Экономика

Что делает пан атаман, когда у него нет золотого запасу

05.06.2022, 08:05
{Что делает пан атаман, когда у него нет золотого запасу} Молдавские Ведомости

Эта статья была опубликована в «МВ» 5 июня 2017 года. Прошло пять лет. И ничего не изменилось.

По Конституции (статья 126) экономика Республики Молдова - рыночная, социально ориентированная, основанная на частной и публичной собственности и свободной конкуренции. Государство должно обеспечивать функционирование экономики по рыночным принципам. Однако в законах декларация о рыночном характере экономики теряется: государство все делает по каким-то другим, нерыночным, правилам.

Можно как-то объяснить сугубую декларативность «рыночников»-фронтистов в начале 90-х и их сегодняшних последователей.

Можно объяснить действия аграриев, которые принимали Конституцию, - они в основном были председателями колхозов, понимавшими, что их век заканчивается.

Но как объяснить бездействие и неграмотность нынешнего поколения политиков и экономистов, постоянно консультирующихся с МВФ, ВБ, ЕС?

Вот уже четверть века они объясняют всевозможные экономические изменения на молдавском рынке – логичные и нелогичные – влиянием мировой экономики, цен на нефтепродукты и прочего. На самом деле Молдова существует как государство-анклав, государство-остров, не испытывающее влияния мирового рынка.  

Кто сидит на золотой подушке безопасности

С 2000 года цена на основную валюту – золото – в мире постоянно и неизменно растет: с 8,97 доллара за грамм до 53,21 доллара, то есть в 6 раз.

До 1971 года действовал «золотой стандарт», который регулировал стоимость валют: все валюты менялись на доллары, а те - на золото. В экономике, построенной на основе этого стандарта, каждая выпущенная денежная единица могла гарантированно по первому требованию обмениваться на соответствующее количество золота. То есть правительства не могли печатать деньги, не обеспеченные золотом. Рассчитываясь бумажными деньгами, они тем самым передавали право собственности на определенное количество золота без передачи самого золота.

Отмена «золотого стандарта» позволила проводить относительно произвольную денежную эмиссию. При излишке бумажных денег в экономике начинается рост цен - инфляция. Вместо золотого эквивалента в игру включилось понятие ВВП (валовый внутренний продукт): играют роль объем производства и продаж, что привело к появлению пустых, не подкрепленных металлом валют.

Соотношение валют среди стран перестало быть прозрачными, дав почву для многочисленных спекуляций на рынке. Страны с низким уровнем экономики вступили в борьбу, скупая иностранную валюту с помощью искусственного роста национальной валюты. Но система требует баланса, поэтому все операции, кажущиеся скрытыми и незначительными, всплывают в виде инфляции в отдельных странах и кризиса в крупнейших экономических державах. В результате мир заполнился долларами, а в подсчетах их ликвидности теперь очень сложно разобраться.

Если ранее сильная и стабильная валюта была у стран с большими резервами, в том числе золотом, - то сейчас лидерство возникает в результате умелой политики. И все же стабильность валюте дает старое доброе золото, что доказывают экономики США, Германии, Италии, Франции. Золотая «подушка безопасности» позволяет им странам держаться на поверхности даже в случае валютных скачков. По объему ВВП лидируют те же США, Германия и Франция, но также и Китай, Япония, Бразилия.

Фактор нефти и «нарисованные» деньги

Вторая по значению валюта - нефть. Среднегодовая цена на нее все эти годы колебалась, но неизменно росла. Глобальный ежегодный ВВП ППС (внутриваловый продукт по сравнительной покупательской способности) за все эти годы также вырос на 105-109 процентов, и падения цен на нефть в 2,5 раза за шесть лет вообще не почувствовал.

Нереальна ситуация, когда нефть дорожала в три раза, а ВВП вырос всего-то на 5 процентов. Это, в первую очередь, результат «нарисованных» денег и пересчитанных данных о ВВП по покупательской сравнительной способности. Бумага все стерпит.

Глобальные тенденции и молдавская реальность: цены на электроэнергию...

Если перейти от глобальных трендов к родным, молдавским, - возникают загадки.

 

Курс лея много лет постоянно падал: с 12,43 лея за доллар США в 2000 году до 19,92 в 2016-м с незначительными колебаниями. Но с начала 2017 года он все время укрепляется.

Цены на электроэнергию все это время также вели себя как хотели, по-молдавски, без учета мировых цен на нефтепродукты, хотя постоянно делались заверения о существовании зависимости от этих цен. Например, в 2016 году мы покупали электроэнергию на 19,2 процента дешевле, чем в 2015-м, но устанавливали цены реализации на 10,2 процента выше. И все это - благодаря» новой методике НАРЭ. И никто не может объяснить хотя бы логику установления цен при распределении электроэнергии за последние три года: 2,75 цента в 2014-м, 1,67 цента в 2015-м и 3,71 (вдвое больше) в 2016-м.

Только бытовым потребителям эти минус 19 процента к цене и плюс 10 стоили дополнительно 955 миллионов лей переплаты. Остальная часть электроэнергии - 2,5 миллиарда кВт - использовалась производством и вошла в стоимость товаров и услуг, что создало условия для воровства не менее 2 миллиардов лей за год. Это – в дополнение к неограниченной торговой надбавке при отсутствии всякого контроля со стороны государства.

