Город

Большой муниципальный распил

28.04.2017, 06:00
{Большой муниципальный распил} Молдавские Ведомости

Действия властей по ликвидации последствий апрельского снегопада все больше критикуют. Несмотря на предупреждения, снегопад стал неожиданностью для чиновников. Все их решения как на местном, так и на национальном уровнях принимались со скрипом и cбольшим опозданием. Да и откуда взяться решениям, если в нашей стране все законодательные акты по регламентации ЧП носят чисто популистский характер, а на уровне ведомств и предприятий нет планов действий? В результате, по предварительным расчетам, ущерб в столице - 70 миллионов лей.

Муниципальный совет Кишинева 25 апреля в принял срочное решение об увеличении резервного фонда с 10 до 30 миллионов лей. Это только начало! Деньги пойдут на ликвидацию последствий аварии и компенсацию семье первой жертве бездействия властей – работника начальной школы №90, который погиб под обрушимся деревом. 

 

Во время снегопада власть прячется, как медведь в берлоге

21 апреля власти Кишинева объявили в городе чрезвычайное положение в связи со снегопадом. Людей призвали не покидать дома, но забыли объявить этот день выходным. Все пошли на работу пешком по сугробам, по оголенным проводам, под падающими деревьями. А те, кто не пошел согласно внутренним приказам предприятий, сейчас в недоумении.

21 апреля, когда бушевала снежная буря, ГП «Registru» издало распоряжение на работу не выходить, и более 70 процентов сотрудников остались дома. А потом узнали, что должны написать заявление, прося отгул за свой счет:  деньги удержат из зарплаты!

 «Кишиневский международный аэропорт перестал работать еще ночью, оказался заблокированным, накрылся и сайт, пишет в своем блоге Михаил Полянский (https://poleanskii.wordpress.com/2017/04/21/stihiinoe-bedstvie/). - Появилась новость, что скорая помощь не выезжает, пропал интернет, начались отключения света. Общественный транспорт не вышел на улицы (за исключением нескольких автобусов), троллейбусные линии оборваны, кое-где к земле прислонились и столбы. Ходят слухи о погибших под поваленными деревьями и от удара тока… При этом лишь к 9 утра появились признаки существования властей… Порекомендовали не выходить на улицы, премьер также посоветовал сидеть дома (это в рабочий-то день!).

… Вместо того, чтобы создать чрезвычайный штаб, собрать по тревоге всю полицию, еще ночью вывести коммунальные службы, солдат, карабинеров на расчистку завалов, объявить о выходном дне - что приходит в голову каждому адекватному человеку - власть лепетала что-то невнятное, опаздывая со своими дурацкими рекомендациями и не предпринимая в первые часы ровно никаких мер… С одной стороны, говорят, что сложилась чрезвычайная ситуация, с другой стороны, уже несколько часов выясняют, кто уполномочен ввести особый режим: премьер, президент или парламент».

 

Потерянная функция государства

«Если бы 20 апреля в Кишиневе случилось землетрясение силой 7 баллов, то и сегодня на улицах все еще валялись бы разлагающиеся трупы, а горожане беспомощно и сиротливо копошились среди дымящихся руин, - написал в соцсети Марк Ткачук. - Определенно: за последние восемь лет у власти полностью атрофировалась функция общесоциального сервиса. Того, которым занимается любая власть - от демократической до диктаторской, от персидских деспотов до египетских фараонов. Не только отнимать, заковывать в кандалы, гнать на галеры и сжигать на кострах, но и приходить на помощь, обеспечивать безопасность, вселять уважение и поднимать собственный авторитет.

Молдавская власть во всех своих ипостасях этого не делает. И только от того, что мы - то есть общество - ей больше не нужны. Мы безопасны, неорганизованны, эгоистичны, легковерны. Наш голос - ничего не стоящая и давно битая карта. Мы с готовностью обсуждаем фальшивые угрозы, изобретенные властью, участвуем в фальшивых выборах и упрямо выбираем между злом и злом. С точки зрения власти - мы наивное и тупое быдло, недостойное и толики внимания. И если власть театрально влезает в гущу поваленных крон, включает бензопилы… то исключительно для того, чтобы убедить своих внешнеполитических партнеров, что ей известны правила приличия, что, несмотря на свою людоедскую репутацию, она умеет пользоваться ножом и вилкой».

 

Все, что нужно было делать, есть вплане ассоциации с ЕС

«Местные власти (например, в Кишиневе) не в состоянии снизить пагубное воздействие стихийных бедствий с помощью превентивных действий (уход за деревьями, укрепление электрических столбов и др.), - пишет эксперт Дионис Ченуша. - Понимание рисков, которые могут увеличить последствия стихийных бедствий, необходимое условие для того, чтобы избежать крупных неудач в управлении кризисными ситуациями и обеспечении минимального уровня гражданской защиты. В то же время… европейцы разрабатывают новые инструменты для преодоления последствий стихийных бедствий в пределах ЕС».

