Экономика

Чем пахнут 11 миллиардов?

03.06.2020, 10:07
{Чем пахнут 11 миллиардов?} Молдавские Ведомости

Коронавирусы преследуют человека и животных уже продолжительное время. По состоянию на май 2020 года ученые смогли уже найти 43 их вида. Впрочем, только семь относятся к коронавирусам, поражающим человека. 

Коронавирус человека впервые был выделен в 1965 году у больных ОРВИ. В последующее время коронавирусы почти не привлекали внимание исследователей, пока в Китае в 2002-2003 годах не была зафиксирована вспышка атипичной пневмонии (SARS). В 2012 году в Саудовской Аравии были зарегистрированы первые случаи ближневосточного респираторного синдрома (MERS), а уже в декабре 2019 года территория Китая снова стала источником нового вируса SARS-CoV-2, который вызывает опасное инфекционное заболевание COVID-19. 

С момента обнаружения источника новой пандемии в прессе активно распространялась версия о его создании в лаборатории города Ухань. В последнее время ВОЗ настаивает на том, что коронавирус, вызывающий заболевание COVID-19, все же имеет животное происхождение. Это вновь подтверждает то, что уже давно известно: человек сам является причиной всех своих бед. 

Программа ООН по окружающей среде (UNEP) предупреждает: «Исчезновение лесов, строительство дорог и дамб, распространение городов, расчистка естественной среды обитания для развития сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности, загрязнения прибрежных вод содействуют формированию условий, при которых могут бурно развиваться новые и старые патогены – бактерии, вирусы и болезнетворные микроорганизмы». UNEP так же отмечает, что «нетронутая природная среда и ландшафты, как правило, держат возбудителей инфекции под контролем, но в случае причинения им ущерба, их изменения или деградации происходит нарушение естественного баланса, в результате чего запускается механизм распространения среди людей новых и уже существующих болезней». 

Отрицать пагубное влияние населения и промышленности Молдовы на экологию бессмысленно, а понять, какой механизм природа запустит нам в ответ – невозможно. Мы – аграрный регион. Для развития сельского хозяйства нам нужны и дороги, и дамбы. Наша страна бедна водными ресурсами. Ту воду, которая у нас есть, мы используем нерационально и не бережем её. Особенно в последние десятилетия. Хотя попытки изменить ситуацию были. 

В 2005 году Молдова присоединилась к Протоколу по проблемам воды и здоровья, который действует в рамках Конвенции ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Это первое международное соглашение, принятое специально для обеспечения населения безопасной питьевой водой, улучшения санитарных условий и эффективной охраны водных ресурсов, используемых в качестве источников питьевой воды.

Здесь и далее используются текст и данные из Descrierea CIP a CamereiNaționale a Cărți,ProgramulNaţionalprivindimplementareaobiectivelorstabilite întemeiulProtocoluluiprivindApa şiSănătatea înRepublicaMoldovapentruanii 2016-2025. – Chişinău:S. n., 2016 (Tipogr. «ElanPoligraf»). Находится в свободном доступе в сети Интернет. 

Логичным следствием данного присоединения стала совместная разработка министерства здравоохранения и министерства охраны окружающей среды первой национальной программы внедрения протокола по проблемам воды и здоровья в Республике Молдова на 2016-2025 годы», которая была утверждена постановлением правительства № 1063 от 16 сентября 2016 года. В течение долгих одиннадцати лет (!) эти министерства при поддержке международных и национальных партнеров разрабатывали положения национальной программы и скрупулезно просчитывали ее десятилетний бюджет. Утвержденная сумма этого бюджета составила 11 139,4 миллиона лей. 

Много это или мало? Давайте вместе разбираться. Если применить общепринятое правило расшифровки сокращенных записей больших чисел, где 1000 миллионов равны 1 миллиарду, то получим ту же сумму, но в более понятной для простого обывателя форме, а это: 11 миллиардов 139 миллионов 400 тысяч леев!

Да, вы не ослышались. Уточняю: 11 миллиардов 139 миллионов 400 тысяч лей! 

С момента принятия программы прошло почти четыре года. Что в стране изменилось к лучшему? В Кишиневе – вонь, в Комрате тоже. Предлагаю внимательно изучить, какие же перспективы для нас заложены в этом документе и как изменится ситуация со сточными водами в Кишиневе, Комрате и стране в целом до 2025 года. Готовы? Вперед! 

Во вступительной части национальной программы указано, что на момент её принятия имеющиеся канализационные системы Молдовы все ещё «оставались недостаточно развитыми и требовали существенных инвестиций. Услуги канализации в сельской местности были абсолютно неразвиты или находились на начальном этапе развития». Из имеющихся очистных сооружений только 70 выполняли механическую очистку, и качество очищенных сточных вод не соответствовало существующим нормам сброса. В городах и райцентрах отсутствовали установки очистки ливневых вод, которые оказывали «особенно большое влияние на окружающую среду». 

