Политика

«Бесы» Воронина

18.12.2015, 06:00
{«Бесы» Воронина} Молдавские Ведомости

Коммунисты могли урегулировать приднестровский конфликт, и лидер ПКРМ несет личную ответственность за то, что этого не произошло  

У лидера молдавских коммунистов семь пятниц на неделе. Люди слушают его на протяжении двух десятков лет - и не перестают удивляться. То он за Европейский союз. То за Таможенный союз. Клянется в том, что он за Россию и Путина - потом вдруг выступает против них, бросаясь в объятия Запада. Говорит о необходимости найти форму единого с Приднестровьем государства – и резко меняет свое мнение. В ответственные моменты, как признавался сам Воронин, «бесовские силы» мешают ему утвердиться в принятом накануне решении. По-видимому, «бесы» помешали третьему президенту 12 лет назад установить на молдавской земле долгожданный мир.

В 2003 году Владимир Воронин мог стать национальным героем. До этого ему оставался один шаг, вернее, одна подпись на меморандуме, который способствовал бы урегулированию приднестровского и гагаузского конфликтов в рамках единого государства.

Документпредставлял собой план федерализации Молдовы и был разработан при участии представителя российского президента Дмитрия Козака. Он был парафирован тогдашними лидерами Молдовы и Приднестровья. «Меморандум Козака» планировалось окончательно подписать на торжественной церемонии в Кишиневе с участием президента России Владимира Путина.

«Принятие этого проекта будет означать реальное начало разрешения приднестровского конфликта, а завершение процесса можно будет сравнить с падением Берлинской стены», - сказал Воронин накануне подписания документа в интервью одной из молдавских газет. Однако в последний момент по его решению все было отменено.  В молдавско-российских отношениях наступила затянувшаяся «черная» полоса.

Участники тех событий так и не смогли объяснить причины, побудившие Воронина за одну ночь изменить свое решение. Председатель Счетной палаты, бывший в ту пору сопредседателем партии Альянс «Наша Молдова» Серафим Урекян как-то сказал журналистам, что лишь трусость Воронина в те дни помешала развитию страны в нормальном направлении.

«Вокруг тех давних событий до сих пор много слухов и спекуляций, - сказал Урекян. - Одни утверждают, что Воронин поступил правильно, отказавшись подписать предложенный Молдове и Приднестровью  меморандум об урегулировании давнего конфликта. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Никто не спрашивал тогда народ о том, какой курс следует избрать стране. Я был в составе молдавской делегации при утверждении этого документа. И лично держал его в руках, на страницах были подписи Владимира Воронина и Игоря Смирнова. То ли трусость, то ли неуверенность бывшего президента Молдовы помешали довести дело до конца. Когда я спросил Воронина утром в день окончательного промульгирования меморандума, почему он отказался  его подписать, президент ответил, что держал всю ночь в руках авторучку, будучи в сомнениях, и в конечном итоге передумал.   Повторюсь, я лично держал этот документ в руках и видел подписи Воронина и Смирнова. Не надо было хотя бы меня обманывать. Возможно, Молдова двигалась сейчас бы в другом направлении. Та власть определила другой курс страны».

Бывший однопартиец Воронина Вадим Мишин, покинувший впоследствии ПКРМ, считает, что Воронин, сознательно или с чьей-то помощью, был введен заблуждение о тексте документа. «Я был свидетелем тех событий, - поделился в прошлом году на пресс-конференции своими воспоминаниями политик. - Воронин заявил, что не подписал меморандум из-за угрозы потери Молдовой своей независимости вследствие нахождения российских войск на ее территории.  Во-первых, в документе вообще не было ни слова о российских войсках. Пункт о войсках появился в последний вечер, причем на отдельной странице, он не имел ничего общего с текстом меморандума. Поэтому говорить о военном присутствии – это выдумка, сказки. Не шла речь ни о каком уничтожении Молдовы. Почему ГДР живет и процветает, а Молдова должна была умереть? Если говорить о федерации - надо строить грамотную, разумную федерацию, которая не ущемит подавляющее большинство жителей. Те, кто говорят, что меморандум писался впопыхах, его не видели и не читали. Меморандум -  некрупный документ по объему, это документ промежуточный. После его подписания намечалось создать комиссию по разработке новой Конституции.  Я работал четыре дня с Козаком и заверяю, что никакого давления на меня не оказывали. В случае подписания «меморандума Козака» у нас сегодня была бы совсем другая Молдова, намного лучше. Это было бы единое и целостное государство, куда пришли бы хорошие инвесторы. Почему не был подписан этот документ, спросите у Воронина. Очевидно, действовали какие-то силы, которым это было невыгодно».

