История

Декрет №176: как возвращали церковную собственность в Румынии

13.03.2023, 11:45
{Декрет №176: как возвращали церковную собственность в Румынии} Молдавские Ведомости

Проект возвращения Бессарабской митрополии здания национальной библиотеки в Кишиневе ожидаемо приветствовал председатель палаты депутатов Румынии Марчел Чолаку. Он  заявил, что «после 30 лет дискриминации и несправедливости, наконец, справедливость восторжествовала». Все это приведет к тому, что молдаване еще больше станут «не любить» румын, пишут в молдавских пабликах, указывая, что «подготовку к унире начали форсировать». Чолаку следовало бы вспомнить конфликт между православной и греко-католической церковью в Румынии, когда шел передел церковной собственности. Нужно ли это Молдове?

В Румынии возврат религиозной собственности был частью процесса приватизации, а точкой отсчета для определения принадлежности того или иного объекта стал декрет правительства №176 о конфискации собственности церковных образовательных учреждений. О событиях тех лет рассказал Богдан Михай Раду, младший лектор департамента политических исследований университета Бабеш-Бойяи в Клуже, на портале Eastwestreport.org.

В 1948 году Румынской православной церкви было разрешено оставить за собой лишь церковные постройки. При этом здания, принадлежавшие греко-католической церкви, были «переданы» РПЦ, а  католицизм греческого обряда был запрещен. В том же году Бухарест разорвал отношения с Ватиканом. При этом православная церковь сотрудничала с режимом вплоть до предоставления своих монастырей для размещения политзаключенных по пути к месту их смерти и пыток. Часть православного духовенства вошла в штат тайной полиции, включая патриарха Феоктиста. Это детально освещено в прессе, но верующие этому не поверили и не утратили доверия к церкви.

После 1989 года начался возврат ранее национализированных земель. Это происходило по итогам рассмотрения каждого частного случая. Тот же принцип принятия решений - по каждому конкретному случаю - применялся в отношении греко-католической церкви. Общественное мнение поддерживало реституцию лишь отчасти, но ее продвигали МВФ, ВБ и Евросоюз. Но государство заняло позицию замалчивания.

В начале 90-х правительство признало конфликт, но  ограничилось призывами к обеим церквям начать диалог. Однако без ясно прописанных процедур возврат собственности пошел неверным путем.

Один из региональных руководителей РПЦ выразил готовность передать греко-католической церкви некоторые здания. Его поддержал архиепископ Тимишоары Корняну. Если в городе или селе было более одного храма и один ранее принадлежала греко-католической церкви - Корняну пытался вернуть  его. Если в какой-либо местности была всего одна церковь, Корняну предлагал обеим конфессиям проводить в ней богослужения в разное время. Но инициатива была заблокирована православными иерархами.  

В 1992 году греко-католическая церковь насчитывала 200 тысяч прихожан - один процент населения. Ей принадлежали два кафедральных собора и 212 церквей. Греко-католики мобилизовались и силой захватили некоторые храмы. Так, в городе Регин православных и греко-католических церквей было поровну, но православные контролировали их все, а греко-католикам приходилось проводить богослужения в парке. В 1996-2000 годах греко-католические иерархи договорились с чиновниками, чтобы последние закрыли глаза на захваты ими церквей. Это спровоцировало марши протеста православных.

В 90-е годы ОБСЕ и Совет Европы настоятельно рекомендовали Румынии гарантировать свободу религии. Но разрешение конфликта стало задачей правительства лишь в конце 90-х, когда оно захотело показать международным организациям «победу демократии». В 2002-м было заявлено, что вся конфискованная церковная собственность будет возвращена.

Но РПЦ заявила, что греко-католические церкви были не конфискованы, а переданы православной церкви, и поэтому заявления о восстановлении прав собственности должны остаться без удовлетворения. Более того, многие греко-католические общины и священники перешли в православие, а церковные здания принадлежат общине верующих. Игнорировался тот факт, что многие обратившиеся в православие после 1989 года приняли решение вернуться в лоно греко-католической церкви.

Аргументацию греко-католиков - храмы построены католической церковью и должны быть возвращены – поддержал папа Римский, но Бухарест оставил его призывы без внимания. Правительство признало необходимость восстановления прав собственности, но долго не могло определиться, как именно, стояло на позиции православия, и даже тогда, когда суды выносили решения в пользу греко-католической церкви, не обеспечивало исполнения этих решений.

Но в 2005 году в Румынии вступил в силу закон о реституции собственности греко-католической церкви, и она получила доступ к большей части своих бывших объектов. Интересно, что в процессе реституции румынская католическая церковь не предложила помощь своей сестре - греко-католической церкви. С одной стороны, греко-католики считают, что им должна принадлежать та собственность, которая у них была на момент прихода к власти коммунистов. С другой стороны, румынские православные указывают на факт создания униатской церкви, когда собственность изымалась у православной церкви.

Василиса ФРУНЗЕ

На фото: греко-католический кафедральный собор Святых Архангелов Михаила и Гавриила в Сату-Маре, Румыния.

Комментарии (0) Добавить комментарии