Политика

Чего мы ждем от Иона Стурзы

25.12.2015, 06:00
{Чего мы ждем от Иона Стурзы} Молдавские Ведомости

Народ больше не выдержит «особого видения экономики», о котором автор стратегии впоследствии будет «сожалеть»

2015 год заканчивается хаосом: правительства нет, правящей коалиции нет, шансов на то, что все будет, тоже нет. А тут еще и кандидат в премьеры Ион Стурза пообещал, что зарплат и пенсий тоже не будет.

 

Переформатирования правого фланга не избежать

По результатам Барометра общественного мнения, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы, ЛДПМ Филата-Стрельца набрала бы 2 процента голосов, либералы Гимпу - 5, группа «европейцев» Лянкэ – 7, платформа «DA» -12. Грустная картина. Понятно, что переформатирования правого фланга не избежать. На этом и сконцентрировали свои усилия западные политики. Выдвижение кандидатом в премьеры Иона Стурзы, объявление о создании партии экс-министра образования Майи Санду, образование партии на базе платформы «DA» - звенья одной цепи.

Если до недавнего времени лидеры «DA» стремились к импичменту Тимофти, то после выдвижения им кандидатуры Иона Стурзы перешли к активной поддержке президента и его креатуры. Такую же поддержку Стурза получил от ЛДПМ – авансом, так как еще не представил свою программу.

Майя Санду, которую объявили чуть ли не молдавской матерью Терезой после того, как она перенесла с учителей на детей всю ответственность за промахи системы образования, уничтожила самые патриотичные предметы - историю государства и географию, собирается использовать свои ликвидаторские навыки уже против страны как таковой. Она не думает о том, куда делись 50-60 процентов выпускников лицеев, которые не получили степень бакалавра.

 

ДПМ не собирается выпускать власть из своих рук

В понедельник 14 депутатов-коммунистов объявили о выходе из фракции и о намерении создать в законодательном органе социал-демократическую платформу «За Молдову». Идею поприветствовали демократы, лидер которых Влад Плахотнюк «вернулся в политику». Выходцы из ПКРМ отметили, что с ДПМ их сближает «множество общих идей и взглядов».

Ради чего создается платформа? Чтобы не допустить референдума за всенародное избрание президента и чтобы не пустить Стурзу в премьеры. Для этого ДПМ поддержит инициативу социалистов об импичменте президента Тимофти, нарушившего порядок выдвижения кандидата в премьер-министры. Если такой сценарий пройдет - и.о. президента становится Андриан Канду, после чего выдвигается новый кандидат в премьеры. Главная задача ДПМ - не допустить досрочных выборов и остаться у власти.

Но эта позиция Демпартии может не устроить Запад, который вполне способен предпринять реальные действия для окончательного решения «вопроса Плахотнюка». Может ли это привести к повторению событий 7 апреля 2009 года?

 

Стурза осознал, что кроме макроэкономики есть еще и люди? 

Никто не забыт, ничто не забыто. Первое правление Стурзы сопряжено для нас с кошмарными воспоминаниями. Во власть он пришел в 1998 году, став вице-премьером по финансово-экономическим вопросам, с марта по ноябрь 1999 года был премьером. Это были страшные времена. «Первое, что мы сделали, - вспоминал Стурза, - стабилизировали финансовую систему. Я перестал выплачивать зарплаты и пенсии. Мы действовали жестко, спасали кровеносную систему страны».

Да, зарплаты и пенсии не платили, а цены между тем в 1998 году увеличились по сравнению с 1991 годом в 1772 раза, в 1999-м - в 2463 раза. Начался почти библейский исход молдаван из своей страны. Все вокруг массово нищали, а кто-то сколачивал состояния. По сравнению с 1991 годом объем ВВП упал до 43-41 процента, промышленного производства – до 40-36 процента, реальные денежные доходы уменьшились до 15 процентов. Доля промышленности в ВВП сократилась с 25 процентов в 1991 году до 18 процентов в 1999-м, доля сельского хозяйства - с 36 до 26 процентов. Рухнул экспорт, к концу 1999 года дефицит внешнеторгового баланса достиг угрожающего уровня в 20 процентов ВВП.

