Закон

Чего добились, опустив юридические нормы и Основной закон до уровня плинтуса

03.04.2023, 10:41
{Чего добились, опустив юридические нормы и Основной закон до уровня плинтуса} Молдавские Ведомости

Никто и никогда не мог и не может сказать, что все понимают однозначно нормативные акты, законы. Любая интерпретация формирует содержание нормы, «запертой» внутри текста. Каждый юридический текст  требует толкования.

Простота текста не избавляет от необходимости толкования, потому что такая простота сама является результатом интерпретации.

Различают интерпретацию в узком смысле - интерпретация, придающая смысл юридическому тексту, и интерпретация в широком смысле, которая включает в себя заполнение пробелов в незаконченном тексте.

Юридическая интерпретация – это рациональная деятельность, придающая смысл юридическому тексту. Она превращает смысловой «текст» в юридическую норму - отсюда различие между смысловым значением текста и его юридическом и/или нормативном значении.

Каждый толкователь права также является (должен быть) и лингвистом. Но не каждый лингвист является толкователем права.

Депутат - это еще не законотворец, не знаток в юридическом праве.

Интерпретация - это больше, чем просто лингвистика, она требует найти нормативное сообщение, возникающее из текста.

Юридический толкователь определяет смысл, который должен нести текст, в контексте, относящемся к юридическому толкованию. 

А теперь перечитайте, запомните и спросите: почему у нас, каждый очередной парламент традиционно толкует Конституцию и действующие нормативные акты, законы - по-своему? Изменяет их - по-своему? Занимается ситуативной интерпретацией законов?

Тем самым конституционные правовые нормы опускают до уровня ситуативных. А уже ситуативные нормы меняют в зависимости от личных прихотей и амбиций. Что до настоящего времени свело почти все законодательство к фикции.

Все, что происходило за прошедшие два года и происходит ныне в так называемом молдавском законодательном органе, - явное подтверждение того, что уже юридические нормы и даже Основной закон опустили до уровня плинтуса. И очевидно, что это будет по экспоненте продолжаться.

Но... недолго. До осени, до местных выборов, которые предположительно те, кто считает себя вершителями судеб народа и страны проиграют с треском.

Я больше чем уверен, что их кураторы все это понимают, потому и допускают промах за промахом, и каждый очередной - похлеще прежнего.

В феврале как бы поменяли правительство по принципу - шило на мыло. Но, особенно, во время обсуждения и утверждения очередного режима ЧП, мы все убедились, что ничего в правительстве не изменилось и не изменится. Руководство страны и правительства прекрасно все это осознает. Они осознанно идут к своему концу, кульминация состоится в день объявления результатов местных выборов. После чего президент натужится в последний раз - заменит и нынешнее правительство на победителей осенних местных выборов в необоснованной отчаянной надежде выиграть будущие парламентские выборы.

Только за два последних года тариф на природный газ для домашних потребителей вырос в 3,2 раза, на электроэнергию - в 2,7 раза, розничные цены на картофель - в 2,1 раза, совокупно на зерновые - в 1,4 раза.

Власти все время говорят только об ИПЦ, то есть только об инфляции цен товаров и услуг потребительской корзины. Но ничего - о монетарной инфляции, которая напрямую взаимосвязана с инфляцией доллара и евро (бивалюта). Ничего не говорят об инфляции ВВП, о дефляторе ВВП, которым определяют инфляцию цен производимых в стране товаров и услуг.

Ярчайшим признаком непорядка в странах, где в ходу доллар и евро, особенно в прошлом году и ныне, свидетельствует масштабный банковский кризис. Лопаются системные банки.

Вспоминаем начало 90-х, введение лея. Нам тогда хотя бы временами сообщали, что привозили партии мелких банкнот, которые печатали в Румынии, и более крупные банкноты - из Парижа. Однако за последние лет 20 нет никакой информации о том, где находится печатающий станок, в чьем он ведении и сколько штампуют купюр.

Нам ничего не сообщают, сколько банкнот, пришедших в негодность, вывели из оборота и что с ними стало. Это не мелочь! Если банкноты печатают где-то в ближнем или дальнем зарубежье – списанные обязаны вернуть печатнику. Но есть резонное предположение, что как списанные банкноты никуда не отправляют. Их прихватизируют бравые ребята. Которые неожиданно за ночь становятся миллионерами.