Несмотря на увлечение евроинтеграцией, власть про эти компоненты забыла. Хотя все действия по гражданской защите при стихийных бедствиях указанны в плане ассоциации с ЕС. Читал ли его кто-то вообще?

А вот отечественная законодательная база по ЧП далека от идеала. Единственный более или менее адекватный документ - положение о классификации чрезвычайных ситуаций и порядке сбора и представления информации в области защиты населения и территории в случае ЧС, принятое правительством в 2010 году (http://lex.justice.md/ru/336766/). Но оно  поверхностно. Подробные инструкции должны быть на местах. Но они появляются уже постфактум: так возникли документы, регламентирующие действия в момент наводнений и пожаров (http://dse.md/ru/node/32).

На уровне каждой структуры таких регламентов нет. Между тем раньше каждая организация, независимо от профиля, имела закрепленную за ней территорию. Работала система гражданской обороны, ее штаб знал о каждой единице техники в любой организации, на предприятии, за кем закреплены люди, продовольствие, медикаменты. Все расписывалось детально, все знали, что делать с первой минуты.  

 

Дети в списке последние?

Генпримар Дорин Киртоакэ отчитался на экстренном заседании МСК о том, что на расчистку улиц брошены все силы коммунальщиков, и попросил помочь частные фирмы. Он привел статистику ущерба: повалено 10 тысяч деревьев, упали 130 электрических столбов, еще 700 в аварийном состоянии, более 1550 обрывов кабеля. Повреждено 250 автомобилей и примерно 3 000 кв. метров крыши, пострадали около 150 квартир, в нескольких микрорайонах нет электричества. Уличное освещение отключено во избежание несчастных случаев. Привлечены отряды карабинеров, полиция, более 60 единиц спецтехники.

Руководитель МП «Зеленое хозяйство» Елиферий Харуца заявил, что зарегистрировано около 1500 звонков от граждан, требующих убрать деревья и массивные ветки, упавшие на окна, балконы, машины. Однако у предприятия всего семь подъемников и шесть тракторов с прицепом на весь город!

По расчетам МП «Lumteh», нужно 11 миллионов лей для восстановления сетей. Есть участки обрывов электрокабеля, до которых невозможно добраться. На уборку снега и разбрасывание противогололедных реагентов ушло около миллиона лей. Снегоуборочные машины старые, их ремонтировали их по три раза за ночь.

Управление электротранспорта муниципия 20-21 апреля понесло ущерб в размере 2,2 миллиона лей. По словам его главы Георге Моргоча, такого еще не было: «20 апреля - 28 обрывов линий, самые поврежденные на отрезке бульвар  Штефана чел Маре - железнодорожный вокзал и парк «Алунелул» - фабрика Zorile». В воскресенье все линии были отремонтированы.

Глава управления жилищно-коммунального хозяйства Петру Гонтя заявил, что для сбора и эвакуации сломанных деревьев понадобится месяц-полтора. Работы затруднены из-за припаркованных во дворе машин и малого числа сотрудников.

Между тем Киртоакэ отрапортовал, что все учебные заведения разблокированы ко вторнику, когда дети вышли с каникул. На самом деле сложилась катастрофическая ситуация. Ветки продолжают висеть на проводах над площадками. Убирают их своими силами родители и сотрудники. Как могут, без инструкций. Такая халатность привела к гибели рабочего, которому, в отличие от чиновников, было не все равно, что деревья могут упасть на детей…

Зато ветви убирались с обочин основных улиц, где могли и полежать. Не мудрее ли было сначала очистить территории детсадов и школ, больниц? 

 

Зачем считать деньги в чрезвычайной ситуации?

В понедельник МСК принял решение об увеличении резервного фонда. По словам примара, придется обратиться к центральным властям, чтобы покрыть возросший дефицит муниципального бюджета. Советники единогласно проголосовали за документ, однако претензий предъявили немало.

Например, мэр отказался представить конкретные расчеты о расходах на ликвидацию последствий стихии: «Зачем нам эта бюрократия в чрезвычайной ситуации?». Однако впоследствии согласился созвать комиссию по распределению средств резервного фонда на открытое заседание. И во второй половине дня 25 апреля стало известно, что 11,7 миллиона лей уже выделены. Так, 4 миллиона получит главное управление ЖКХ на транспортировку и эвакуацию древесины и ремонт крыш. МП «Зеленое хозяйство» получит 2,7 миллиона лей на оборудование, транспортные услуги, оплату труда. «Exdrupo» - 2 миллиона на уборку улиц и ремонт проезжей части. Управление электротранспорта - 1,7 миллиона на восстановление электролиний и замену столбов. «Lumteh» - 500 тысяч лей на восстановление освещения и замену столбов. Претуры - по 100 тысяч лей на вывоз древесины.