В декабре 2013 года на российском телеканале НТВ был показан документальный фильм «Приднестровье: русский форпост». В ходе создания ленты была затронута тема «меморандума Козака». Участники тех событий высказали свою точку зрения на событиям 10-летней давности. Воронин объяснил свое решение не подписывать в 2003 году документы о новом обустройстве Молдовы… влиянием потусторонних сил: «В 2001 году я начал со встреч со Смирновым, которые очень быстро прекратились. Потом было около 30 встреч с Владимиром Владимировичем Путиным, множество многообещающих контактов с Леонидом Даниловичем Кучмой. В ходе этих встреч я неоднократно и вполне конкретно обсуждал некоторые вопросы, которые, безусловно, могли заинтересовать российскую сторону. Сколько труда вложили мы вместе с Козаком в подготовку нового документа о политическом урегулировании! В самый последний момент все изменилось. Не хочу сказать, что вмешался черт. Но какие-то бесовские силы точно работали… Казалось, все, поставили точку, идем, завтра подписываем, начинаем работать. Нет, через ночь все переворачивается, все перекручивается, все выворачивается наизнанку. Эти бесовские силы знали раньше нас, что будет завтра. Откуда, если это разговор состоялся между двумя людьми глубокой ночью?».

Вице-премьер России, спецпредставитель Путина по Приднестровью Дмитрий Рогозин сказал, что Воронин сдал тогда назад под давлением США: «Все было согласовано, все уже ждали, что надо просто ленточку резать. Но ленточку резать не пришлось, потому что у каждого беса есть фамилия, имя, отчество. В данном случае этим бесом был американский посол, который провел воспитательную беседу с президентом Республики Молдова. В итоге тот ударил по тормозам».

Неожиданный разворот в позиции Кишинева 12 лет назад оброс массой легенд и интерпретаций. Десять лет об этом не говорил и Дмитрий Козак. Но осенью 2013 года поделился воспоминаниями с газетой «Коммерсантъ», поведав немало интересного. Оказывается, как только Козак отбыл на самолете из Кишинева для обсуждения текста молдавско-приднестровского меморандума с Леонидом Кучмой, молдавского президента посетил некий визитер. После этого Воронин отзвонил Козаку: «Возвращайтесь скорее. Ко мне тут пришел иностранный дипломат (он назвал страну) и такое рассказал, такое написал...».

Козак говорит, что сразу понял: урегулирование сорвано. Он вернулся в Кишинев и встретился с Ворониным. «Тяжелый был разговор, – вспоминает Козак. – Г-н Воронин ничего, кроме слов покаяния, не мог произнести. Он просил прощения и корил себя, называл себя уничижительными словами за такой поступок, называл себя обманщиком России, обманщиком президента, говорил, что меня обманул. Для меня это был шок».

К тому времени стороны при посредничестве Москвы согласовали все спорные вопросы, в том числе параметры нахождения в регионе российских миротворцев, участия приднестровской стороны в будущих структурах власти федеративного государства, сохранения за русским языком особого статуса.

Прекрасно знал об этих договоренностях и представитель ОБСЕ в Кишиневе Уильям Хилл, с которым, как уверяет Дмитрий Козак, они не раз обсуждали готовящийся документ. Более того, представитель ОБСЕ, иногда сомневаясь в тех или иных деталях меморандума, никогда не возражал против его принятия в принципе. Но стоило российскому автору документа отбыть из Кишинева – как стали происходить непонятные вещи.

Осуществляя свою посредническую, по сути, миссию, рассказал Козак, Москва исходила из того, что «на самом деле главные переговорщики – это две стороны: Молдова и Приднестровье». Выяснилось, что это далеко не так. «Это свидетельствует о цене той государственности, того суверенитета, о котором рассуждает нынешнее молдавское руководство, - сделал выводы автор «плана Козака. - Когда я вечером приезжаю из Киева и вижу, как перед президентским дворцом тренируется почетный караул в девять вечера. И в то же время проводятся совещания о том, как отказаться от подписания этого плана, - это уже за гранью добра и зла».

Впоследствии Воронин «покаялся» в содеянном и перед Владимиром Путиным, направив российскому президенту письмо. Он признавался, что «поступил тогда, мягко говоря, неосмотрительно, и сильно подорвал свой авторитет политика и человека». Воронин просил российского президента вернуться к рассмотрению вопросов приднестровского урегулирования, в том числе с участием Козака. Работая в то время в аппарате российского правительства, Козак даже принял специального посланника Воронина. Тот привез предложение «принять какие-то туманные меры, непонятно какие, для того чтобы сменить политическое руководство Приднестровья», рассказывал Козак изданию KM.ru. Москва не отреагировала – потеряла доверие к Воронину. Тенденциозные высказывания и обвинения главы нашего государства в адрес Москвы привели к тому, что отношения между Молдовой и Россией  испортились окончательно.

Политики отмечают непоследовательность как характерную черту поведения лидера ПКРМ. «Это влияло и влияет на принятие Партией коммунистов решений по важным проблемам, - сказал председатель НСГ Дмитрий Константинов осенью 2014 года на заседании пресс-клуба «Социальный резонанс». - Сложилась такая ситуация, что в ряде партийных организаций члены ПКРМ не хотят идти в Евросоюз, а в других, напротив, не хотят идти в Таможенный союз. По этой, дескать, причине пока не собирают съезд, чтобы перед выборами в партии не возникло конфликта. Это пустые отговорки, все знают, что в ПКРМ все решения принимает не съезд, а единолично Воронин. Причем, никто не знает, что и когда он решит. Говорят, что все зависит от того, с какой ноги он утром встанет и в каком будет настроении… Я общаюсь с людьми, они мне говорят, что никак не могут понять Воронина… Мы в Гагаузии уже знаем цену обещаниям партии Воронина. В 2003 году был подписан договор между НСГ и ПКРМ. Все депутаты народного собрания подписали, было 10 пунктов – что коммунисты сделают для Гагаузии. Там есть и подпись Воронина. Гагаузы дружно поддержали ПКРМ на выборах. Ни по одному пункту обещания не были выполнены. Результатом непоследовательной политики Воронина, основанной на лживых обещаниях, стало полная потеря доверия к нему и к партии».

Впрочем, у Воронина иная точка зрения в этом вопросе. «Я считаю, что непоследовательность - это комплимент для нашей партии, а не обвинение, еще одно доказательство того, что мы – не закостенелые догматики и ретрограды, находящиеся в плену искусственных доктрин», - заявил лидер ПКРМ в одном из своих интервью. Видно, снова бесы нашептали!

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    Интересно, сколько еще осталось идиотов, верящих ему и готовых за него голосовать?
    Поистине, какой народ-такие руководители.

  • x

    Может хватить в каждом номере печатать о Воронине? Газета, почему нет фамилии автора статьи? Вы превратились в сплетницу. Чей заказ выполняете?

  • x

    Мутант хренов! Проклятие тебе на голову, молдавский Горбачев! Тьфу на тебя, сволочь!!!

  • x

    НИЧЕГО НОВОГО...БЕСЫ ЭТИ ДАВНО ИЗВЕСТНЫ.ЭТО ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАСТь К КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ ВАЛЮТЫ.И ЗА ЭТО САМОЕ,КАК ЗА ЯЙЦА,ЕГО И ПОДВЕСИЛИ.НАСТОЯЩИЙ КОММУНИСТ ГОРБАЧЕВСКОГО ПРИЗЫВА.