Экономика

Что будет с ценами после подорожания энергоносителей

31.07.2015, 06:00
{Что будет с ценами после подорожания энергоносителей} Молдавские Ведомости

Экономическая ситуация не благоприятствовала производству и до банковско-валютного кризиса. Но повышение тарифов на фоне уже имеющейся нестабильности будет последней каплей для многих бизнесменов. Потребители станут покупать меньше товаров, экспорт будет еще проблематичнее, все это приведет к потере рабочих мест и снижению поступления налогов в бюджет. 

В какой степени повышение тарифов отразится на остальных ценах и какие антикризисные меры будут предпринимать производители – узнавала эксперт «Молдавских ведомостей» Нина ДИМОГЛО.


Василий Тарлев, экс-премьер-министр, председатель Конгресса промышленников и предпринимателей РМ:

«Будут сокращаться рабочие места вплоть до ликвидации бизнеса»

- Подорожание энергоносителей больно ударит по производителям. Да и сырье дорожает. У наших граждан, к сожалению, низкая платежеспособность, покупать будут меньше. В итоге работодатели недополучат доход и будут сокращать рабочие места. Покупательная способность людей упадет еще ниже. Государство не сможет увеличивать пенсии и зарплаты бюджетникам. Граждане будут платить за энергоресурсы, вынужденно сокращая затраты на питание, одежду, обучение. Предприятия в силу неконкурентоспособности будут самоликвидироваться.

 

Валериу Косарчук, председатель ассоциации фермеров:

«Фермеру будет хуже, чем в прошлом году»

- И без подорожания было плохо, так как не получали достаточно субсидий. А теперь однозначно вырастут цены на продукты питания: пищевое производство имеет в затратах электроэнергию.

Уже были протесты в отношении обеспечения нефтепродуктами. Сегодня на дворе 30 июля, а нам было обещано, что до 15 июля наши требования будут решены на государственном уровне. Вроде обещали на заседании парламента рассмотреть. Но парламент решает на перспективу. 610 миллионов лей, предусмотренных для нас бюджетом, нам не перечисляют, так как у минфина есть задачи поважнее, например, медицинское страхование, зарплаты бюджетникам и т.д..

То, что случилось с банковской системой, привело к падению курса лея, росту цен на удобрения и химикаты. Фермер будет чувствовать себя хуже, чем в прошлом году. Нужны радикальные изменения. Без внешней поддержки ничего не изменится.

 

Сергей Чимпоеш, компания по переработке овощей и фруктов «BasarabiaAgro»:

«Ситуация очень сложная. Выживет сильнейший»

- Тонну производимых нами полуфабрикатов до подорожания энергоносителей мы поставляли заказчику по 400-430 долларов. Из этой суммы 300 долларов – затраты на газ, электроэнергию. Ясно, что повышение цен на энергоресурсы больно ударит по нашему предприятию. Мы не будем привлекательны для иностранного рынка. На Украине, в Белоруссии, я уже не говорю о России, цены на энергоресурсы другие, мы не в состоянии выдержать конкуренцию.

Что касается поставщиков сырья - они, как и мы борются за выживание и цены,  предполагаю, поднимут.

Что будет дальше, сказать сложно. Ясно одно – кризис в нашей сфере усугубляется, и ничего хорошего нас с такими тарифами не ждет. Не исключено сокращение рабочих мест. Не исключаю того, что некоторые предприятия нашей сферы вообще не смогут работать. Тут уместна фраза: «Выживет сильнейший».

 

Максим Цуркан, производитель продуктов быстрого питания:

«Малый бизнес в таких условиях может не выжить»

- Безусловно, повышение тарифов скажется на работе производителей, тем более - на малом бизнесе в сфере производства. Производить будем меньше, налогов будем платить меньше, следовательно, государству повышать зарплаты бюджетникам будет нечем, отсюда вывод: бюджетники не будут покупать товары и услуги, опять же упадет сбор налогов… Замкнутый круг.