Для решения обозначенных национальной программой проблем, были установлены различные специфические цели, из которых имеет смысл выделить только те, которые напрямую связаны со сточными водами. Их всего три: 

- «Специфическая цель 7. Сокращение на 50 процентов сбросов неочищенных сточных вод и сокращение сбросов неочищенной дождевой воды в природные приемники (общий бюджет: 3 650 500 лей)». 

- «Специфическая цель 2. Сокращение на 20 процентов к 2025 году числа эпидемических вспышек инфекционных заболеваний и частоты возникновения заболеваний, связанных с водой (общий бюджет: 40 766 600 лей)». 

- «Специфическая цель 4. Обеспечение к 2025 году 100-процентного доступа населения к улучшенным системам санитации, в том числе 50-процентного доступа к системам канализации (общий бюджет: 170 192 700 лей). 

На первый взгляд, это достаточно перспективные мероприятия. Судя по названию, они должны значительно улучшить экологическую и эпидемиологическую ситуацию в стране. Однако, если начать разбираться в деталях, то сразу возникают вопросы. Вот, например, первый: министерство охраны окружающей среды поставило перед собой цель «сократить на 50 процентов сбросы неочищенных сточных вод и сбросы неочищенной дождевой воды в природные приемники». Для выполнения этой цели исполнители запросили 3,6 миллиона лей и спланировали следующие мероприятия (будем рассматривать только те, на которые предусмотрено выделение денег):

- проведение исследований о воздействии дождевой воды на качество поверхностных вод (срок: 2016-2018, бюджет: 1 038 800 лей);

- инвентаризация станций очистки дождевой воды на всех предприятиях (срок: 2016-2018, бюджет: 1 563 100 лей);

- разработка плана приведения существующих станций очистки сточных вод в соответствие с требованиями Директивы ЕС 91/271 (срок: 2020, бюджет: 524 300 лей);

- реконструкция и модернизация систем канализаций в городах Чимишлия, Резина, Сынджерей, Басарабяска, Окница, Орхей, Хынчешть, Фэлешть, Дондушень, Чадыр-Лунга, ВадуллуйВодэ (срок: 2020, бюджет: 524 300 лей). 

Пауза… Медленно выходим из шока, ведь только что, прямо на наших глазах, произошло запланированное сокращение на целых 50 процентов сбросов неочищенных сточных вод в реки и озера Молдовы! 

На самом деле, ни о каком сокращении и речи идти не может. Включаем логику и начинаем с последнего пункта: «реконструкция и модернизация систем канализаций». Берем размер выделенных средств и делим его на количество (11) указанных городов. В результате получаем сумму в 47 663 лей. Напрашивается вопрос: что можно сделать на эти деньги с канализацией в городе? Например, купить 47 самых дешевых чугунных канализационных люков. 

Вот еще один интересный момент: для такого масштабного и серьезного проекта как «реконструкция и модернизация канализаций» установлен такой же бюджет, как и для разработки «плана приведения станций очистки сточных вод в соответствие с требованиями Директивы 91/271 ЕЕС», что говорит о его волшебной «эффективности». 

Что касается двух последних направлений, определенных этой «специфической целью»,  которым досталось более 71 процента бюджета (!), то они менее всего относятся к сокращению сбросов. Например, на проведение инвентаризации выделили более 1,5 миллиона лей. Что делали исполнители за эти деньги? Пришли на предприятия, посчитали станции очистке дождевой воды, переписали их в ведомость и составили документы на списание 1,5 миллиона лей. 

А теперь перейдем к главной «изюминке»: «проведение исследований о воздействии дождевой воды на качество поверхностных вод». На эти «исследования» выделили чуть больше миллиона лей. Честно говоря, в современных реалиях Молдовы цель этих исследований вообще непонятна, ведь, согласно официальным данным агентства окружающей среды, большинству поверхностных вод Молдовы присвоены самые низкие – IV и V-й - классы качества. Самое время вспомнить заявление начальника экологического агентства в Комрате Е.Шевченко, которое он сделал в ноябре 2019 года на экстренном совещании муниципального совета по вопросу экологического состояния в пойме реки Ялпуг: «Нами ежеквартально проводятся лабораторные исследования. Результат страшный – там воды нет! Это самотечный коллектор Комрата!». 

