Закон

Демпартия обещает «шоковую терапию правосудия» и «стерилизацию госучреждений»

29.01.2016, 06:00
{Демпартия обещает «шоковую терапию правосудия» и «стерилизацию госучреждений» } Молдавские Ведомости

Министр юстиции Чеботарь, проваливший внедрение системы электронной продажи билетов, собирается ввести электронное правосудие

Министр юстиции Владимир Чеботарь известен тем, что с подачи Плахотнюка руководил железной дорогой и помог довести ее до ручки: задержки зарплаты – три месяца, маршруты поездов отменяются один за другим. Сейчас Чеботарь пытается руководить юстицией и даже обещает революцию в правосудии.

Обещание кардинальных реформ прозвучало в  эфире передачи «Fabrika» на Publika TV. «Скоро вы все увидите шоковую терапию правосудия, - заявил Чеботарь. - Это будут очень решительные меры стерилизации госучреждений. Проверки на неподкупность будут проводиться неожиданно».

Чеботарь признал, что юстиция в плачевном состоянии: «Все государственные системы обанкротились». Но у молодого министра – куча идей: «Система несовершенна, но мы знаем, что нужно делать. Мы хотим ввести электронные дела, чтобы доказательства были представлены в электронном формате, чтобы повестка дня согласовывалась в электронном виде. Хотим, чтобы люди, имеющие проблемы со здоровьем, присутствовали на судебных заседаниях посредством видеоконференций».

Электронное правосудие – это перспектива новых огромных затрат, на чем можно заработать. Пример – все прочие программы электронного правления, результат которых один: деньги исчезли, а у госучреждений даже нет нормальных сайтов. Чеботарь об этом прекрасно знает: именно он «подарил» железной дороге систему электронной продажи билетов. Кстати, повестки дня судов давно уже должны быть на сайтах этих судов, об этом говорится много лет, почему бы еще не поговорить?  

На брифинге 27 января Чеботарь также сказал, что минюст подаст в суд на госслужащих, по вине которых Молдова осуждена в ЕВПЧ, предъявив им регрессные иски. Он обещает подать регрессный иск по каждому проигранному делу, но список почему-то содержит фамилии лишь 37 чиновников и судей. Министр готов отслеживать и то, какой собственностью владеют виновные, чтобы обеспечить возмещение ущерба. Он отметил, что «действия будут осторожными, чтобы создать прецедент».

В списке – судьи Люба Прутяну, Сержиу Лазарь, Даниела Кирияк, Игорь Черкез, Алексей Алексентьев (сектор Буюкань), Виталие Которобай, Аурел Бурлаку, Игорь Ламбэ (Хынчешть), Константин Генча (Кантемир), Тудор Кирку, Галина Ваврин, Думитру Чебак (АП Кагула), Галина Стратулат, Светлана Новак, Святослав Молдован, В.Доага, Т.Кишка-Донева, Т.Виеру, Г.Стартулат, И.Чимпой, Ион Муруяну, Нина Чернат, Валентин Барбэ (ВСП), Ана Гаврилица, Ольга Адам, Михаил Макар, Николае Гурдилэ, Тудор Попович, Анатол Минчунэ, Ана Панов, Виктор Прутяну (АП Кишинева), Д.Кистол (сектор Чентру), Константин Гурски (CSJ), Игорь Кирияк, Ион Тецку (прокуратура Калараша), Владимир Котец (вице-примар столицы), Адела  Главан (директор территориальной медицинской ассоциации сектора Чентру).

В перечне, первоначально выставленном на сайте минюста, было 27 судей, причем одно имя повторялось  дважды, одна судья умерла, другие либо вышли на пенсию, либо уволились. Адела Главан – мать министра здравоохранения по квоте ДПМ Руксанды Главан. Между тем Молдова проиграла в ЕСПЧ за первые 20 лет 235 дел, всего на данный момент - 315. С 2001 по 2012 годы ЕСПЧ обязал правительство выплатить около 210 миллионов лей. За последние годы данных о выплатах  нет. Почему ответственность – выборочная? А как с остальными нарушившими Европейскую конвенцию по правам человека? Почему с них не будут требовать возмещения ущерба?