Естественно, все это повлечет за собой сокращение рабочих мест. Но дела гораздо хуже: главная проблема в том, что многие производители вообще не смогут выжить и закроются.

 

Владимир Хмелевский, винодел, АО «Вина Комрата»:

«Цены на вино поднимутся по причине подорожания сырья»

- В связи с ростом цен на энергоресурсы хотелось бы и нам увеличить стоимость энергосоставляющей в структуре цены на продукцию, но не получится: придется затянуть пояса, так как конкуренция очень жесткая. Наши вина присутствуют на международном рынке, потому мы вынуждены играть по тем правилам, а там никого не волнуют цены на энергоносители в нашей стране.

Правда, цены на вино все равно поднимутся, но уже за счет удорожания сырья. В нашем деле все зависит от цены винограда.

 

Светлана Катана, производитель медикаментов, «Vitapharm»:

«Сократится ассортимент лекарств»

- У нас ситуация крайне сложная. Особенно, если бизнес кредитуется. Наша основная беда в том, что цены на нашу продукцию регулирует государство. Вспомним ту зиму, когда евро резко подскочил: все производители могли поднять цены – мы же не имели права. А отгружать товар должны, так как нельзя допускать в стране нехватки медикаментов.

Естественно мы ведем диалог с государством, будем писать, информировать, отклик будет, но до этого момента мы будем терять. Как будем выходить из ситуации – сейчас сказать не могу.

Сокращение рабочих мест в нашем производстве исключено. У нас не так много кадров. А те, что есть, узкопрофильные, на вес золота. Сокращать таких специалистов рискованно, так как вернуть их назад не получится.

Еще важный момент. Кризис повлечет за собой сокращение номенклатуры, будет пересмотрено количество выпускаемых препаратов. Портфель наименований резко сузится, некоторые востребованные препараты не будут выпускаться в прежнем количестве.

 

Елена Прока, менеджер торгового центра:

«Цены на аренду в торговых центрах повышать не будут»

- Мы будем нести сумасшедшие убытки. Но ситуация сложная, люди закрывают магазины из-за низкой платежеспособности населения, торговля, малый бизнес идут в убыток. Мы боремся за каждого арендатора. Повысим стоимость аренды - потеряем и то, что имеем. Поэтому повышать не будем.

 

Петр Кайряк, хлебопекарня «Melina»:

«Хлеб подорожает на 10 процентов»

- Кризис и раньше был, но мы цены держали в узде, так как пшеница стоила в рамках разумного, хотя и тратились на модернизацию производства. Но грядут перемены. Сейчас мы вычитываем будущие убытки и определяемся с ценами на продукцию.

Хлеб – социально значимый товар, взвинчивать цены мы не можем. Но повышение стоимости электроэнергии повлечет за собой рост стоимости хлеба до 10 процентов. Учитывая то, что цены у нас дешевле, чем на многих других  предприятиях, нашим покупателям это не будет столь заметно.

Конечно, мы готовы к падению спроса. Но, в любом случае падение производства для нас не будет тотальным. Если и будет сокращение рабочих мест – то незначительное. Но у нас достаточно крупное предприятие - предполагаю, что более мелкие ощутят эту волну кризиса более остро.

 

Кэлин Виеру, ресторатор, владелец ночных клубов:

«До 2/3 заведений нашей сферы закроются»

- Ситуация влияет на наш бизнес на все сто процентов. Форму выхода из кризиса еще не выбрали, но что-то будем решать. Точно будет сокращение рабочих мест, инвестировать в бизнес будем меньше. Если раньше вся новая аппаратура покупалась в Германии, теперь, наверно, будем покупать в Китае.

Больше половины наших коллег бизнес ликвидируют. Думаю, до двух третей заведений закроется. Вследствие этого арендодатели потеряют клиента, люди потеряют работу. Картина печальная, но такова реальность.

Комментарии (0) Добавить комментарии