История

Бартер школами: триллер на тему оптимизации

15.05.2015, 13:27
{Бартер школами: триллер на тему оптимизации } Молдавские Ведомости

Триллер по оптимизации школ, вгоняющий в стресс педагогические, ученические и родительские коллективы, похоже, в Молдове продолжается. Только если раньше дело касалось, в основном, небольших, мало укомплектованных провинциальных школ, то ныне очередь, по всей видимости, дошла до престижных столичных доуниверситетских учебных заведений.

Так, тревогу бьёт кишинёвский теоретический лицей «Кирилл и Мефодий». Собрания, письменные опросы старшеклассников, педсоветы, обсуждения на заседаниях родительских советов и пачки писем во все инстанции – в претуру, профсоюз, СМИ. Чем же вызван такой переполох? Оказывается, цена вопроса – собственная школа. Кто-то посчитал, что она слишком просторна для русскоязычных детей, и решил перевести сюда на обучение школьников с румынским языком обучения.

Помочь разобраться в сложившейся ситуации вызвалась председатель профкома, преподаватель румынского языка и литературы лицея «Кирилл и Мефодий» Даниела Ротару. Она оказалась в сложной ситуации, потому ее ребёнок учится в лицее «Мигель де Сервантес», который как раз претендует на обмен зданиями.

По словам нашей собеседницы, эта история имеет давние корни. Лицей (когда-то школа №21 с русским языком обучения) был основан летом 1981 года в географически удобном месте – в нижней части старого Кишинёва, неподалёку от центрального рынка, на территории бывшего механического завода.

Что сказать, за годы там были налажены отличные материально-техническая и спортивная базы, созданы образцовые профильные кабинеты и компьютерные классы, концертный зал, арт-галерея, есть своя часовня, действует музей трудовой и боевой славы, и всё – силами родителей, учащихся и педагогов, руководимых директором Геннадием Толпинским. Тут проходят практику студенты трёх столичных вузов. Здесь устраиваются республиканские семинары, олимпиады, конкурсы. Почти весь учительский коллектив (90%) имеет дидактические степени. Кирилломефодьевцы шефствуют над домом малютки и ветеранами ВОВ, издают научно-методический журнал. Лицей отмечен наградами правительства и митрополии.

Все бы хорошо, но все 34 года существования лицею приходится держать ухо востро, так как его не раз хотели поменять местами с ТЛ «Мигель де Сервантес». Директора Геннадия Толпинского приглашали на беседу по поводу обмена зданиями, а он по возвращению собирал администрацию, профком, педсовет, родителей и старшеклассников, и все в один голос твердили: нет!

Однако попытка обмена всё-таки несколько лет назад была, здание уже висело на волоске, и тогда весь лицей поднялся стеной. Взрослые забастовали, перекрыли улицу Измаильскую. И действовавший на то время столичный мэр Серафим Урекян мудро оставил школу в покое, заверив коллектив лицея, что покушения на обмен здания более не будет.

Но в последние годы лихорадка с этой бредовой идеей возобновилась.

Варианты есть, было бы желание

Хочется спросить чиновников от образования: разве школы виноваты в плачевной демографической ситуации в стране? Все учебные заведения страдают от нехватки детей. Зачем же избирательно цепляться к какому-то конкретно одному?

Лицей «Мигель де Сервантес» (бывшая СШ№ 19) с румынским языком обучения функционеры по-прежнему хотят перебросить в здание лицея «Кирилл и Мефодий». Хотя проектная мощность первого, рассчитанная в общей сложности на 1360 детей, позволяет обучать имеющийся контингент в 1070 детей.

Однако начальные классы этого лицея учатся в детсаде №38. Но в связи с разрешением принимать в детский сад деток с полутора лет директор детсада стала писать письма в департамент образования и требовать выселения младшеклашек из арендованных у сада помещений, чтобы открыть там ясельные группы. А в лицее «Сервантес» ответили, что для начальной школы (коммерческих классов) у них нет места.