Да, в условиях рыночной экономики существует свободное ценообразование. Но насколько свободное и не контролируемое, если за ним не следят ни Счетная палата, ни генпрокуратура?

И если за эти годы потребление электроэнергии бытовыми потребителями выросло вдвое (с 0,82 до 1,65 миллиарда кВт), в целом в экономике потребляемой электроэнергии остался на том же уровне (2,3 в 2000-м и 2,45 миллиарда кВт в 2016-м). А в целом объем потребляемой электроэнергии еще не достиг уровня 1997 года - 4,63 миллиарда кВт.

При постоянном росте цен на электроэнергию и неизменном объеме ее потребления даже теоретически не может быть фактического роста производства. Однако национальное бюро статистики считает, что наш ВВП неизменно рос, а в последние годы рос на 10-12 процента в леевом выражении, и на 5-6 процентов в долларовом по покупательской способности. Но это может быть только при условии, что цены на товары и услуги завышены значительно и необоснованно, не так, как это допустимо в настоящей рыночной и социально ориентированной экономике.

... Макроэкономические парадоксы… 

На портале минэкономики в разделе «макроэкономическая ситуация», подраздел «макроэкономические прогнозы» есть нота от 9 марта 2017 года с прогнозом на 2018-2020 годы. Примечательно, что эта важная информация подписана не руководством министерства, а начальником управления, хотя на основании этого прогноза минфин будет считать проекты бюджетов последующих лет.

В документе со ссылкой на январский, прогноз МВФ указано, что за прошлый год цены на нефть снизились на 15,9 процента, а на текущий год ожидается их увеличение на 19,9 процента. Подчеркиваю, ссылка на прогноз МВФ! В то время как уже в марте всему миру было известно, что за 2016 год цены на нефть марки Брент (европейская) поднялись на 49,31 процента (с 37,60 до 56,14 доллара), а на 2017-й ожидали снижения цены до уровня 50 долларов за баррель.

И все это на тот момент уже подтвердилось! За январь средняя цена была 55,68 доллара, за февраль - 55,56, за март - 52,74, за апрель - 51,71, за май - 50,29, за первые дни июня цена упала ниже 49 долларов за европейскую нефть и 47 - за американскую. То есть только за январь-май цена на нефть упала на 12 процентов.

Средний курс лея к доллару за 2016 год был равен 19,92, а уже в июне он стал 18,23. То есть и лей вроде как тоже укрепился и стремительно продолжает укрепляться.

А доблестная наша статистика передает со своего портала, что за январь-апрель индекс инфляции - 104,28 процента. Небольшая, но все-таки инфляция. Между тем по всем показателям должна быть дефляция со снижением общего уровня цен.

При укреплении валюты на 9,3 процента и при снижении цен на нефть на 12 процентов не может быть инфляции! К тому же инфляция, как правило, длительный процесс. В таком случае при длительном периоде – более пяти месяцев – укрепления лея кто-то обязан обуздать нашу «рыночную» экономику и торговлю. Но наши умники будут продолжать доказывать всему миру, что в нашей стране другие экономические законы!

Отмечу, что до 2004 года существовали статистический учет и анализ, на основании которых была известна доля в ВВП и по отраслям электроэнергии, бензина, дизтоплива, газа, угля и пр. в количественном и стоимостном выражении. И при любых колебаниях цен на энергоносители можно было оперативно определить последствия - то, как это скажется на ценах, принять меры. Но эту статистическую форму с 2005 года отменили. И сегодня уже никто ничего не может прогнозировать. Все в ожидании того момента, когда НБС посчитает ВВП за предыдущий год к 29 декабря следующего года.

Именно 29 декабря, согласно ежегодным планам, утверждаемым правительством. Непонятно только, кому и зачем нужна информация о ВВП спустя два года? Так одним необдуманным росчерком пера власть лишила сами себя всех управленческих рычагов, которые можно использовать при колебаниях цен на энергоносители. Отсюда и такие длительные запаздывания и реакция между колебаниями цен на энергоносители и курса лея. Но только в случае необходимости снижения цен. Как повышать – так оперативно.

… И макроэкономика воровства в особо крупных размерах

На портале налоговой службы счетчик налоговых поступлений показывает сумму в более чем 12 миллиардов лей с начала 2017 года. При указанных выше разночтениях между макроэкономическими показателями, реальным и расчетным курсе лея, завышенных ценах на электроэнергию, прямое воровство государства из карманов налогоплательщиков уже приближается к миллиарду лей.

А теперь суммируем.

955 миллионов лей украдены из карманов бытовых потребителей электроэнергии в 2016 году, продолжают воровать и в 2017-м. 

2 миллиарда лей украдено у потребителей товаров и услуг – юридических и физических лиц.

Украден примерно миллиард в ходе государственной инсценировки процесса инфляции и завышения цен и налогов.

Итого украдено не менее 4 миллиардов лей. То есть по 1350 лей в год с каждого жителя Молдовы – от только что родившегося младенца до дряхлого старика, или по 4600 лей с каждой среднестатистической семьи.

Думитру БАРБАЛАТ

Комментарии (0) Добавить комментарии