, чего и сколько ест Армашу с семьей на заработок в два миллиона лей, но вот что по статистике едим мы. 

Я пересчитал расходы на питание по ряду продовольственных товаров в расчете на один день. 

Все население Молдовы при трехразовом питании в день потребляет на человека: по 0,6 яйца, 59 граммов рыбы и рыбных продуктов, 149 граммов мяса и мясных продуктов, 330 граммов хлеба и хлебобулочных изделий, 32 грамма масла сливочного и/или растительного, 60 граммов сахара и кондитерских изделий, 118 граммов картофеля, 188 граммов фруктов и 332 грамма овощей. 

А теперь сами поделите это на три приема пищи. И сравните расходы на еду в Молдове и в других странах. 

В Молдове – 2,40 доллара в день. 

В Италии – 8,18 доллара в день, во Франции – 8,17, в США – 7,20, Германии – 7,02, Великобритании – 5,94, Румынии – 5,59, России – 4,16, Польше – 4,06, Индии – 3,97, Белоруссии – 2,99, Азербайджане – 2,66, Украине – 2,35, Китае – 2,23, Туркменистане – 0,82 и Узбекистане – 0,51. 

Так что, г-н Армашу, мы много едим? И должны есть еще меньше, чтобы снизилась инфляция? Только за подобные беспардонные заявления этого с позволения сказать банкира следует немедленно уволить. 

При инфляции в 31 процент индексация пенсий – 14 процентов 

Об инфляции. При официальной расчетной, но не реальной инфляции за четыре месяца в 27 процента, при индексации пенсий только на 14 процентов и ожидании инфляции в третьем квартале в 31 процент – не видно никакого просвета в дальнейшем. 

Очевидно, что жизнь, особенно для пенсионеров, станет значительно хуже, если не сказать – будет просто невыносимой. Ведь по закону в течение года индексация пенсий не предусмотрена. 

Предприятия продолжают деградировать, падают доходы бюджетов. И даже теоретически ждать прибавки к пенсиям и зарплатам не стоит: не с чего. 

Западные «партнеры» и США озабочены ситуацией на Украине, поставляют туда вооружение, чтобы побороть Россию. Де факто это открытая война между США и ЕС - с Россией. Не ровен час наше руководство в угоду Брюсселю и Люксембургу откажется от российского газа взамен на  «альтернативный» в хранилищах стран ЕС, где ныне запасы - всего на один месяц для 18 стран-членов из 27. 

И тогда что толку от того, что наше руководство представило ЕС засекреченные ответы на засекреченные вопросы по двум вопросникам?

Что толку от того, что для нас найдут некую роль и должность при европейском «дворе»? 

Кто в лес, кто по дрова: программисты и юристы рассчитывают ИПЦ и инфляцию 

На законодательном уровне у нас отсутствует нормативное регулирование отслеживания инфляционных процессов, определения уровня инфляции и взаимодействия в этом деле властных структур. 

НБС считает индекс потребительских цен в отсутствие законного нормативного акта – методологии. Цены, на основании которых ИПЦ ежемесячно считают, собирают в торговой сети только восьми городов, не учитывая цены в 1533 селах. В итоге считают де факто ИПЦ Кишинева, что не отражает ситуацию в стране. В дальнейшем национальный банк просто берет ИПЦ от бюро статистики и переименовывает в инфляцию. 

Кто отвечает за несбывшиеся прогнозы? 

В соответствии со статьей 69(2) закона №548/1995 о национальном банке, НБМ ежеквартально, в течение 45 дней по окончании отчетного квартала обязан представлять парламенту и правительству доклад, содержащий анализ макроэкономического положения, а также среднесрочный прогноз инфляции и основных макроэкономических показателей. Обратите внимание: не кто иной как нацбанк в ответе за все это.  

Но на практике некий незаконный макроэкономический прогноз представляет минэкономики. А минфин при прогнозировании ежегодных бюджетов вместо того, чтобы брать за основу официальный макроэкономический прогноз НБМ, пользуется незаконным прогнозом минэкономики. 

