Экономика

«Было землетрясение, впереди цунами»

11.06.2020, 12:38
{«Было землетрясение, впереди цунами» } Молдавские Ведомости
Последствия пандемического кризиса для экономики будут ощущаться еще довольно долго, а экономический кризис, по сути, еще не начался, он впереди. Такое мнение разделяют все участники публичных дебатов в IPN „Кризис в Молдове как индикатор упущенных возможностей и повод для перемен”.

Исполнительный директор Ассоциации европейского бизнеса Мариана Руфа сослалась на исследования немецких и шведских экспертов, которые прогнозируют начало экономического кризиса на конец текущего года, а его развитие – на 2021. „То, что происходит сейчас – это не кризис, это шок, удар по экономике, который нанесла пандемия. Кризис как таковой только предстоит. Было землетрясение, теперь последует цунами”, - говорит Мариана Руфа.

Бывший вице-премьер-министр Александр Муравский также считает, что с окончанием пандемического кризиса улучшения в экономике не произойдет. „Мы, как и весь мир, находимся в состоянии неопределенности. Ситуация нова и непонятна, поэтому прогнозов множество и они разнятся. С одной стороны, в Европе началось оживление, это дало определенную надежду на открытие границ и подвижки по экспорту, но с другой стороны – в некоторых европейских странах уже снова требуют введения карантина. Это лихорадка, которая создает трудности в принятии решении, выборе модели и строительстве прогнозов. Когда волна пандемии только поднималась, мир готовился к небольшой рецессии, но теперь МВФ прогнозирует падение мирового ВВП на 5%”, - отметил Александр Муравский.

По его мнению, для Молдовы нынешний кризис гораздо тяжелее того, с которым пришлось столкнуться в 1998 году. „Тогда кризис был исключительно финансово-экономическим, сегодня ситуация совершенно иная – слишком много неопределенности”, - подчеркивает экономист.

Разъясняя разницу между ситуацией 20-летней давности и нынешней, он напомнил, что „кризис 1998 года был внезапным и стремительным”. „Объявленный 17 августа Россией технический дефолт стал шоком, который привел к ощутимым потерям, но уже к концу 1999 года Молдова вновь вернулась к росту экономических показателей. Добиться этого удалось, потому что был понятен характер кризиса. Сегодня такого понимания нет. Обсуждаются разные модели, но правительство вынуждено действовать ад-хок, и скорее всего, такая ситуация продлится до следующего года”, - говорит Александр Муравский.

Постоянный эксперт проекта Штефан Глиор тоже не исключает, что в Молдове возможен новый виток кризиса с более тяжелыми последствиями для экономики. „Причина, во-первых, в том, что меры по борьбе с пандемией были в Молдове запоздалыми и недостаточными. Это спровоцировало кризис в медицинской системе и лишило эффекта остановку экономики на два месяца. Во-вторых, в Молдове не оказалось механизмов, которые помогли бы минимизировать последствия пандемии. Например, электронного государства. Мы вынуждены контактировать физически и в бизнесе, и по социальным вопросам, и для получения государственных услуг», - говорит Штефан Глигор.

По его мнению, „система здравоохранения работает сегодня в Молдове на своем пике, и если ей не помочь справиться с задачами, следует ждать нового витка пандемии и экономического кризиса”.

Публичные дебаты „Кризис в Молдове как индикатор упущенных возможностей и повод для перемен” были организованы в рамках проекта „Преодоление стереотипов о евроинтеграции через коммуникацию”, который информационное агентство IPN реализует при поддержке Фонда Ханнса Зайделя. 

Комментарии (0) Добавить комментарии