Кроме того, комиссия приняла решение о выделении 20 тысяч лей семье Михаила Филипского, который скончался 25 апреля на территории начальной школы № 90 на Ботанике.

 

Советники дали советы

Советник от фракции коммунистов и беспартийных Василий Киртока заявил, что его холдинг занимается расчисткой своих территорий, однако может помочь городу. Но никто из администрации к Киртоке не обратился. «А ведь неплохо было бы собрать экономических агентов и кинуть клич, - сказал он. - Поверьте, тогда, возможно, и деньги не надо было бы выделять». Киртоакэ парировал: мол, претуры и управления мэрии сотрудничают с экономическими агентами. Однако сколько их готовы помочь и кто – уточнить не смог.

Социалисты и вовсе заявили, что генпримар только пиарится, и спросили: почему примэрия не созвала срочное заседание, не разработала план оперативной мобилизации? Почему в пятницу утром движение общественного транспорта было заблокировано, почему дороги не расчистили? Почему не объявили выходной? Еще в четверг вечером все знали, что надвигается циклон, и мэр должен был созвать комиссию по ЧС, что входит в его обязанности. И тогда утром в пятницу город не был бы парализован.

 

«В течение года восстанавливали города после войны!»

Лидер социалистов Ион Чебан заявил, что нужно было мобилизовать сразу все подразделения мэрии, муниципальные предприятия, а не отдельные команды. В ночь с четверга на пятницу «Exdrupo» должно было чистить дороги:  «Ребята вышли только к обеду пятницы - надо было увольнять руководство. Первое, что нужно было сделать, – карту проблемных зон: социальные учреждения, маршруты, обрыв сетей… Подключить в срочном порядке «Lumteh» и частников с лицензией на проведение работ. В этих случаях не требуются процедуры госзакупок. Устранить проблемы с кабелями, которые валяются где попало, можно за полтора дня. Должны быть горячие линии для приема запросов от граждан в примэрии и в претурах, колл-центры с мультифункциональными бригадами для оперативного реагирования. Где это все было? В течение года города восстанавливали города после войны!.. Думаю, как и все последние 10 лет, реакция примэрии была запоздалой, не всеобъемлющей, непрофессиональной, губительной».

Советник от НЕПМ Руслан Кодряну заявил, что в своем районе не нашел ответственных ни за электричество, ни за упавшие деревья:  оперативные команды, озвученные мэром, не работали. Но Киртоакэ критика только злила. Он заявил, что мэрия сделала все от нее зависящее, и призвал горожан помочь в устранении последствий снегопада: «Оставьте дома галстуки и костюмы, начните наводить порядок вокруг офисов и предприятий». Но уже вечером в телеэфире призвал не вмешиваться – пусть  работают специальные службы: «Не надо пытаться повалить дерево, которое может упасть на человека. Случай на Ботанике с тремя работниками, которые пытались повалить дерево своими силами, показал: одному человеку это стоило жизни».

 

Откуда дровишки?

Спор в МСК разгорелся из-за древесины, собранной на улицах. Советники предлагают ее распределить малоимущим семьям.

Ион Чебан рассказал, что уборка деревьев превратилась в мародерство. Граждане, воспользовавшись растерянностью муниципальных служб, стали распиливать деревья, делая вид, что расчищают дворы, а на самом деле с целью забрать все на дрова. Сплошь и рядом подъезжают машины, группа людей распиливает деревья и забирает древесину. А жителям, которые решили помочь в уборке, сотрудники МП грозят штрафами!

Чебан отметил, что на складах МП «Зеленое хозяйство» древесины подозрительно мало: «Либо они еще ничего толком не убрали, либо деревья на склады не привозятся». Также советник опубликовал фото: на республиканском стадионе (временный склад) - лишь мелкие ветки.

В свою очередь либерал, министр экологии Валерий Мунтяну забил тревогу в соцсетях: «некоторые гениальные граждане» срезают здоровые деревья с целью разжиться дровами либо расчистить площадку под застройку… Думается, эти истории еще аукнутся жителям столицы!

Ольга ЗЛАТАЯ

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    КОНЕЧНО ЕСЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ТЕЛЯТСЯ УЖЕ КАК НЕДЕЛЮ.А НАРОД МОЛДОВЫ ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ,ДА И НЕКОТОРЫЕ НЕМНОГО ВОРОВИТЫЕ. ВОТ И ПОЛЬЗУЕТСЯ КАК И ВЛАСТИ ТЕМ ГДЕ ПЛОХО ЛЕЖИТ. КТО-ТО БАНКИ ГРАБИТ И ГРАЖДАН ,А КТО-ТО ДРОВИШКИ.