Да, кризис тряс тогда все страны СНГ. Но нигде государство так холодно и безразлично не отказывалось от своих социальных функций, нигде не перекладывали последствий так жестоко и цинично на плечи народа, нигде глава кабинета вслух не именовал людей презрительно «лузерами». Именно правительство Стурзы предложило поэтапно увеличить возраст выхода на пенсию для мужчин до 62 лет, для женщин – до 57. Россия и Украина только сейчас думают об этих мерах.

Кто сегодня скажет, сколько людей скончалось в своих холодных и пустых квартирах без денег и лекарств, не выдержав «шоковой терапии»? Сам Стурза, побывав в премьерском кресле в разгар приватизации, сколотил изрядное состояние и, увы, по-прежнему позволяет себе по-барски называть других «лузерами». Каким он премьером будет – неизвестно. Но, возможно, и неплохим. Ведь прошло много лет, и, будучи неглупым человеком, кое-что он, кажется, понял. В мае 2014 года, спустя почти 15 лет после своего премьерства, на заседании международного клуба журналистов «Социальный резонанс» Стурза сказал, что с возрастом он осознал - «функции государства нельзя измерить только макроэкономическими показателями»: «К сожалению, я это поздно понял».

Увы, какие бы красивые слова ни говорил кандидат, у народа его имя пока что жестко ассоциируется с «шоковой терапией». Это впечатление усугубило заявление Стурзы о том, что за февраль 2016 года правительство не сможет выплатить зарплаты и пенсии. Никаких сожалений по этому поводу он не высказал. Между тем мы больше не выдержим «особого видения экономики», о котором автор впоследствии будет «сожалеть». Власть должна помнить, что она сегодня, в этой точке истории, отвечает за то, что будет завтра. Люди должны создавать семьи, растить детей, помогать родителям. Если они сегодня не смогут это делать - завтра не будет и народа как такового.

 

Деньги у государства есть

Если Стурза способен учиться на своих ошибках – что ж, отлично, такой премьер нам нужен. Мы уже поняли, что деньги у государства есть, нужна лишь программа прекращения их воровства из казны. За последний год, по данным Счетной палаты, украдено только теми организациями, где провели аудит, более двух миллиардов лей. Готов ли Стурза вернуть эти деньги, вернуть украденный из банков миллиард долларов? Готов ли найти другие каналы, по которым чиновники выводят деньги из казны? Именно он  обратил внимание на то, что правительство Лянкэ на последнем заседании в 2014 году одобрило выплату 35,1 миллиона лей французскому бизнесмену Франку Арифу, который выиграл конкурс на право открытия в аэропорту duty free в 2009 году, но не смог свое право реализовать. Этот сюжет Стурза назвал «сказкой марки "Шор&Со" под высоким патронажем правительства Филата и "некоррумпированной" молдавской юстиции», указав, что инвестиции в 200 тысяч долларов обернулись счетом на 2,25 миллиона долларов, который должен быть оплачен всеми молдаванами. «Сколько конфет должен был продать друг всех правительств, "пострадавший" Франк Ариф в аэропорту, чтобы заработать молдавские 2,25 миллиона долларов? Ответ: всю продукцию фабрики "Букурия" за пять лет», - написал Стурза.

 

Все в руках Тимофти

По мнению многих экспертов, голосов кандидат Тимофти не соберет, но в политику придет. Директор института политологии и международных отношений при академии наук Румынии Дан Дунгачу заявил в эфире «Radio Moldova», что Стурза пойдет до конца, представит парламенту программу правления и состав кабинета: «Для него это шанс заявить о себе, ему нужна площадка для презентации своей программы, и президент ему ее дал.  Стурзе это нужно в перспективе досрочных выборов. Очевидно, что он начал подготовку к ним».

По словам политолога, президент оказался в самой сложной ситуации за четыре года своего мандата: «Ему придётся выбирать между досрочными выборами и выдвижением Плахотнюка на пост премьера. Стурза не наберёт голосов, будет вторая попытка. Тимофти… будет очень сложно. Если он переусердствует со своим кандидатом, то приведёт страну к досрочным выборам. В этом случае существует риск смены проевропейского вектора, и вину за это возложат на Тимофти. С другой стороны, если он подчинится ДПМ, правительство может возглавить Влад Плахотнюк с его сомнительной репутацией и недоверием граждан».

Марина ТИМОТИН

Комментарии (0) Добавить комментарии