Дешевый хлеб нужен, но важно, чтобы его выпуск не погубил производителя
С чего бы это ценам на хлеб ползти вверх, задался вопросом совет по конкуренции, - и приступил к выборочным санкциям против хлебопеков. Неужели члены административного органа все свалились с луны и не увидели, что за год курс доллара по отношению к лею повысился на 92 процента? А ведь именно скачки курса валют приносят самые большие убытки.
Неужели чиновники не видят, что в производстве хлебопекарных продуктов используются не только мука, вода, соль и дрожжи, но также и масло, яйца, сахар - все то, что позволяет выпускать вкусную сладкую продукцию отечественного производства за счет импортных ингредиентов? Благодаря выпуску именно такой продукции, благодаря разнообразию ассортимента выживает отрасль.
В этой ситуации государство должно сделать так, чтобы помимо дорогого хлеба был и дешевый. Потребитель должен иметь возможность купить булку как за 8-10 лей, так и за 5-6. Дешевый хлеб нужен, но важно, чтобы его выпуск не погубил предприятие.
Нужны понимание и своевременные меры. Экономические аналитики считают, что необходим государственный орган, который контролировал бы ценообразование. В таком случае обвинений в картельном сговоре не будет вообще или они будут обоснованы.
Не будет и такой ситуации, когда тендеры на поставку хлеба в дошкольные учреждения, гимназии и школы несколько лет подряд выигрывает одна и та же компания, чью продукцию не берет на реализацию ни один магазин.
Когда для всех производителей хлеба нет единых правил игры, когда всевозможным проверкам подвергаются крупные хлебопекарные производства, несущие основную налоговую нагрузку, а не те, кто различными путями сбрасывает с себя эту ношу, - можно ли говорить о картельном сговоре между конкурентами?
Очевидно, что провоцируют рост цен не хлебопеки. Если навести порядок в отрасли, а не способствовать ее ликвидации репрессивными мерами, то и цены пойдут вниз
Строгий контроль за ценообразование необходим и на рынке мукомольной продукцией. Главный мукомольный комбинат страны закрыт, склады отданы под хранение алкоголя и моющих средств. Хлебопекарни закупают муку у частных мельников, хранят зерно на частных элеваторах. Там же хранится государственный стратегический зерновой запас.
Разве это нормально, что государство выпустило из своих рук такой важный рычаг регулирования цен на зерно и муку?
Несколько лет назад исчезли унгенский, оргеевский, сорокский хлебокомбинаты. В случае наложения штрафов на грани исчезновения окажутся кагульский, бельцкий и кишиневский. А может, этот передел и кому-то на руку?
Кирилл Лучинский: «Похоронено уже много государственных предприятий»
Политика давления на хлебопекарную промышленность ведет к ее разорению
На фоне горячих политических событий подавление властью недовольства хлебопеков остается за кадром. Между тем производители не желают быть разменной монетой в политике умасливания населения и спрашивают: во имя чего их гнобят? Прокомментировать события на хлебном рынке для «Молдавских ведомостей» согласился член постоянной комиссии парламента по экономике, бюджету и финансам Кирилл Лучинский.
- По нашей Конституции экономика страны является рыночной. Власть это понимает своеобразно: субвенций не дает и, несмотря на рост цен на составляющие, запрещает повышать стоимость хлеба. Такой подход у нас государственной политикой зовется?
- У нас ее вообще нет. И не только в этом направлении. Насколько я знаю, проблемы формирования цен на хлеб не обсуждались на правительственном уровне. Не создана рабочая группа, в состав которой могли бы войти, например, руководители минсельхоза, минфина, минэкономики, директора крупнейших хлебопекарных и мукомольных предприятий, сельскохозяйственные лидеры для выработки взаимоприемлемой хлебной ценовой политики.
Если сегодня сельхозпроизводители получают субвенции - тогда необходимо контролировать стоимость зерна. Если же такой поддержки у земледельцев нет, то низкую цену на хлеб следует регулировать через финансовую поддержку хлебопекам. Но это одна сторона медали. Есть и другая.
Для выпечки высококачественного хлеба содержание клейковины в пшенице должно быть не менее 25 процентов. Такой у нас выращивают мало. Нужно на государственном уровне провести исследование и выяснить, сколько муки импортируется и по какой причине. Почему при наличии плодородных земель пшеница у нас вызревает либо фуражной, либо с содержанием клейковины немногим более 20 процентов? Хлебопекарные предприятия вынуждены приобретать высококлейковинную муку на Украине или в России. Стоимость этого сырья правительство не вправе лимитировать.
- Но если цены на хлеб оставлять неизменными при росте цен на составляющие себестоимости - выпечка станет делом убыточным. Власть сознательно банкротит пекарей, в том числе флагмана этого рынка?