Таким образом, анализ и «прогноз» инфляции от НБС - это только фиксация прошедшего на основании незаконных исходных данных от НБС. 

В каждом ежеквартальном отчете по инфляции НБМ утверждает, что дается еще и прогноз на ближайшие восемь кварталов (два года). Ситуация во втором полугодии 2021 года и нынешняя показывает, что так называемый прогноз инфляции НБМ на восемь месяцев не подтверждается. 

Вопрос: должен ли совет НБМ, который утверждает прогнозы, нести хотя бы гражданскую или дисциплинарную ответственность за нереальные, ошибочные прогнозы инфляции? Ведь они впоследствии оказывают негативное влияние на развитие экономики, страны и личные активы каждого гражданина! 

Может ли НБМ предсказывать будущее экономики, если он некомпетентен? 

В состоянии ли совет НБМ вообще давать прогнозы? 

По закону о НБМ (статья 23) он некомпетентен. Члены совета должны иметь высшее образование, но без уточнения, в какой области, и обладать хорошей репутацией. Но тот факт, что по закону члены совета должны иметь опыт работы в области финансов, права или аудита, не тождественен образованию в области финансовой области, и тем более – в банковской. 

Способны ли правители предвидеть с такой командой?

Кризисы и риски – таков сейчас путь развития нашей страны. И ей, стране, и нам, гражданам, нужны такие управленческие решения власти, которые дадут возможность провести корабль в бурю между скалами. 

Нам не нужна такая власть, которая ничего не способна предвидеть, для которой риски возникают неожиданно и вдруг, чьи просчеты в ситуации кризиса дадут еще более тяжелые, чем обычно, последствия. Ведь самые сложные ситуации возникают из-за действий или бездействия управленцев. То есть властей всех уровней, от руководителей предприятий и организаций до руководителей страны. 

Нынешний кризис на мировом уровне и на уровне отдельных стран имеет свое начало: пандемия коронавируса. Его продолжение связано с тем, что многие недооценили ситуацию, необоснованно считая, что пик ужаса уже преодолен. Однако все происходящее наводит на мысль: главное еще впереди. И шапкозакидательством проблем не решить. 

Кто дальше поведет наш корабль, кто оценит опасность, взаимосвязь проблем, их характер и остроту? Существует ли в управлении нашей социально-экономической системой мониторинг антикризисного развития? 

Речь о постоянном контроле процессов развития, отслеживании тенденций по критериям антикризисного управления. Ведь дают же предсказания погоды, землетрясений, солнечной активности. Есть, наконец, гадание на яйцах для президентов. Почему же тогда в системе управления не могут быть созданы аналогичные службы? 

Для того, чтобы предсказывать, нужен четкий набор показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе. В целом предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа. В распознавании кризисов участвуют все показатели оценки состояния социально-экономической системы. 

К сожалению, в Молдове ни на одном уровне власти нет системных методологий и системного анализа социально-экономических показателей. То, что есть, не ориентировано на распознавание кризисов, а лишь дает возможность с опозданием подстраиваться, минимизируя последствия. 

Как должны сотрудничать три ветви власти? 

У нас три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная, плюс президент, который не соотносится ни с одной из ветвей и ни с одной не взаимодействует, как того требует статья 6 Конституции. 

Эта модель заложена в Основном законе. Первостепенно то, что ветви власти разделены, - второстепенно то, что они должны еще и взаимодействовать. Как именно взаимодействовать? Ответа нет ни в Конституции, ни в нормативных актах. 

При этом все поколения руководителей ветвей власти и президенты по умолчанию продолжают идти по пути сепаратизма даже при нынешнем однопартийном руководстве. И по традиции все прошлые и нынешние грехи валят на предшественников. 

Как же мы в такой ситуации будем продолжать вести наш корабль в бурю - без руля и без ветрил? 

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии