Город

Бездомные - визитная карточка Кишинева?

05.10.2018, 06:00
{Бездомные - визитная карточка Кишинева?} Молдавские Ведомости

Журналист Леонид Школьный попытался помочь бездомной женщине, живущей на троллейбусной остановке у столичного вокзала. С каждым годом число таких стариков-бомжей растет. Большинство страдает психическими отклонениями. Власть отстранилась от решения этой проблемы.

«Молдавские ведомости» уже рассказывали о несчастной бездомной, которой пытался помочь кишиневец Леонид Школьный. «Эта женщина живет на остановке уже несколько месяцев, - рассказал он. - Здесь она ест, спит, переодевается, ходит под себя (смрад стоит такой, что к остановке не подойти) и встречает гостей города, олицетворяя собой столицу и отношение властей к населению».

В новой публикации Леонид развил сюжет: «25 сентября она еще находилась на остановке. Беседовал с ней подробно о ее житье-бытье. История, конечно, невеселая, но богатая яркими подробностями. Некоторые можно смело делить на два, а то и пять. Зовут ее Шадчина Надежда Михайловна, 1948 года рождения. Раньше жила на Флорилор, 18/2, кв.15. Документы украли, квартиру уже три раза перепродали (бандиты, как она говорит). Полиция отказалась ей помогать. Полицейские на улице изредка подходят, их единственная просьба - вести себя тихо...

Муж давно умер, родственников нет. Стоит в филиале НКСС сектора Рышкань на очереди в дом престарелых - в третьей сотне! Живет на улице уже семь лет. До пенсии работала буфетчицей в республиканской прокуратуре. Была три раза в приюте для бездомных, но после того, как у нее украли там все вещи, полученные в собесе, считает, что на улице лучше. Люди приносят еду, дают иногда по лейчику, хватает на хлеб и воду. Беспокоят мальчишки, крадут вещи. (Напомним, что рядом, на руинах бывшей гостиницы «Националь» образовалась колония беспризорных детей, которые живут нищенством и воровством, промышляя в районе вокзала и окрестных улиц. - Ред.).

Иногда, по ее словам, ходит в баню. Правда, не знает, что баню на Котовского (Александри), ниже рынка, уже снесли. И на Панфилова тоже. В общем, она много чего еще рассказывала про себя и свою жизнь - про отца, якобы генерал-майора медицинской службы, про деда, Спасова Дмитрия, «кишиневского рантье, который при румынах имел целый квартал домов», про то, как «служила в Афганистане медсестрой» и т.д.».

Новая встреча Леонида Школьного с Надеждой Шадчиной прошла совсем не в положительном ключе: «После нескольких дней отсутствия баба Надя появилась на остановке. Сначала я обнаружил ее в таком виде (см. фото). Думаю - спит, не буду беспокоить... Подошел через пару часов, думаю - надо решать вопрос с ее устройством. Хотел ей предложить сельский дом нашей общей знакомой в Сынжерейском районе или один из приютов для бездомных в Кишиневе или Ставченах.

Она как раз проснулась и спросонья никак не могла обуть вторую свою туфлю. Стараясь не дышать носом, подталкиваю ей туфлю. Она меня явно не признала, была хорошо подшофе. Общалась, не выбирая выражений. Требовала: «Я 50 лет курю и хочу сигарету!». Закурила, затянулась, закрыла глаза и погрузилась в дремоту, показывая, что разговор закончен...

Теперь я понял, почему она не хочет в приют - там не дадут выпить, покурить, да и вообще - нет свободы... На этом наш разговор закончился. Что делать дальше - ума не приложу, но энтузиазм у меня как-то резко поугас».

Подобных стариков с явными признаками психических расстройств в столице много. Как и чем им помочь - никто не знает. В ходе реформирования в 2014 году службы охраны психического здоровья бывшим министром здравоохранения Андреем Усатым было изменено законодательство. Отныне людей с психическими отклонениями можно госпитализировать только с их согласия или с согласия ближайших родственников. Снят запрет ограничений на рассмотрение жалоб от лиц, признанных невменяемыми. Усатый объяснял необходимость перемен «чрезмерным» процентом госпитализации таких больных, а их изоляцию от общества называл дискриминацией.

Главная цель власти – сократить количество пациентов в психиатрических медучреждениях – достигнута. Полностью реформировать эту сферу обещают к 2024-2026 годам. Нужно быть готовым к тому, что число таких людей, как бабушка Надя, значительно вырастет. И, как в Средние века, юродивые будут бродить по улицам и просить подаяния.

Николай МЕНЮК

Комментарии (0) Добавить комментарии