Политика

Что не так с Тараклийским университетом?

14.07.2022, 06:20
{Что не так с Тараклийским университетом?} Молдавские Ведомости

Тараклийский университет – единственный болгарский университет за пределами Болгарии и мост дружбы между двумя странами – может пасть жертвой «оптимизации». Недостатки у него можно найти – если искать. Но создается впечатление, что дело не в этом. Просто правительство вознамерилось во что бы то ни стало похоронить не только вуз, но и добрые отношения с Софией. Уж очень грубо все делается.

Журналист Александр Петков в эфире Morari.live привел такой пример. Еврокомиссия получила ответы правительства РМ на известный опросник для предоставления статуса страны-кандидата в члены ЕС. В главе 26 «Образование и культура» - ни слова об «оптимизации» вузов. Но вот вопрос №24 о наличии в учебных заведениях преподавания на официальных языках ЕС: «Правительственные гении написали, что преподают на испанском, итальянском, английском, польском, а также, обратите внимание, на турецком, иврите, китайском (по их мнению – это официальные европейские языки). Когда речь идет о преподавании в университетах, упоминается об английском, французском и немецком. Но в РМ есть лицеи, в которых преподают на одном из официальных языков ЕС, болгарском. Есть университет. Только чиновники об этом даже не ведают. Нет вообще упоминания о Тараклийском госуниверситете!».

Реформу высшего образования власть называет болезненной, но необходимой в условиях масштабного демографического спада. Но этот аргумент почему-то не выдвигается на выборах – напротив, наблюдается массивный прирост избирателей. Власть пассивно следит за тем, как рекламируют себя румынские университеты, как работает в Молдове немецкий фонд Александра фон Гумбольдта, который отслеживает наиболее перспективных ученых в мире и привлекает к работе в немецких университетах.

Что же все-таки ждет единственный в Молдове болгарский вуз? О своих впечатлениях рассказывает  ректор Тараклийского государственного университета имени Георгия Цамбалака Мария Лазоревна Пасларь.

- Что не так, почему возникла необходимость объединения с педуниверситетом имени  Крянгэ?

- С нашим университетом все так, ему уже 18 лет, он открыт на основании указа президента в 2004 году. В рамках соглашения между правительствами РМ и Республики Болгария министерство образования и науки Болгарии ежегодно предоставляет нам сто стипендий и финансирует 50 процентов расходов. В 2017 году был заключен договор о создании международного консорциума в сфере науки и образования между нашим вузом и Русенским и Великотырновским университетами. Коллеги оказывают нам поддержку, идет обмен опытом преподавателями и студентами.

Решение о реформе высшего образования застало нас врасплох. Мы считаем, что наш вуз попал в план ошибочно: у него особый статус, он был открыт усилием политической воли двух государств, это мост сотрудничества и знак толерантности государства по отношению к этническим болгарам. И вот мы теряем свой статус, университетскую автономию и идентичность. София не сможет больше инвестировать в подготовку специалистов-болгар, для нее это неприятный сюрприз.

И даже с юридической точки зрения все не так. По соглашению от 2004 года решение одной из сторон что-то изменить должно быть согласовано с другой стороной. Этот пункт договора нарушило министерство, не потрудившись уведомить о своем решении партнера, односторонне денонсировав соглашение.

- Много ли сэкономят на «оптимизации»?

- София готова взять на себя все затраты на вуз полностью! Есть предложение сделать наш университет филиалом одного из двух вузов – Русенского или Великотырновского. Но Кишинев и это предложение не принимает!

Мы обеспокоены. Мы хотим сохранить университет как этнополитическую модель, задуманную совместно. Мы требуем сохранить право обучения на родном языке, хотим выстроить систему образования от детского сада к гимназии, лицею, университету, чтобы сохранить идентичность молдавских болгар. Без образования народ теряет духовные ценности, молодежь вынуждена будет уехать и выберет другие страны для обучения и работы. 

Думает ли правительство о том, как сохранить население юга, как растить специалистов, которые будут заинтересованы в том, чтобы у себя дома поднимать экономику?  

- Каким специальностям вы обучаете?

- Университет - центр болгаристики в Молдове, центр исследования истории, культуры, фольклора, литературы, языка болгарской диаспоры, изучения исторических связей народов Молдовы и Болгарии. Мы готовим специалистов для южного региона, владеющих государственным языком, родным болгарским и одним из иностранных. При этом 30 процентов студентов – не болгары.

- Каковы аргументы минобразования?

- Якобы в условиях бюджетного дефицита нет смысла тратить деньги на университет, в котором около 200 студентов.

- Какие документы регламентируют численность студентов в государственном вузе?

- Никакие! В стране всего 2 процента этнических болгар - не может быть университет большим. Кстати в европейских странах таких вузов немало.

Второй аргумент – плохая материально-техническая база, которая после слияния якобы улучшится. Еще нам ставят в вину то, что специальности, по которым мы готовим, не аккредитованы. Я считаю, что делалось это специально. А без аккредитации мы не можем давать выпускникам двойные дипломы – молдавские и болгарские, в чем и была идея создания консорциума.

Нет аккредитации – нет качества, говорят в министерстве, указывая на то, что у нас недостаточно докторов. Но мы обеспечили весь учебный процесс – теоретические части дисциплин -  преподавателями с научной степенью. Потом этот аргумент отбросили и нашли другой: что у нас недостаточно преподавателей с научными званиями «конференциар» или «профессор». Когда мы сказали, что вот только сейчас трое преподавателей получили научные звания, министр заявил, что уже не это главная причина, а якобы в том, что один преподаватель ведет семь-восемь дисциплин. Но у нас только один преподаватель ведет дисциплины по специальности «музыка», это - из одного научного направления, а не из многих.

Другой аргумент: мы готовим специалистов только по первому циклу лиценциата. Следующий цикл мастерата студенты выбирают по своему усмотрению – либо болгарский, либо молдавский университеты. И в упрек нам ставят еще то, что у нас маленькие академические группы...

- В Англии и США это - признак качества: студент лучше усвоит информацию.

- Понимая это, наш коллектив отстаивает университет. Мы с представителями болгарских общественных организаций были на приеме у министра Анатолие Топалэ. Болгария просит провести видеоконференцию. В результате в конце прошлой недели начали работать две комиссии: одна от Софии и вторая – от нашего министерства. Мы ждем результатов. Все, что нам предлагают, -  либо слиться с педуниверситетом, либо стать его филиалом, - нас тоже не устраивает. Мы надеемся, что удастся стать филиалом университета Болгарии или остаться в своем статусе.

Тараклийский университет – единственный болгарский университет за пределами Болгарии. Мы в этом деле первые. А первым всегда нелегко. 

Мария БУИНЧУК

Комментарии (0) Добавить комментарии