Закон

Дело «ВЕМ»: нас обокрали четыре раза, и это не конец, считает Виктор Гурэу

24.03.2015, 06:00
{Дело «ВЕМ»: нас обокрали четыре раза, и это не конец, считает Виктор Гурэу} Молдавские Ведомости

Банки тратят деньги, чтобы нажить новые. Их доход – это разница между суммами, полученными от кредитов или своих вкладов в других банках, и суммами процентов, выданных по вкладам. Схема ограбления трех банков (по разным оценкам – на сумму от 4,5 до 18 миллиардов лей) такова: «Banca de Economii» вывел средства из своего оборота, разместив их на депозите «Banca Soсiala», последний  выдал эти деньги в кредит компаниям и затем уступил право востребования кредита оффшорной фирме, за которой, по некоторым предположениям, стоят организаторы сценария. Деньги из оффшора снова приносят доход, так как кредитуются по более высоким ставкам. Чтобы выполнять свои обязательства перед госбюджетом, «BЕМ» берет кредит в национальном банке под гарантии правительства. 27 марта - срок его возврата. Настораживает то, что вкладчики хотят продать акции и могут не вернуть кредиты, если не продлят мораторий. Тогда возвращать кредит НБМ придется государству – то есть нам с вами, налогоплательщикам. Будут ли эти расходы учтены в налоговой политике-2015 и заложены в расходы госбюджета?  Данный вопрос решают сейчас создатели этих документов.

Об этом и многом другом рассказал в интервью «Молдавским ведомостям» столичный муниципальный советник Виктор Гурэу.

 

То, что Шор думал только о своем кармане, нормально, но почему то же делали власти?

 

- Предприниматель Илан Шор предложил на прошлой неделе свою версию ситуации с делом «ВЕМ». Как вы ее оцениваете?

- У каждого участника этой опасной игры с далеко идущими последствиями - своя роль. Шор не мог самостоятельно разыграть такую комбинацию, на что и намекнул на брифинге.  Это сложный сценарий, авторы которого заложили многократный выигрыш на разных этапах комбинации. Они получат выгоду при любом развороте событий. Хотя есть участники игры, для которых последствия плохими.

Шор - бизнесмен, а для бизнеса главное - доход. В отличие от представителей государства, для которых главное – безопасность страны и народа. Шор дал понять, что он преследовал интересы выгоды, а остальное – не его проблемы. Это так. Шор думал и должен был думать только о своем кармане. Но в этой ситуации о своем кармане думали и те, кто должен был думать о кармане налогоплательщика. Они запрограммировали ситуацию, в которой получили бюджетные деньги и деньги народа, которые он послушно сам понес им. 

Ничего нового, такие схемы использовались в Америке в 30-х. На Великой депрессия в США нажились акулы бизнеса и слуги закона, которые их прикрывали. Именно так создавались состояния компаний, которые сегодня являются ведущими игроками на мировом финансовом рынке. Ясно, что такие маневры можно вести только силами представителей власти высшего эшелона, вплоть до президентской администрации. Заметьте, наш президент собирал высший совет безопасности только на старте расследования! Между тем по одному из вариантов авторов сценария Молдове грозит коллапс финансово-банковской системы.

 

Как Плахотнюк уступил «ВЕМ» Филату

 

- Когда начались атаки на «ВЕМ»?

 - В 2010 году с войны между группировками братьев Цопа и Плахотнюка, желавших  контролировать «Banca de Economii» и «Victoriabank». Это закончилось осуждением братьев Цопа, форсированным отстранением владельцев акций от управления «ВЕМ», атакой на другие банки. Тогда Филат публично заявил, что идет атака на банковскую систему. Это была не забота о рынке, а посыл: мол, я тоже хочу свою долю.

 

- Как выводили банк из-под государственного управления?

- Его декапитализировали с целью поставить  под контроль. Хотя Филат мог контролировать «ВЕМ» и административными методами, назначая руководителей. Но он пошел другим путем. Снизив рыночную стоимость акций, с помощью админресурса организаторы получили контрольный пакет. И тут стало ясно: грядет война между Филатом и Плахотнюком.  

Плахотнюк избавляется от акций «ВЕМ», тем самым намекая: он не против, чтобы в игру вступил Филат. Целью было вынудить  акционеров продать акции по низким ценам. Но тут миноритарные акционеры стали бомбить письмами НБМ и руководство страны, били тревогу по поводу декапитализации банка путем необеспеченных, невозвратных кредитов, использования госресурса для выведения денег в оффшоры.

Аудит, проведенный в 2012 году компанией «Grant Thornton», которую тогда возглавлял Стефан Бриде, акцентировал внимание на том, что капиталы выводились, чтобы покрыть расходы по выборам. Акт проверки был опубликован в январе 2013-го, его получила вице-председатель, исполняющая обязанности руководителя «BEМ» Корина Бурлаку.