В этом контексте вспомним 2021 год, когда нынешние, тогда только оказавшись у руля, намеревались полностью сменить руководство национального банка, НАРЭ и совета по конкуренции. Но затем все устаканилось. Почему? Не потому ли, что руководят банковскими делами люди, которые далеки от банковских дел, зато близки к окружению бывших и настоящих...

Вспомним, что до июля 2006 года на основании статьи 12 закона о нацбанке №548/1995, НБМ во взаимодействии с правительством обязан были определять и проводить денежную и валютную политику, с учетом экономического и финансового положения государства.

Законом №191 от 30.06.2006 статью 12 исключили. Это была подготовка к будущей банковской краже. С тех пор кто-либо попытался восстановить положение о том, чтобы НБМ совместно с правительством принимал необходимые меры, особенно ныне, в вопросах денежной и валютной политики, с учетом патового экономического и финансового положения государства?

 

Документ политики по части денежной и валютной политики государства, согласно статье 24(5) закона №100/2017 о нормативных актах, обязан был утвердить парламент. Но ведь до настоящего времени ни один парламент не удосужился даже приблизиться к этой теме.

Парламент не утвердил и другой системный документ - основные направления внутренней и внешней политики государства, который должен был утвердить еще с 1994 года, на основание статье 66, d) Конституции.

Парламент не утвердил и документ политики для прокуратуры со смешным названием - о внедрении национальной уголовной и международной политик.

Три системных основополагающих документа отсутствуют. Вот вам и ответ на вопрос - почему в стране, в экономике, у народа и в уголовно-правовом плане плохи дела.

Думитру БАРБАЛАТ

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    Самая серьезная и ответственная работа какими являются законодательная процедура и контроль исполнения мало кто ими владеют. Ни депутаты, ни в Правительстве, а о министерствах и не следует говорить не понимают эти вещи. Даже и в Конституционном суде,смею сказать , тоже не понимаю эти вещи. Много ляпсусов допускают все. Если сопоставить все законодательные акты найдёте множество противоречий, неточность и даже незаконных положений Вот взять к примеру толкование законов. Их толкуют все. А имеют право только суд и Парламент. Но и они запутались Не знают где грань? Когда должен толковать суд и когда парламент. А само толкование воспринимают как закон. Кто несёт ответственность за весь бардак в законодательстве? Минюст! Но сейчас там нет нужных специалистов. И от этого страдаем мы общество,

  • x

    Гарантии народного суверенитета. Руссо считал, что любое правительство стремится к узурпации народного су¬веренитета. Чтобы этого не происходило, необходимо пе¬риодически проводить народные собрания, в повестке дня которых было бы два вопроса:
    1. угодно ли суверену сохранить настоящую форму пра¬вительства;
    2. угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено?
    Еще одна гарантия народного суверенитета – трибу¬нат. Этот особый государственный орган, который наде¬лен функцией контроля и имеет правомочие отменить лю¬бое постановление правительства. Трибунат напоминает такие институты современных государств, как Конститу¬ционный суд или Конституционный совет.
    Согласно общественному договору верховная власть в го¬сударстве принадлежит всему народу: «Одна только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».
    Он допускает существование депутатов, но рассматри¬вает их лишь как комиссаров общей воли, которые не упол¬номочены принимать окончательные решения: «Всякий за¬кон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон»;
    Суверен и правительство. Руссо писал, что «есть две весьма различные условные личности: правительство и су¬верен». Они отличаются своими полномочиями:
    • суверен (т.е. народ) принимает законы;
    • правительство призвано приводить «в исполнение за¬коны и поддерживать свободу как гражданскую, так и по¬литическую».
    Члены правительства действуют только по поручению суверена: «Исполняя это поручение, они, простые чинов¬ники суверена, осуществляют его именем власть, блюсти¬телями которых он их сделал, власть, которую он может ог¬раничивать, видоизменять и отбирать, когда ему будет угодно».
    Значение закона. Закон как выражение общей воли выс¬тупает гарантией защиты индивидов от произвола со сторо¬ны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Только благодаря закону как выраже¬нию общей воли можно обеспечить справедливость, свобо¬ду, равенство индивидов.
    Только подчиняясь законам как выражению общей воли, и можно быть свободным, «ибо они суть лишь записи изъявлений нашей воли». Благодаря закону как выраже¬нию общей воли можно добиться и относительного имуще-ственного равенства: «что до богатства, – ни один гражда¬нин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один – быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать».


Новости по теме

Все материалы →