Друзья, задумайтесь, огромная сумма была выделена не на строительство очистных сооружений, а на изучение воздействия воды на фекальные потоки в водоемах! У вас не возникли сомнения в эффективности, а самое главное - целесообразности выделения этих средств на данном этапе? С таким же успехом из бюджета можно ежегодно выделять по миллиону лей на проведение научных исследований о влиянии лунного света на рост телеграфных столбов! 

Следующим направлением, которое напрямую связано с запланированным существенным сокращением сбросов неочищенных сточных вод в реки и озера Молдовы, стала «Специфическая цель 2»Здесь министерство здравоохранения, министерство охраны окружающей среды, операторы «Apă Canal» и местные публичные органы поставили перед собой цель сократить на 20 процентов число эпидемических вспышек инфекционных заболеваний и частоты возникновения заболеваний, связанных с водой. Для того, чтобы достичь этой цели, ими было запрошено чуть больше 40,7 миллиона лей. 

Давайте посмотрим, что же было запланировано для того, чтобы в очередной раз помочь городу Комрату не допустить в летний период вспышки холеры в регионе. Напомню заявление начальника центра общественного здоровья И.Хаста на том же совещании в ноябре 2019 года: «Сточные воды продолжают просачиваться в грунт, откуда попадают в грунтовые воды, которые питают существующие точки водозабора местных жителей». Он также подчеркнул, что «рыба, которая выращивается в воде реки Ялпуг и животные, которые пьют такую загрязненную воду, небезопасны для человека». К сожалению, это заявление касается не только Комрата, оно касается всей страны. Что же на этот раз было спланировано министерствами? 

Мы и тут рассмотрим только те мероприятия, на которые выделили деньги: 

- создание национальной системы надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями (срок: 2018-2020, бюджет: 31 954 200 лей); 

- реализация национальных действий по применению гигиенических практик населением (срок: 2016-2020, бюджет: 2 737 400 лей); 

- разработка и внедрение планов безопасности питьевой воды во всех населенных пунктах с населением более 2000 жителей (срок: 2017-2025, бюджет: 6 075 000 лей). 

Что это значит? Это значит то, что снова почти 41 миллион лей (!) было спланировано – и они будут потрачены – нена строительство очистных сооружений, а на создание системы контроля выживания жителей в условиях тотального загрязнения рек и озер Молдовы. 

Кроме двух первых, в национальной программе обозначена «специфическая цель 4», которая напрямую связана со сточными водами в стране: «обеспечение к 2025 году 100-процентного доступа населения к улучшенным системам санитации, в том числе 50-процентного доступа к системам канализации (общий бюджет: 170 192 700 лей). 

Судя по названию, эта цель была самая многообещающая. Для ее реализации запланировали «строительство/реконструкцию систем санитации в школьных и доуниверситетских учреждениях в целях обеспечения 100 процентов учреждений системами санитации (срок: 2016-2020, бюджет: 164 664 000 лей)». Ознакомившись с направлением реализации цели, понимаешь, что речь идет вовсе не обо всем «населении», а лишь о школьных и доуниверситетских учреждениях. Игра слов, но хотелось бы, чтобы слова не разошлись с делами, ведь все-таки это наши дети и 96 процентов выделенного бюджета. 

На оставшиеся 4 процента, а это 5,5 миллиона лей, разработчики планировали обеспечить доступ 50 процентов населения к системам канализации. Достаточно тяжело разобраться, о каком здесь «населении» идет речь, однако оказалось, что это и не нужно. Изучив запланированные направления работы, можно увидеть, что доступ этой части населения к системам канализации будет предоставлен только на бумаге. На эти деньги продолжится «переложение в национальное законодательство Директивы 91/271 ЕЕС», будет проведена «разработка/обновление нормативных баз по сбросу и очистке сточных вод», «оценка ситуации по сбору сточных вод и их очистке», также будут проведены «разработка электронной базы данных по сбору и очистке сточных вод» и «выявлено уязвимые и плотно заселенные зоны»,  «разработана техническая и инвестиционная программа для выполнения требований к очистке городских сточных вод», «разработаны и утверждены нормы/кодексы практики о требованиях к альтернативным малым системам санитации (EcosanZUC)». 

Конечно же, не обошлось и без новой «изюминки», которая, несомненно, обеспечит доступ половины населения страны к системам канализации, а это, внимание (!), – «организация и проведение тренингов для местных публичных органов». 

Да, все это правда! Пауза… Выходим из нового шока, понимая, что неочищенными стоками в наших реках и озерах и в этот раз никто заниматься даже не планировал. Мало того, после «тренингов» нас всех убедят еще и в том, что доступ 50 процентам населения к системам канализации уже предоставлен. Оставшееся без канализации население будет в это искренне верить и по-детски надеяться на то, что в следующий раз новую канализацию им проведут в первую очередь. 

Анатолий ЗАЛЕВСКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии