Быть ли «Унире» после соглашения об ассоциации?
Идея, сформулированная в лозунге «Basarabia - pamint Romanesc» давно овладела частью молдавского общества. Вскружив голову определенной части молдавской молодежи, которая стала стыдиться своих корней, унионисты задействуют ее в шествиях, посвященных идее объединения с «великой Румынией». Да что там молодежь - значительная часть интеллигенции, известные общественные деятели без стеснения заявляют о том, что государственность Молдовы – «явление сугубо временное», так сказать, переходное. В последнее время явно просматриваются намеки на то, что подписание соглашения с ЕС – первый шаг к этому. Объединение Молдовы с «интегрированной в Европу» Румынией для части молдаван стала жизненной целью, мечтой вырваться таким образом из цепких лап бедности и безработицы. Впрочем, кто-то утверждает, что евробюрократы, наоборот, наступают на горло песне «о великом объединении».
Эксперт газеты «Молдавские ведомости» Нина Димогло пообщалась на эту тему с общественными деятелями Молдовы.
Виктор Боршевич, дипломат:
«Румынская карта для Европы уже не актуальна»
- Объединение? Нет. Это исключено. Эти риски были в начале 90-х, сейчас это дело не пройдет. Наша элита этого не позволит. Сейчас условия диктует Европа, да и в Молдове появились игроки посерьезней Румынии. У нас активно развивает свой бизнес Германия.
Однозначно геополитическая ситуация такова, что, когда Россия нас пугала, Запад в тот момент с нами сюсюкал и звал к себе в объятья. В связи с этим равновесие нарушилось. Мы видим, что нас окружают Румыния и Украина. Румынская карта нужна была именно в тот момент.
Даже если мы представим хоть на секунду невероятное… Что будет? Всполошатся венгры. А что будет с Приднестровьем и Гагаузией? Румынам не надо этого триста лет.
С одной стороны - иллюзии некоторых румынских радикалов, которые хотят набить себе политических баллов, с другой стороны – реальность. А в реальности это невозможно.
Игорь Додон, политик:
«Сейчас возможны любые сценарии»
- Мировая и региональная геополитика шагнула в очень динамичный период. Сейчас возможны любые сценарии. Бухарест может посягнуть на территорию Молдовы, но Румыния и сама может столкнуться с территориальными проблемами у себя дома. Мы как страна будем уязвимы лишь в том случае, если окончательно потеряем Приднестровье и Гагаузию. Пока мы имеем их в своем составе - Румыния к нам не сунется, да и не захочет такого объединения. Румыны понимают, что не переварят такую Молдову.
Однако если мы потеряем Приднестровье и Гагаузию, то, повторяю, любые сценарии возможны. И, к сожалению, евроунионисты, что находятся у власти в Кишиневе, своим курсом на Запад толкают страну к вражде и потере государственности.
Николай Цвятков, политолог:
«Соглашение об ассоциации не несет прямых угроз присоединения Молдовы к Румынии»
- Соглашение об ассоциации не несет прямых угроз присоединения Молдовы к Румынии. Но то, с какой безответственностью нынешние власти относятся к национальному суверенитету, истории, языку внушает очень много опасений. Желание подменить историю Молдовы ложными ориентирами в рамках соглашения может стать благой почвой для потери молдавской государственности.
Учитывая комплексное влияние румынской администрации на Молдову, перспективы не очень радужные. Как бы ни были слабы попытки молдаван противопоставить себя ползучему унионизму - это сегодня главная надежда на выживание молдавского государства
Сергей Ильченко, журналист:
«Вообще не вижу причин обсуждать воссоединение или присоединение»
- Не вижу никакой связи между договором об ассоциации с ЕС и присоединением к Румынии. Скорее наоборот: Молдова принимает хотя бы отчасти европейские правила игры и упрочит тем самым свой суверенитет. Вообще не вижу причин обсуждать воссоединение или присоединение к Румынии. Тема, я полагаю, совершенно искусственная. Бэсеску просто пиарится на патриотических чувствах маргинальной части граждан.
Возможно, румыны попытаются внедрить своих чиновников в Молдову - но это просто кадровая политика, а далеко не присоединение.
Ирина Влах, депутат:
«Румыния не научилась уважать молдавскую государственность»
- Жители Гагаузии действительно обеспокоены тем, что под вывеской евроинтеграции произойдет ползучая «румынизация» Республики Молдова и в итоге ее присоединение к соседнему государству. А как не беспокоиться, когда первые лица в Бухаресте – я имею в виду президента Траяна Бэсеску – открыто говорят, что «униря» - их личная задача номер один?
Кстати, Брюссель мог бы на корню пресечь любые разговоры на эти темы, если бы однозначно высказался против самой идеи «унири» и заставил бы официальный Бухарест уважать молдавскую государственность. Увы, почему-то этого не происходит…
Виталия Павличенко, председатель НЛП:
«Так и будет!»
- Подписав соглашение, мы сможем быстрее построить демократическое общество. Мы будем пользоваться всеми правами граждан демократического общества. Наша идея об объединении двух государств сейчас только подкрепляется решением судов, но свободно выражать мы ее не можем. Надеюсь, что с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС у нас будет право свободно выражать свои мысли.
Новости по теме
- Сегодня, 16:47
- Сегодня, 16:44
- Сегодня, 14:04
- Сегодня, 14:01
- Сегодня, 13:39
- Сегодня, 13:34
- Сегодня, 12:37
- Сегодня, 10:42
- Сегодня, 09:39
- Сегодня, 08:22
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 16:47
- Сегодня, 16:44
- Сегодня, 14:04
- Сегодня, 14:01
- Сегодня, 13:39
- Сегодня, 13:34
- Сегодня, 12:37
- Сегодня, 10:42
- Сегодня, 09:39
- Сегодня, 08:22
Америке не нужны сильные национальные государства.
Это факт! Сколько проблем создают Россия и Китай.
Гораздо проще иметь дело со слабенькими феодальными образованиями типа Молдовы. Идеально - чтобы весь мир был как большая Африка. Множество манюсеньких государств погруженых в бесконечные войны и распри.
Настоящими хозяевами мира должны быть американские корпорации.
Браво!