Экономика

Борцы с коррупцией или терминаторы?

16.06.2015, 05:08
{Борцы с коррупцией или терминаторы? } Молдавские Ведомости

Инвестор безосновательно задержан на 72 часа по обвинению в отмывании денег

5 июня наша газета написала о проблемах иностранного инвестора - компании «Online IPS» SRL, которая обратилась с открытым письмом к президенту, защищаясь от давления национального центра по борьбе с коррупцией. 9 июня мы обратились к начальнику НЦБК Виорелу Кетрару с просьбой разъяснить ситуацию вокруг компании. Пресс-секретарь центра Анжела Старинская сообщила, что Кетрару в принципе не дает никаких интервью, но обещала содействие. Тем не менее, никакого ответа от главы НЦБК мы не получили. Более того, последовала реакция: директор компании, гражданин Израиля, имеющий вид на жительство в Кишиневе, был задержан  на 72 часа.

Речь в статье шла о том, что под видом борьбы с отмыванием денег профильная служба,  входящая в состав НЦБК и возглавляемая Василием Шарко, занимается не защитой государственных интересов, а разрушением такого важного сегмента экономики, как инвестиции: производятся всевозможные действия, которые ведут к разрушению бизнеса. Делается все, чтобы «внедриться» в чужие компании или же с определенными интересами заблокировать их деятельность. В данном случае сотрудники службы Шарко парализовали деятельность компании «Online IPS», угрожая уголовным преследованием группе граждан США – пионеров молдавского рынка интернет-торговли. Специфика этого вида бизнеса состоит в том, что клиенты, приобретая товары на интернет-сайтах, оплачивая их банковскими картами. «Online IPS», обрабатывает платежи с использованием международных платежных систем Visa и Master Card. Аналогичную деятельность уже много лет учредители компании проводят в других регионах мира, и нигде она не вызывала ни подозрений, ни сомнений.

Напомним: 30 апреля начальник службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег  вынес решение о приостановлении всех операций компании по банковским счетам на пять рабочих дней. Затем работники службы Шарко, не пытаясь разобраться в деятельности компании, обратились в суд, требуя еще 30 дней для блокировки банковских счетов. Суд охотно пошел навстречу – но не бизнесу, а  правоохранительным органам. Вместо того, чтобы объективно разобраться и установить законность приостановления операций по счетам, судьи, основываясь на ложных заявлениях борцов с коррупцией, обвинили компанию в отмывании денег, хищении денег с банковских карточек, нанесении ущерба бюджету. Объяснения представителей компании, подтвержденные документами, при этом игнорируются. Все это поставило под удар  деятельность «Online IPS», начатую менее года назад. Предприниматели убеждены: в данном случае национальный центр по борьбе с коррупцией выступил как терминатор, разрушающий бизнес, а суд – как его орудие.

В сложившейся катастрофической ситуации  «Online IPS» лишена возможности перевода средств, полученных от покупателей, на счета продавцов, а клиенты компании, уже оплатившие товары, не могут их получить. Репутация компании под угрозой, а растущие убытки могут привести к прекращению деятельности.

Кто от этого выиграет? Репутация Молдовы как государства, в котором инвесторов пытаются доить чиновники и судьи, вновь подтверждается. В стране любой бизнес могут заблокировать под предлогом подозрений в отмывании денег, а долгие разбирательства приведут бизнесменов в мертвую зону потери доходов.

На этом фоне у нас создаются все новые и новые структуры по борьбе с коррупцией. Так, неделю назад сообщили о создании специального подразделения для противодействия коррупции среди чиновников и госслужащих, а также для расследования случаев нанесения ущерба общественным интересам в особо крупных размерах. Мы попросили Виорела Кетрару объяснить, чем конкретно оно будет заниматься, по какому принципу будут отделять крупную коррупцию от мелкой и можно ли считать, что новое подразделение создано для того, чтобы вернуть деньги, выведенные из банковской системы. Ответа до сих пор нет. 

При представлении новой структуры было сказано, что раньше главы госучреждений были практически недосягаемы для закона. Что мешало вести мониторинг деятельности элиты власти и как реорганизация даст возможность добраться до коррупционеров высшего ранга, имеющих формальный и неформальный иммунитет? Мы напомнили г-ну Кетрару о том, что с свое время НЦБК был создан в результате реорганизации центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, но это не помогло предупредить расхищения банковской системы.

Мы также намеревались задать главе НЦБК и такой вопрос. Считается, что в Молдове взятки изначально закладываются в себестоимость продукции при планировании бизнеса. Не получается ли, что страна стала привлекательна для инвесторов именно с этой стороны – сюда стремятся те, кто знает правила игры, а честные предприниматели уходят?

Отметим, что случай с «Online IPS» - не первый и, видимо, не последний. Немецкая компания Draexlmaier Group, зарегистрированная в свободной экономической зоне Бельц, обратилась за помощью к власти, заявив, что контролирующие органы, в том числе и налоговая инспекция, явно превышают свои полномочия. В связи с этим возникает вопрос: существует ли механизм оперативного вмешательства НЦБК в случае, если становится известно о том, что у иностранного инвестора вымогают деньги за право работать на рынке? А главное – что делает НЦБК, если ему не дают работать сами борцы с коррупцией, в данном случае - профильная служба,  входящая в состав самого центра? Где ведется учет подобных обращений? Может ли налогоплательщик с ними ознакомиться? Какая надзирающая организация может проверить жалобу на коррупционные действия сотрудника центра по борьбе с коррупцией? Ведь если центр подчинен непосредственно парламенту, легко сделать вывод о том, что деятельность его работников  проверяют только структуры самого НЦБК, а то есть никто. Фактически эта структура работает и обладает независимостью большей, чем у президента.

В сложившейся катастрофической ситуации  «Online IPS» лишена возможности перевода средств, полученных от покупателей, на счета продавцов, а клиенты компании, уже оплатившие товары, не могут их получить. Репутация компании под угрозой, растущие убытки могут привести к прекращению деятельности.

Кто от этого выиграет? В итоге репутация Молдовы как государства, в котором инвесторов пытаются доить чиновники и судьи, вновь подтверждается. В стране любой бизнес могут заблокировать под предлогом подозрений в отмывании денег, а долгие разбирательства приведут бизнесменов в мертвую зону потери доходов. 

4 июня компания обратилась к президенту Республики Молдова Николае Тимофте, тогдашнему премьер-министру Кириллу Габуричу, спикеру парламента Андриану Канду, министру экономики Стефану Кристофу Бриде, руководителю Миссии Европейского Союза в Республике Молдова Пиркке Тапиола, Чрезвычайному и Полномочному Послу США в РМ Джеймсу Петтиту, главе Бюро Совета Европы в Республике Молдова Хосе Луису Эрреро, главе Представительства Всемирного Банка в РМ Алексу Кремеру, главе Миссии ОБСЕ в Республике Молдова, г-ну Скенлану. . На сегодняшний момент ситуация не только не продвинулась в сторону решения, а, наоборот, усугубилась. Скажите, что должно произойти, чтобы наши чиновники стали отвечать за свое бездействие?

Артур ВЕРДЕШ

 

Комментарии (0) Добавить комментарии