Экономика

Банки: ликвидировать нельзя рекапитализировать

03.07.2015, 06:00
{Банки: ликвидировать нельзя рекапитализировать} Молдавские Ведомости

«Повесить мало: я б ей казнь определила,

Какой не видано у нас здесь на веку:

Чтоб было впредь плутам и страшно и опасно —

Так утопить её в реке». — «Прекрасно!» —

Кричат судьи. На том решили все согласно

И Щуку бросили — в реку!

И. А. Крылов, 1830 год

В названии статьи умышленно упущена запятая, как и в крылатом выражении: «Казнить нельзя помиловать». Молдова оказалась в противоречивой ситуации, ибо предстоит определиться, что предпринять с «Banca de Economii», «Banca Sociala» и «Unibank».

Как известно, Международный валютный фонд и Всемирный банк настаивают на их ликвидации. «Любая попытка национализировать и рекапитализировать «Banca de Economii» не только приведет к увеличению прямых расходов госбюджета, но и снова создаст риск того, что денежные средства налогоплательщиков будут использованы для покрытия скрытых убытков и потенциальных будущих убытков. Более того, можно предположить, что часть сохраняющихся долговых обязательств «Banca de Economii» составляют долговые обязательства перед лицами, причастными к совершению мошенничества. Если это так, то восстановление «Banca de Economii» позволит данным лицам заполучить ещё больше денег за счёт налогоплательщиков»,— так, в частности, мотивирует своё требование Всемирный банк.

С другой стороны, лидер демократов Мариан Лупу утверждает, что «ВЕМ» «необходимо сохранить и национализировать, а доля государства в нём должна составлять все 100 процентов». Его посыл сводится к тому, что это «системный банк», от существования которого зависит судьба множества вкладчиков, а также нескольких тысяч работников банка. Ему вторит и Владимир Филат, который также заверяет: «Будут предприняты все меры, чтобы банк работал».

Безусловно, мотивация как первого варианта, так и второго, имеет свои «за» и «против». Но при этом как-то уходит на второй план главная проблема – целенаправленная и явно затянувшаяся профанация следственных действий по привлечению к ответственности, прежде всего, нескольких десятков служащих - от кредитных инспекторов, юристов и до их руководителей как этих банков, так и нацбанка, которые непосредственно реализовывали преступную схему хищения миллиарда евро. А это в Уголовном кодексе квалифицируется, как хищение группой лиц в особо крупных размерах с предельными сроками заключения.

Вот и получается: если банки ликвидируют, то наверняка и шансы вернуть похищенные астрономические суммы приблизятся к нулю, так как подельники и доказательная база, образно говоря, расползутся по стране и за её пределы. Хотя, судя по тому, как до сих пор велось расследование, и на данный момент они невелики.

Ведь с момента обнародования самого факта хищения прошло уже более полугода. Пять месяцев с момента, как глава следственного управления национального центра по борьбе с коррупцией Богдан Зумбряну резюмировал: «Картина того, как были выведены деньги из «BЕМ» в «Banca socială» и затем за пределы Молдовы, ясна, известны имена людей, подписавших контракты, есть сами контракты. Теперь дело за малым – доказать умысел этих людей присвоить эти деньги или передать – не безвозмездно, конечно, - третьему лицу». Однако несмотря на то, что ещё тогда в завершении расследования оставалось «за малым», реальных посадок как не было, так и не предвидится.

Отсутствуют элементы новизны и в осуществлённом дорогостоящем псевдорасследовании американской компании «Kroll». Поэтому-то оно и стало достоянием общества.

Наводит тень на плетень и глава НБМ: Дорин Дрэгуцану многозначительно резюмирует, что судьба всех трёх банков решится в ноябре-декабре. Необходимо лишь дождаться окончания срока, в течение которого они находятся под специальным управлением.