И куда взоры начальства сразу обратились? Ответ на поверхности: в сторону лицея «Кирилл и Мефодий». Директор лицея «Сервантес» пришла и попросила показать помещения, хотя никакой официальной бумаги при ней не было, и быть не могло. А почему бы не обсудить другие варианты? Даниела Ротару считает, что они есть: «Ребятишки младших классов лицея «Сервантес» без труда могли бы разместиться в родном школьном заведении. И, наконец, на улице Святого Георгия, 9, напротив Свято – Георгиевской церкви стоит здание, в котором раньше располагался садик. Сейчас там общежитие для полицейских. Можно отдать его под начальные классы – это в двух шагах от лицея «Сервантес». И тогда не надо было бы производить никакого обмена. Это только один вариант, а их намного больше.

Мы с пониманием относимся к сложившейся ситуации и также переживаем, но не надо резать по-живому! Родители, учителя и старшеклассники лицея «Кирилл и Мефодий» в случае принудительного обмена зданиями готовы принять защитные меры и обратиться во все принимающие решения инстанции», – сказала она. 

Душа болит за детей – и за тех, и за этих

Наша собеседница находится в сложном положении, так работает в этом лицее «Кирилл и Мефодий» и одновременно является матерью ученика лицея «Мигель Сервантес». «Меня, как и других родителей, пригласила директор лицея «Сервантес» Родика Посту на собрание, и там я узнала о распоряжении примэрии, чтобы с 31 мая 2015 года лицей «Мигель Сервантес» освободил помещения в 38-м садике. Затем мне сообщили, что по вопросу обмена зданиями между администрациями уже ведутся переговоры.

Мы сразу же написали обращения председателю муниципального консилиума профсоюза образования в Кишинёве Маргарите Сырбу, заявив, что категорически против переселения. Это почти то же самое, если я приду в чужую квартиру и скажу: «Мне нравится ваша хата, она больше, чем моя, но у вас живёт меньше человек, поэтому давайте меняться». В тот же день отправили письма и.о. претора сектора Рышкань Тудору Кэлугэряну, секретарю претуры Адриану Талмачу, начальнику управления образования сектора Рышкань Андрею Гросу. К нам пришли из профсоюза Маргарита Сырбу вместе с главой муниципального управления образования Татьяной Нагнибеда-Твердохлеб, и мы подтвердили им свой отказ меняться зданиями. А местные органы власти даже не поинтересовались: что же произошло?

К удивлению, после совещания к нам пришла бабушка одного из учеников лицея «Сервантес» с предложением пойти вместе к Примару и заявить, что и они, и мы – против обмена.

Нам сказали, что проблема вроде решается, и нас отсюда не выгонят. Но пока у нас нет официальной бумаги, мы начеку. Не можем нормально вести уроки, тревожимся, что в любой момент могут прийти и сказать: освободите помещение». Скоро каникулы, и мы опасаемся, что 1 сентября просто не сможем войти в здание, как делалось с оптимизированными лицеями. Делали летний ремонт и не знали, что ждёт их в сентябре. Мы так много средств и сил вложили в свои лицеи! Обмен неудобен обеим школам! У меня душа болит за оба лицея. Не хочу, чтобы страдали ни те, ни эти дети».

А мы бы посоветовали каким-нибудь смелым горожанам, которые живут в стеснённых жилищных условиях, прийти к муниципальным и функционерам, у которых избыточная жилплощадь, и попросить: а давайте бартер! Вы переезжайте на наши «квадраты», а мы – на ваши!

И куда их после этого пошлют?

Педколлектив лицея «Кирилл и Мефодий» узнал по ТВ, что генеральный примар муниципия Кишинёва Дорин Киртоакэ принял волевое решение, пообещав оставить учащихся начальных классов лицея «М. де Сервантес» ещё на 4 года в здании д/с № 38 и тем самым закрыть вопрос об обмене зданиями. За понимание спасибо г-ну Киртоакэ. А если он не останется генпримаром, то что будет?

Олег Дашевский

Фото автора

Комментарии (0) Добавить комментарии