 

- Кто еще знал о кризисе в «ВЕМ»?

- Осенью 2012 году Воронин пишет об этом письмо Филату. Еще можно было все исправить, поставив банк под контроль. В конце 2012-начале 2013 года уже миссия МВФ пришла к выводу, что идет захват банков, я обнародовал этот секретный документ 30 января 2013 года. После этого была создана парламентская комиссия, предложившая выделить на оздоровление «ВЕМ» 500-700 миллионов лей под гарантии правительства. Но отчет комиссии открыл путь к захвату мажоритарного пакета акций частным капиталом.

22 января 2013 года отчет «Grant Thornton»  Драгуцан направил министру экономики Лазэру и всем членам стабилизационного комитета: там были Филат, Ионицэ, Негруца. Те самые двое, что плачут сейчас, знали все давно. Они думают, что правда всплывет нескоро, и рассказывают свою «правду». Это тоже посыл организаторам: хотим свою долю!

 

Когда государство грабит само себя – некому подавать иск

 

- Что было на третьем этапе «комбинации»?

- Отставка правительства Филата. Я предупреждал о последствиях. Стратегическая задача организаторов просматривалась с самого начала. Через «ВЕМ» проходят миллионы государственных денег: налоги, перечисления в НКСС и НКМС, распределяемые средства бюджета. В случае чего государство не подаст иск против самого себя… Но тут  Филата сняли.

В мае 2013 года, после отставки кабинета Филата в процессе формирования нового правительства главным вопросом стали «ВЕМ» и аэропорт. Тогда, по моему личному мнению, окончательно захлопнулся капкан, который Плахотнюк расставил Филату. Он отдал Филату и то и другое. Ликвидность активов не ставилась под сомнение: аэропорт – один в стране, у «ВЕМ» разветвленная сеть филиалов, через него проходят все бюджетные перечисления, это системный банк, вкладчики ностальгически несут ему деньги как преемнику Сбербанка. Передача контроля над банком в частные руки стала основной частью переговорного процесса, в ходе которого возникла команда Лянкэ.

 

У Филата был выбор: либо стать национальным героем, либо – олигархом

 

- Как частный инвестор взял банк под контроль?

- Я открыл некоторым глаза. Плахотнюк продавал свой большой пакет акций в 18,2 процента малыми долями, для чего не нужно было разрешения нацбанка. Филат получает новые акции. Тогда же покупает пакет Шор, взяв для этого кредит в том же банке. Часть государственных акций покупает частный инвестор всего за 48 миллионов долларов: уму непостижимо, в лучшие годы банк стоил не меньше миллиарда. 

Акции распределились так: 33 процента осталось у государства как блокирующий пакет,  а с учетом того, что даже миноритарные акционеры остались без акций, у Шора и тех, кто стоял за ним, а значит, у Филата, сконцентрировалось свыше 40 процентов. Все  владельцы акций были зарегистрированы в оффшорах.

 

- Но что же тогда получили оппоненты?

- Они не получили долю в «ВЕМ». У них были  интересы другого плана – политико-экономический раздел сфер влияния.

Российская компания, купившая акции кишиневского аэропорта, вскоре осталась с пятью процентами, остальные перешли во владении оффшорной компании. До 28 августа 2013 года они захлопнули капкан.

Филат как основной акционер мог начать капитализацию банка. Но он не стал национальным героем. Вообще Филата всегда угнетало то, что у некоторых есть банк, а у него – нет. Олигарх без банка – не олигарх, так как олигархия по определению – это сращивание банковского капитала с промышленным. Он так и не понял, что происходит, как именно его подвели под гильотину.

О происходящем все молчали все до сентября 2013 года. Даже наш пресловутый «гуру» Ион Стурза проснулся в сентябре 2013 года, когда банк уже взяли под контроль и стало ясно: когда двое-трое владеют всей банковской системой – это узурпация власти.

 

Опустошнный банк капитализировали на средства народа

 

- Как авторы комбинации заработали на спекуляции национальными интересами?

- Получив банк, надо его капитализировать.  Владельцы принимают решение сделать это на средства народа. Так началась события на рынке кредитования и валюты. Отмечу, что в конце 2013-го-начале 2014-го у Молдовы макроэкономические показатели были лучше, чем у соседей. На Украине началась война, геополитическая возня принесла бизнесу доход. Тогда появился геополитический партнер «Внешэкономбанк» как ширма: можно было, воруя, говорить о «руке Москвы». У нас мафия ворует везде, и в примэрии тоже, неизменно под прикрытием «национальных интересов»… И вот в то время, как Шор возглавляет админсовет «ВЕМ», банк вдруг получает 50 миллионов евро кредита от кого-то. От кого? Я думаю, никакого кредита и не было.

