Власть начинает признавать, что Молдове жизненно необходимо сотрудничество с СНГ
Министр сельского хозяйства и пищевой промышленности, вице-премьер-министр Владимир Боля заявил, что Молдова стремится подписать двусторонние соглашения со странами СНГ в области сельского хозяйства и санитарного контроля. В эфире Jurnal TV он сообщил 4 апреля, что Молдова подписала в этих областях 24 соглашения в рамках СНГ, и ни одно из них не денонсировано.
«Эти документы касаются признания фитосанитарных сертификатов и ветеринарных сертификатов, - сказал вице-премьер, цитируемый Инфотаг. - Мы их проанализировали. Не денонсирован ни один документ из числа тех, которые работают и приносят пользу гражданам и экономическим агентам. Это означало бы, что мы в одну секунду остановим экономическую деятельность тысяч экономических агентов».
По словам главы минсельхоза, через МИД идет подготовка к подписанию двусторонних соглашений: «Мы будем подписывать такие документы на двусторонней основе для каждого из этих государств, потому что сегодня мы экспортируем на рынок СНГ около 50 процентов нашей продукции: винограда, яблок, наливных вин».
Ранее пресс-секретарь правительства Даниел Водэ заявил, что у Молдовы подписано 282 соглашения в рамках СНГ, из которых 79 - на стадии расторжения, по 120 начаты соответствующие процедуры, а по 36-ти процесс денонсации завершен. Он также подчеркнул, что «денонсации подлежат только те документы, которые не работают или не приносят реальной выгоды гражданам Молдовы».
В этой связи следует процитировать и главу МИД
РМ Михая Попшоя. Молдова не планирует вводить визовый режим со странами СНГ, с
Россией, заявил он. Правда, на рассмотрении у депутатов законопроект о
денонсации соглашения о безвизовом передвижении граждан государств – членов СНГ.
Это, по мнению оппозиционных сил, может привести к введению визового режима с
Россией и странами Содружества. Но нет: визовый режим со странами СНГ и РФ «невозможен
до тех пор, пока ни одна страна не денонсировала договор о свободном
передвижении, таких рисков нет.
По крайней мере, с нашей стороны таких планов
нет, сказал Попшой, отметив, что соглашение о безвизовом передвижении
граждан государств СНГ бесполезно просто потому, что его денонсировали Россия,
Казахстан и некоторые другие страны: «Там остались только Кыргызстан,
Таджикистан и Молдова, насколько помню... Свободное передвижение – результат
двусторонних соглашений, которые у нас есть практически со всеми странами СНГ».
Можно все эти заявления понять так, что на фоне опасного торможения экономического роста власть призадумалась о том, не стоит ли перестать демонизировать Содружество и торговые связи на восточном направлении? Тем более, что Еврокомиссия просто ничего не ответила на очередное письмо с просьбой оказать поддержку молдавским фермерам.
Сообщивший об этом глава минсельхоза Владимир Боля даже поностальгировал по тем временам, когда в Советской Молдавии (как сказал ведущий телепередачи – «при коммунизме») было 1,128 миллиона коров. Сейчас - поголовье в 15 тысяч коров. Восстановление животноводства потребует миллиардов: коровник на сто голов обойдется в миллион евро, сказал министр.
Ранее Боля называл колхозную систему ирригации в МССР «богатством, варварски уничтоженным в 90-е годы», и отмечал, что советские агрокомплексы на Украине и в Румынии прошли через процесс модернизации и работают, а в Молдове были разрушены. Также он указал, что в МССР поливом было обеспечено 300 тысяч гектаров, для труб подбирали специальный металл, а «мы проявили варварское отношение - и не только к ирригации, но ко всему наследию, которое досталось нам».
Боля отмечает, что даже там, где системы ирригации восстановлены, они не используются как надо: «Аграрий, который ими владеет, не хочет поливать что-то еще сверх своих 14 гектаров при потенциале в 3,8 тысячи». При этом просят компенсаций за электроэнергию, используемую при поливе, на которую у государства средств нет. Министр вообще предлагает ввести плату за неиспользуемые ирригационные системы.
Все это говорит о том, что экономика в тупике не просто так, не из-за войны, которую изображают в виде старухи с клюкой, которая пришла и все развалила. Нет, дело в стратегиях, которые пора менять. Иначе все мы останемся без куска хлеба и будем поглощены алчным соседом, который давно этого ждет.
Михаил БОРШ
Новости по теме
- Вчера, 18:00
- Вчера, 17:48
- Вчера, 17:45
- Вчера, 16:33
- Вчера, 15:02
- Вчера, 14:28
- Вчера, 12:13
- Вчера, 11:47
- Вчера, 09:24
- 21.11, 18:27
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 18:00
- Вчера, 17:48
- Вчера, 17:45
- Вчера, 16:33
- Вчера, 15:02
- Вчера, 14:28
- Вчера, 12:13
- Вчера, 11:47
- Вчера, 09:24
- 21.11, 18:27
Согласно подсчетам Ассоциации Moldova Fruct, в марте 2024 года страна отправила на внешние рынки почти 22 тыс. тонн яблока на сумму $13,6 млн (в феврале – 16,3 тыс. тонн на $10,1 млн, в январе – 14,1 тыс. тонн на $7,9 млн)
Для сравнения: в марте 2023 года из Молдовы было экспортировано 19,4 тыс. тонн яблока на сумму $11,7 млн, в том же месяце 2022 – 11,4 тыс. тонн на $5,1 млн.
В прошлом месяце на российский и белорусский рынки было отправлено, соответственно, 12,4 тыс. тонн и 2,4 тыс. тонн молдавского яблока. Вместе с тем, в марте 2024 года по сравнению с предыдущим месяцем Молдова более чем вдвое увеличила поставки яблока в Румынию – до 3,6 тыс. тонн. Так же, как ранее и прогнозировали аналитики EastFruit, Молдова значительно увеличила экспорт яблока в страны Центральной Азии: Кыргызстан – более 1 тыс. тонн. Казахстан – 813 тонн, Узбекистан – 140 тонн. Вероятно, на рынках ЦА молдавское яблоко отчасти замещает иранское.
При этом стоит отметить, что в марте Молдова несколько снизила экспорт яблока в страны Ближнего Востока. Так, в частности впервые в 2024 году, за прошлый месяц суммарный объем поставок яблока в Саудовскую Аравию опустился ниже 1 тыс. тонн.
Представители Moldova Fruct оценивают товарные остатки яблока урожая-2023 в складах сельхозпроизводителей и трейдеров примерно в 60 тыс. тонн. Если мартовский темп экспорта сохранится в последующие два-три месяца, то этот объем продукции вполне может быть реализован на внешних и внутреннем «свежем рынке», на промышленную переработку ее уйдет совсем немного.