Эксперты считают инициативу минюста популистской. Директор программ центра юридических ресурсов Молдовы Надеждой Хриптиевски заявила для IPN, что эта инициатива – не из числа срочных: «Я удивлена ее появлению именно сейчас, потому что есть более серьезные проблемы. Регрессные иски предусмотрены законом, но их предъявлялось мало. То есть до сих пор это не работало? Подать такой иск очень сложно, чтобы доказать вину, нужно много времени. Я боюсь, что это будут популистские действия: очень быстро проведут расследования, а значит, неизбежны ошибки. Таких последствий я боюсь. Хорошее правосудие делается неспешно. Это больше похоже на поиск козлов отпущения. Я очень надеюсь на справедливость судей при рассмотрении этих действий, чтобы не было избирательных результатов. Мы будем внимательно следить за этой инициативой, потому что она вызывает много сомнений».

По словам эксперта, от минюста вообще-то ждали пакета законов о прокуратуре и пакета законов о неподкупности, именно этого хотят и международные доноры, о чем говорилось уже многократно. Но у власти другие приоритеты. Премьер-министр Павел Филип в интервью румынскому телеканалу Digi 24 сообщил, что, когда начнётся работа по возвращению украденного миллиарда, «мы думаем сделать панно, при помощи которого могли бы информировать людей о том, сколько денег удается возвращать ежедневно: электронное панно, размещенное в одном из публичных мест».

С нетерпение ждем этого панно и сообщений о том, куда пойдет награбленное проевропейской властью! Хотелось бы увидеть такое же панно, на котором будут имена претендующих на земельные участки в столице и данные по земельным аукционам. На другом панно можно представить фотографии фирм и особняков, которыми владеют члены нового правительства.

Сам Чеботарь в свои 35 лет - один из самых богатых членов правительства. При этом он всегда работал на государство: был замминистра транспорта, директором железной дороги, советником по правовым вопросам и директором юридического департамента «Air Moldova». Роскошный и вполне достроенный дом Чеботаря, главы минюста в правительстве Стрельца, по данным Moldovacurata.md, не был зарегистрирован в кадастре. Министр юстиции занимался и продолжает заниматься бизнесом: он основатель ООО «Neaos» (дало в 2012 году доход в 8,9 миллиона лей), «C&V Asistență» и «Vlaconic». «Vlaconic» в 2008 году взяло в «Victoriabank» кредит в 450 тысяч лей под залог сельского дома, деньги не вернуло и было объявлено банкротом, а в 2010 году взяло еще один кредит в размере 1,1 миллиона лей.

Возглавляя ГП «Молдавская железная дорога», в последний день пребывания в должности Чеботарь подписал два сомнительных контракта с IT-компаниями, и МЖД осталась должна им 2 миллиона долларов за разработку и администрирование онлайн-платформы по продаже железнодорожных билетов. Как сообщили аналитики  RISE Moldova, продажи продолжались месяц, при этом МЖД как  монополист и не имеет права передавать продажу билетов третьим лицам. Реализация второго контракта, подписанного Чеботарем, также приостановлена, дорога рассталась с 15 миллионами лей. Были у министра и проблемы с недекларированием доходов. Его сестра Мариана Табуйкэ - финансовый директор знаменитого ГП «Moldatsa», где пристроены на высоких зарплатах родственники многих чиновников, причем она и ее муж обвинялись в афере с мансардами.

Все, что требуется от авторов программы «шоковой терапии» - это введение института конфискации имущества коррупционеров. С принятием в 1994 году Конституции конфискация имущества как наказание была отменена, сообщил нам адвокат Роман Задойнов. Не ввели эту меру и в 1996 году, когда утверждался новый Уголовный кодекс, и в 2003-м, когда в него вносились изменения. А без этого никто и никогда не будет бояться воровать, в том числе и министры, и никакая «стерилизация» не поможет.

Александр Казанский

Комментарии (0) Добавить комментарии