 

Группировки держали друг друга на прицеле, а в это время крали

 

- Почему не состоялся проевропейский альянс?

- Ситуацию использовали организаторы схемы. Свою версию народу выдает Ионицэ, который не получил мандата депутата и чьи  выступления могут быть восприняты как результат обиды на  Филата. Реалитате ТВ рассказывает, со слов Ионицэ, о фирме «Caravita». То есть идет посыл заблудившимся игрокам – будьте внимательны, мы вас держим на мушке. Шаг влево, шаг вправо – расстрел.  Это посыл либералам. Мы знали, что не будет проевропейского альянса: группировки держали друг друга на прицеле, а в это время крали.

 

У Лянкэ не было выхода

 

- Беспроигрышность комбинации в том, что «ВЕМ» - системный банк, и если нет денег на бюджетное финансирование, как оказалось в ноябре 2014-го, нужно либо банкротить банк, либо дать ему деньги. Комбинаторы четко вычислили момент. Осенью в банке накапливается максимальный оборотный капитал, гастарбайтеры перечисляют в валюте до 270 миллионов долларов. Авторы схемы выводят деньги из оборота «ВЕМ», включая бюджетные выплаты, делают операции межбанковского кредитования – «ВЕМ» руками Шора размещает деньги на депозите в контролируемом Шором «Banca Soсiala». Заметьте: деньги системного банка кладут в дохлый, не входящий в пятерку лидеров. Потом Шор переводит средства в валюту и выводит в оффшор через банк-спойлер.

Когда пришло время платить бюджетникам и делать выплаты из консолидированного бюджета, оказалось, что в «ВЕМ» денег нет. И в ноябре Лянкэ подписывает секретное решение правительства о выделении кредита из средств НБМ. Выхода не было: нельзя перед выборами обваливать финансовый рынок.

 

Не вкладывая ничего, комбинаторы  заработали миллиарды

 

- Сначала у народа забрали за гроши системный банк, потом - бюджетные деньги, на них скупили валюту, перевели в оффшор, в третий раз взяли у НБМ кредит для бюджетных выплат. Четвертый шаг – спекуляция на рынке валюты. Банк для перевода в оффшоры скупил массу валюты, она подорожала, начался ажиотажный спрос, тут банк кидает новую партию валюты, и ее стоимость резко снижается. Люди потеряли сотни миллионов лей, банки – приобрели, больше всех «ВЕМ» – 673 миллиона лей, так как у него много филиалов.

Не вкладывая ничего, комбинаторы заработали миллиарды. И это еще не конец их игры! Я больше чем уверен, что отчет парламентской комиссии во вторник будет засекречен и до 27 марта деньги не вернутся. Наихудший сценарий: денег не вернут, мораторий не продлят. Кто будет платить? Народ, через налоговую политику. В любом случае заплатит народ..

 

Есть большое желание заработать на нас еще и на Пасху  

 

- Я больше чем уверен, что продлят мораторий и дадут еще денег. И они еще заработают: имея доступ к административным и финансовым ресурсам, получат новые доходы через тарифы, валютные и финансовые операции. Они себя обезопасили: позаимствовав у НБМ, произвели бюджетные платежи до выборов, а 27 ноября ВСП вернула контрольный пакет государству - банк вернули пустым, с огромными долгами. С начала года не ведутся платежи бюджетным организациям, задерживаются социальные выплаты. Плюс к этому государство осталось должно за акции, которые были выкуплены новыми акционерами в 2013 году. Народ очнулся, как в сказке, у разбитого корыта.

И Шор, и «ВЭБ», по сообщению агентства по рынку ценных бумаг, хотят продать свои акции. У них достаточно средств, переведенных за рубеж, они хотят умыть руки. И подают сигнал: если вы не продлите мораторий, мы не вернем денег, а если продлите - заработаем еще миллиарды. Наиболее активны валютные кассы в период с 25 ноября до 25 марта, в период новогодних праздников и выплат налогов за отчетный год. Им все мало: они хотят продлить мораторий на период Пасхи и летних отпусков.

 

Попытка продать акции означает, что готовят наихудший сценарий

 

- Что еще нас ждет?

- Либо система рухнет, либо власть вернет народные средства. Попытка продать акции означает, что готовят наихудший сценарий: остаемся с дырой в бюджете, это 9 миллиардов лей, по расчетам НБМ - 4 миллиарда. Остальное – депозиты экономических и физических лиц, оборотные средства бюджетных организаций. Выдать кредит НБМ в 10-13 миллиардов лей  - нереально, для этого нужно решение высшего совета безопасности и парламента, но это же  50 процентов годового бюджета!