Вот и получается: если без превентивной кадровой зачистки будет продавлено решение о рекапитализации одного или сразу всех трёх банков, на чем настаивают демократы и либерал-демократы, то и новые многомиллиардные вливания леев из казны будут в очередной раз переданы в руки всё тех же преступных элементов. Ведь именно они и до этого безнаказанно проворачивали воровские схемы, с каждым разом наращивая масштабы хищений. И «кража века» - это далеко не первое их преступление, о чем в последние годы трубили и общественность, и государственные органы.

Вот, например, выдержка из отчета о результатах аудита управления имуществом, сданным/взятым в наём «ВЕМ» за период 2008–2011 годов, утверждённого постановлением Счетной палаты № 5 от 14 февраля 2012 года: «В 2008 году АО „Banca de Economii” посредством филиала №1 Кишинева взяло в наём объект недвижимости площадью  1,5 тыс. кв. м, расположенный по ул. Колумна 104/1, на срок 5 лет. Стоимость аренды 1 кв. м была согласована в размере 35 евро в месяц с авансовой оплатой за первые три года найма в сумме 1,9 млн. евро (24,7 млн. лей), которая должна была быть оплачена в течение трех дней со дня подписания договора». И эту сумму, разумеется, незамедлительно перечислили. Далее в акте указывается, что данный объект обошёлся его владельцу всего-то в 566 тысяч евро.

Подобные факты не единичны. Так, некое лицо взяло в наём от частных компаний объекты недвижимости в центре (улицы С. Лазо, М.Когэлничану) по 13 евро за квадратный метр в месяц. Но «ВЕМ» за эти площади уже выплачивал по 50 евро в месяц. В целом банк и его филиалы заключали до сотни арендных договоров. Но когда площади сдавались, то цена 1 м2 колебалась от 8,3 до 74,5 лей в месяц, а за взятые в наём плата достигала 850 лей.

«ВЕМ» массово выдавал и заведомо невозвратные кредиты. В результате банк уже в 2012 году имел просроченных кредитов на 1,27 миллиарда лей и неблагоприятных (субстандартные, сомнительные и безнадежные) на 1,12 миллиарда - при общей сумме всех активов 6,75 миллиарда.

Если в начале 2008 года акции банка ещё котировались по 195 лей, то уже после четырёх лет его разграбления их стоимость упала ниже 14 лей. В конце концов криминальная ситуация получила и международную огласку. Уже в ноябре 2012 года МВФ недвусмысленно указал: «Финансовое положение «Banca de Economii» ухудшилось в середине 2009 года в результате мошеннического кредитования при соучастии внутреннего аудита и юридических отделов «BEM», а также вследствие дисфункционального подхода административного совета «ВЕМ»».

А чего стоит уже признанная Высшей судебной палатой незаконной эмиссия дополнительного пакета акций в августе 2013 года по 5 лей за штуку, в результате которой государство, фактически, утратило свой контрольный пакет!

Благодаря тому, что все эти, тогда ещё отдельные, но систематически реализуемые преступления не пресекались на корню надзорными и правоохранительными органами, крышеватели и непосредственные исполнители этих схем уверовали в свою безнаказанность. Так был украден миллиард евро. Несмотря на наличие более чем очевидной доказательной базы преступление так до сих пор и не получило адекватной юридической оценки.

Если бы подельники преступных схем были бы скамье подсудимых - рекапитализация «ВЕМ» была бы заслуживающим внимания вариантом. Но этого нет, и все финансовые вливания в три банка, о которых ратуют лидеры правящих партий, исчезнут из страны, как и предыдущие.

Именно поэтому, несмотря на болезненные последствия, этот на весь мир смердящий гнойник логичнее ликвидировать целиком, на чем настаивают МВФ и ВБ. При этом очень хочется верить в то, что ворам всё-таки воздастся и все они окажутся на нарах. 

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики
Национальный институт экономических исследований АНМ

 

Комментарии (0) Добавить комментарии