- Не думаю, что сознательно. Впрочем, если власть планирует перейти к либеральной экономической системе хозяйствования, то есть упразднить госпредприятия, поскольку ими управляют неэффективно, то впору спросить: не слишком ли чрезмерна цена этой затеи?
- Почему ваши коллеги не разделяют вашего здравомыслия? Почему руководство минсельхоза (назначено по квоте ЛДПМ), зная, что АО «Franzeluta» из-за низких цен работает в убыток, сначала дает добро на их повышение, а затем осаживает?
- Цены на хлеб повысились после сообщения о повышении стоимости электроэнергии. Но тарифы заморозили – и решили вернуться к прежней стоимости.
- Цена энергии - важный элемент себестоимости, но не основной. Минсельхоз известил хлебопеков о том, что пшеница нового урожая подорожает на треть. Даже при замораживании тарифов на электроэнергию и прежних ценах на муку предприятия терпят убытки. Ради каких высших государственных целей разоряют хлебопеков?
- Возврат к прежним ценам произошел после митинга 6 сентября. Это политическое решение не имеет ничего общего с экономической логикой. Как и решение о замораживании тарифов на электроэнергию. Но решения следует исполнять. Да, это нанесет большой урон экономике, и никто вам не сможет внятно объяснить, во имя какой экономической целесообразности такие решения были приняты.
- Члены национальной ассоциации хлебопеков и мукомолов, а также АО «Franzeluta» и кагульский хлебокомбинат «Cahulpan», не входящие в НАХМ, повысили стоимость хлеба в среднем на 50 банов за буханку. Совет по конкуренции возбудил дела, углядев в этом картельный сговор. При этом председатель совета АО «Franzeluta», замминистра сельского хозяйства и пищевой промышленности Влад Логин, заявил, что в Канаде, где он прожил много лет, государственная структура, аналогичная нашему СК, во главу своей деятельности ставит не борьбу с убыточными предприятиями, а недопущение получения монополистами сверхприбылей. Вы разделяете его мнение?
- Однозначно - да. Но в центре Кишинева идут протесты. Повышение цен на хлеб вызвало недовольство в обществе. Власть, чтобы снизить протестный накал, административно надавила на хлебопеков. Инструмент давления - совет по конкуренции.
- Хлебопеки спрашивают: если повышать цены не следовало, то зачем их собрали в минсельхозе и объявили о грядущем повышении стоимости зерна? Почему представитель СК, находясь в зале, не выступил с предупреждениями о том, что в выступлениях просматриваются призывы к картельному сговору, а тайно записывал выступления и прения на диктофон?
- Руководство министерства поступило верно, решив известить хлебопеков о грядущем росте цен. Озвучили эту новость они до того, как было принято политическое решение о замораживании тарифов на электроэнергию. Что же касается действий сотрудников СК - я сожалею о том, что они не выступили с предупреждением.
- Против хлебопеков, приглашенных минсельхозом на совещание, СК возбудил дела об участии в картельном сговоре, хотя некоторые из них цены на хлеб не повысили.
- Если хлебопеки полагают, что государственный надзорный орган поступил неправомерно, им следует защищаться. Например, обратиться за помощью к СМИ, подать иски в суд против совета по конкуренции.
- СМИ проинформировали власть и общественность о ситуации, но воз и ныне там. Подать иски против СК никто не запрещает. Но в условиях политического прессинга государства какой суд их поддержит?
- СМИ и суды я привел в качестве примеров. Есть и другие способы отстаивания экономических интересов. В конце концов, можно выйти с протестами на площадь.
- Вы, представитель власти, призываете хлебопеков к бунтам?
- Не призываю. Всего лишь поясняю, какие в демократичном обществе имеются методы защиты прав. К сожалению, мы живем в драматичное время.
- Смутное?
- Именно драматичное. В философии извечен вопрос, что первично - яйцо или курица. В политологии спорят, что первично, политика или экономика. У нас политика гробит экономику.
- Власть осознает, что своей политикой вгоняет экономику страны в коллапс?
- Да.
Владимир СИДОРЕНКО
Кирилл Лучинский: «Хлеб – стратегический продукт, не только в Молдове, но и в странах с развитой рыночной экономикой, где власть старается удерживать цены на низком уровне. Пекарям предоставляют субвенции. Суммы разнятся в зависимости от типа государственной политики - либеральной, либерально-социальной, социальной».
Новости по теме
- Сегодня, 08:15
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
- 24.11, 12:19
- 24.11, 09:41
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 08:15
- Вчера, 17:31
- Вчера, 11:06
- Вчера, 10:36
- Вчера, 09:31
- Вчера, 08:28
- Вчера, 08:02
- 24.11, 14:39
- 24.11, 12:19
- 24.11, 09:41