Игроки переходят к новому этапу – попытке поставить под контроль ресурсы, которые получены в результате спекуляций. В получении своей доли заинтересованы все: Ионицэ, Негруца, Драгуцану, Бурлаку. Когда я спросил Ионицэ, почему он не отреагировал в 2013 году на обнародованную мною информацию о ситуации в «ВЕМ», он ответил, что верил не мне, а своему шефу!

Возможен передел собственности между двумя группировками, это же наш национальный спорт.  Один из игроков остался без европейской поддержки, чуть позже останется без половины партии и, по словам Иона Стурзы, без денег. Другой может профинансировать новую партию, спрятавшись за ней.

 

Украденные деньги заложат в расходы бюджета

 

- Заложат ли в бюджет сумму, которую следует вернуть НБМ?

 - Обязательно. Если до 27 марта не продлят мораторий либо «ВЕМ» не вернет НБМ кредиты, эта сумма будет нарисована в расходной статье бюджета как госдолг и как кредит, взятый правительством у НБМ с  покрытием из доходов госбюджета. И налогоплательщики будут платить. Пока что вопрос не решен.

 

 - В чем нарушение закона в этой схеме?

- Когда банк берет кредит в НБМ и использует его в целях получения дохода - это не преступление. Преступление в том, что это  стало причиной убытков. Подорожание валюты привело к росту инфляции и тотальному росту цен. Бюджет стал закупать импортные товары по новым ценам. Взяв кредит, участники комбинации использовали его не по назначению. Это такое же преступление, когда работники НБМ берут народные деньги у НБМ под 0,5 процента, кладут в банк под 13-14 процентов, возвращают кредит, доход берут себе. В регламенте выдачи кредитов сотрудникам НБМ говорится: это возможно только в случае острых личных нужд.

 

«ВЕМ» не возвращен государству

 

- Еще момент. Хотя есть решение ВСП о возврате проданных ранее акций «Banca de Economii» государству – это не может быть осуществлено, пока действует мораторий. Де-факто бывшие акционеры до сих пор владеют банком и ждут продления моратория…

Елена ЗАМУРА, Марина ТИМОТИН

 

Виктор Гурэу: «Пример с выводом денег из «Banca de Economii», «Unibank» и «Banca Soсiala» должен войти в наши учебники, как вошли в учебники примеры афер времен Великой депрессии, финансовых пирамид с банком Ватикана, инвестиционных пирамид 2008 года в Испании и Португалии».   

Комментарии (7) Добавить комментарии

  • x

    На сегодняшний день Филат и Шор являются фактическими и тайными владельцами Викториябанка и работают над схемами по выводу денег из него. Как скоро государство обратит на это внимание? Наверное когда деньги и оттуда уплывут...

  • x

    Интересно почему не вызывают на допрос Филата, который фактически управлял ВЕМом в 2013-2014 годах и до сих пор является самым крупным его тайным акционером?

  • x

    Как опустошили БЕМ, так методично опустошают в целом РМ. Сначала намеренно опустошат, а потом за бесценок отдадут. Вопрос только в том, кому эта опустошенная РМ достанется. Похоже не Европе... Население РМ находится в условиях современного рабства - почти все рукастые на заработках, другие рукастые ослуживают тех кому присылают деньги. Ну а самые рукастые в РМ воруют, воруют, воруют... Это псевдо-образование по сути - загон воров, уже давно пора расформировать. Пока что-то осталось...

  • x

    Гурэу так последовательно и умно все рассказал, будь-то бы также желает войти в долю. Или он все это представил нам на тарелочке в канун предстоящих местных выборов?

    • x

      Андрей, мне не нужна доля. Это мой гражданский долг. Кстати, впервые, в январе 2013 года в пресс конференции я предупреждал что имено такой сценарий будет использован ворами. Можете ознакомиться с материалами в интернете. В остальном, спокойной ночи Молдова ...

      • x

        Правда высказанная не до конца остается ВРАНЬЕ, господин Гурау!
        Большие КРАЖЫ из Банковской системы начались еще при Воронине, когда Министром Экономики был Игорь Додон!
        Вспомниоте, хотя бы только Инвестприват банк!!

  • x

    Спасибо Вашей газете. Только у Вас, можно прочитать глубокие и главное правдивые аналитические материалы на злободневные темы. Из простой газеты Вы потихоньку превращаетесь в признанного лидера. Но наша общенациональная проблема в том,что народ не хочет, а зачастую и не способен, по разным причинам вникнуть в ситуацию в республике. Поэтому и такие низкие тиражи у прессы.